Предыдущие части: часть 1, часть 2, часть 3, часть 4, часть 5.
 
Следующий день был одним из ключевых в шиесной эпопее. Сегодня по плану запись видео-обращения к правительству. Народ продолжает подтягиваться.
 
Полезли всей огромной толпой на протяжённую песчаную дюну, растянулись на полкилометра, взялись за руки. ЧОПовцы выстроились внизу с чётко отмеренным интервалом и спокойно поглядывали снизу вверх на вереницу, но с таким снисходительным выражением, словно давая понять: "Вы тут всерьёз что ли думаете, будто сейчас творите что-то исключительное? Ну-ну… Перелом истории."
 
Кто-то из активистов руководил процессией под носом у стражей порядка - никто не препятствовал. Всё тщательно снималось с земли и с воздуха. По-стрекозиному жужжа, над головами зависали два дрона: один наш, другой неизвестно чей. Второму можно кукиш показать.
 
Пока мы едины, мы - непобедимы! Скандируем: "Руки прочь от Шиеса! Поморье - не помойка!" Теперь можно, взявшись за руки, волну погонять. Красавчики! Солидарность, как на майской демонстрации, только не трудящихся, а несогласных.
 
В приподнятом настроении спустились в лагерь. Слушали речь президента и официальные комментарии по поводу здешней стройки. Из толпы кто-то насмешливый крикнул: "Ха-ха!!! Сказочник!" Когда зашла речь о будущем технопарке на Шиесе, о новых безопасных технологиях захоронения, одна пожилая дама громко заявила: "И что, может, теперь в ножки вам за это покланяться?!"
 
С одной стороны действительно было смешно, когда на официальном уровне заявлялось, что здесь нет никакого болота, хотя по факту оно тут было почти везде. Собственно, именно болото стало камнем преткновения в проблеме Шиеса. Ни "шелупонь", ни давление на активистов, ни ущемление прав никак здесь не повлияли на судебное решение. Конфликты только ажиотаж разожгли. Даже если бы местный губернатор обнаглел до бесчеловечности, сыпал оскорблениями, пригнал ОМОН с дубинками - сняли бы губернатора, но "технопарк" продолжали бы строить.
 
Болото - пожалуй, единственный серьезный аргумент, без которого ничего бы не добились митингующие. А добились фактически того, что стройку на Шиесе демонтируют и начнут строить то же самое в другой области подальше от болот. И там уже протестовать бесполезно будет.
 
После речи президента было обращение участников митинга. Даже не обращение, а требование. Стройку прекратить, объект демонтировать. Прекратить преследование активистов. А заодно(!) отправить в отставку глав Архангельской области и Республики Коми.
 
Последнее требование у меня по-началу вызвало некоторое недоумение. Сажали всё правительство Коми не так давно. Может, не в правительстве дело?
 
Кто в своей жизни не брал на себя ответственности больше, чем за свой прилавок с кассой, тому определённо станет легче на душе, если начнут по-сталински сажать, пытать и даже расстреливать всех больших и малых начальников за любые грехи и проколы. Это может казаться решением любых экономических проблем. Но если представить, что благодаря таким репрессивным мерам рассосутся нынешние несанкционированные свалки, то только если заставят простой народ сожрать их. Учитывая наш достаточно грубый менталитет, в России ради великих целей возможны любые перегибы.
 
В сети выложено не одно видеообращение против полигона на Шиесе - с разных населённых пунктов. Всё в железном тоне, с требованиями, скандируя лозунги. К сожалению, данные обращения отражают не вполне понимания проблемы.
 
До сих пор на правительственном уровне идут дискуссии о том, что делать с непереработанным мусором - сжигать или захоранивать? Но ни то, ни другое не устраивает людей, которые приехали на Шиес. Требование митингующих - полная переработка. Но даже если добиться каких-нибудь рекордных показателей по переработке, как в Германии, более 60 процентов - это не сто процентов, увы.
 
Если сжигать оставшийся мусор - могут возникнуть проблемы с экологией не меньшие, чем от свалки. Единого мнения нет на этот счёт, и сейчас уже в правительстве пошли разговоры о том, чтобы отозвать инвестиции, запланированные на строительство мусоросжигательных заводов, которые изначально планировалось строить по программе мусорной реформы. Мы снова возвращаемся к полигонам.
 
Сперва бы не мешало открыть Википедию, изучить матчасть из самых разных публикаций, прежде чем идти куда-то, что-то требовать, к чему-то призывать и кого-то гнать в отставку. Полигоны и мусоросжигательные заводы периодически становятся объектами протестов. А чего хотите? Закрытия полигонов, МСЗ? Полной переработки? Но такое требование пока из области фантастики.
 
На антимусорных протестах развернулась несистемная оппозиция, и неудивительно, поскольку не созрело иных решений, которые можно было бы противопоставить текущим планам государства в этой сфере. Только фантастические требования. Проблема есть, решения нет - благодатная почва для майдана. Значит можно и страну разваливать до кучи - больно уж она фиговая.
 
Описывая экологический митинг, я не придумываю отсебятины. Побывав всего сутки на Шиесе, конечно, недостаточно одних только моих впечатлений, чтобы подводить к исчерпывающим выводам. Но я постоянно на связи с людьми, которые бывают на Шиесе регулярно и вообще теперь постоянно варятся в ещё одной современной проблеме. Мои не совсем удобные вопросы у кого-то также вызвали не самые приятные подозрения: раскол общества, культурный упадок.
 
Митинг на Шиесе, несмотря на победу, оказался во многом типичным другим российским протестным акциям. Ореол священной войны, на мой взгляд, в отношении Шиеса явно преувеличен. Скорее, это ещё один порог войны гражданской.
 
Вспоминается один выпуск из мультфильмов про Масяню, который называется "Русский панк-рок". Главная героиня Масяня собрала рок-группу, и первый концерт был намечен в злачной забегаловке. Убойная песня начиналась с благозвучного вступления под синтезатор: "В небе ангелочки летают на цветочках…" Далее вступает гитарный дисторшн, ударяют барабаны, интонация вокала меняется на дикую: "А на Земле… Все свиньи, гады, сволочи!!! Всё очень плохо сделано!!!" Непечатные выражения. И последнее восклицание: "Еда невкусная!!!" Вот примерная суть того, во что превращаются многие современные протесты.
 
Когда вся публика разбежалась (а кто-то лежал без чувств), музыканты собрались и пошли домой. Масяня - своему другу: "Лохматый, ты плохо колбасишь. Ты, это… Сильней надо колбасить! Резче махай своими палками."