«Челюскин». Изображение предоставлено Константином Богдановым |
|
В советское время не было таких людей, кто бы не слышал про подвиг «челюскинцев». В течение двух месяцев они жили на льду возле затонувшего парохода «Челюскин», проводили научные изыскания и ждали, когда их спасут. Трагичная и эпичная история об освоении Арктики. Из-за того, что «Челюскин» ушёл ко дну практически на краю света, комплексных исследований ни разу не было. В 2020 году сразу две экспедиции обследовали корабль. Обе они оказались успешными и расширили знания специалистов об этом судне. Почему изучать «Челюскин» крайне сложно и зачем нужны такие исследования?
86 лет спустя
8 августа 2020 года, Чукотское море. Экспедиция морской инженерной компании «Фертоинг» с борта буксира-спасателя «Лазурит» с помощью эхолота на глубине около 50 метров обнаруживает корпус парохода «Челюскин». Волнение команды, радостные улыбки. Судно затонуло в 1934 году, и с тех пор его комплексно не обследовали. В этот раз поисковики значительно продвинулись в исследованиях легендарного парохода, чья история в своё время взбудоражила весь мир. Для исследователей это некая дань памяти подвигу тех, кто пробивал Северный морской путь для страны.
В качестве рабочих рук в экспедиции участвовали водолазы из «Разведывательно-водолазной команды» Константина Богданова. На счету этих членов РГО обследование десятков кораблей и подводных лодок, в том числе линейный корабль «Лефорт», а также масштабный проект «Поклон кораблям Великой Победы». В этот раз аквалангистам предстояло исследовать пароход на глубине.
- Нырнуть к легенде - что может быть заманчивее для подводного исследователя? - говорит Константин Богданов. - Про поход «Челюскина» известно практически всё: кто плыл, чем занимался, как судно ушло ко дну. Вот только историю эту стали забывать. Я столкнулся с тем, что поколение 40-летних не знают имён Отто Шмидта и Владимира Воронина. Экспедиция, в которой мы участвовали, - повод напомнить, на что были способны наши деды.
Ради этого момента проделана колоссальная подготовительная работа. Одна заброска снаряжения туда чего стоит! Корабль с частью оборудования, с барокамерой, с запасами газов шёл из Владивостока, а это 3 тысячи миль. Команда водолазов, историки и журналисты летели до Анадыря, потом два дня ждали корабль. После этого вместе со снаряжением вертолётом ещё три часа летели до посёлка Ванкарем.
Этот населённый пункт является не только самой удобной точкой начала экспедиции, но и самой знаковой: сюда доставили челюскинцев после эвакуации со льдины, а местные жители оказывали им помощь. Здесь стоит школа, которую буквально через год после катастрофы на свои деньги построили Отто Шмидт и челюскинцы. Об этом напоминает мемориальная доска на здании. Правда, сейчас здесь наполовину школа, наполовину детский сад. Историю «Челюскина» в этом посёлке помнит каждый.
Логистика экспедиции - очень сложная, словно на другую планету добираешься, но, по признанию участников, всё прошло гладко. И всё-таки маленькая неприятность, которая поставила под угрозу всё мероприятие, произошла…
- В Анадырь наша команда прилетела в составе четырёх человек, - рассказывает Константин Богданов. - И тут выясняется, что один наш товарищ заболел. К счастью, не самым популярным сегодня вирусом, а обычной простудой. Небольшая температура, насморк, отрицательный тест. В итоге руководитель экспедиции отправил водолаза домой. Так из запланированных двух пар под погружение осталась одна тройка. Если раньше могли погружаться по очереди, теперь у нас только тройка: в новых незнакомых условиях с плохой видимостью отпускать кого-то одного неправильно.
9 августа 2020 года. Погода благоволит, солнечно и без осадков, только достаточно сильный ветер. Но у дна всё может быть иначе, местные воды непредсказуемы, предупреждают специалисты, уже нырявшие в арктических морях. Сумеют ли участники экспедиции увидеть пароход «Челюскин»?
Навстречу подвигу
«Челюскин» отправился в рейс по Северному морскому пути в августе 1933 года. От Мурманска до Владивостока он должен был проскочить за одну навигацию и доказать всему миру, что Арктика - наша.
Экспедицию возглавил географ, руководитель Главного управления Северного морского пути Отто Шмидт.
И здесь начинается первая загадка: как так получилось, что «Челюскин» направили в Арктику? Судно, изготовленное в Дании, предназначалось для ленских экспедиций и называлось «Лена». Это обычный пароход немного усиленной конструкции. Не бумажный, конечно, но к такому подвигу он был не готов. Знаменитый полярник Владимир Визе написал тогда: «Набор корпуса недостаточно крепок, шпангоуты редкие и слабые, ширина парохода большая».
Позднее историки писали, что «Челюскин» отправило не давление партийной номенклатуры и не мифические угрозы коллективного Сталина. Просто Отто Шмидт был по складу характера авантюристом и надеялся на удачу.
Понимая, что вести такой корабль в Арктику - преступление, от роли капитана на нём отказался Петерис Бейзас, который его принимал. Потомственный моряк, помор Владимир Воронин тоже долго отказывался принять командование, поскольку «Челюскин» «совсем не подходил по своей крепости, а также по своим морским качествам, для самостоятельного ледового плавания». И всё же Отто Юльевич уговорил Воронина: в Мурманске обещали найти капитана, который бы повёл «Челюскин» к славе, но смельчаков не нашлось. Всё предприятие стояло под угрозой срыва. Чтобы спасти честь своего товарища, Воронин согласился.
В поход отправились 112 человек. Помимо команды это учёные, журналисты, кинооператоры, художник Фёдор Решетников и поэт-конструктивист Илья Сельвинский. В успехе предстоящей экспедиции не сомневались настолько, что геодезист Васильев, к примеру, отправился в плавание с беременной женой. На путь через льды отважились несколько женщин и детей - семьи зимовщиков, которые должны были сменить команду на острове Врангеля, куда уже четыре года не могло пробиться ни одно судно. Запланированный успех обеспечивала проводка «Челюскина» ледоколом «Красин» в Карском море и ледоколом «Литке» в восточном секторе Арктики. Ледовую разведку обеспечивал гидроплан лётчика Михаила Бабушкина. И, в общем-то, всё бы прошло гладко, если бы не самоуверенность Отто Шмидта.
15 августа, при первой серьёзной встрече с тяжёлыми льдами, судно получило повреждения. Капитан вызвал на помощь ледокол «Красин», тот пробил ему дорогу, и экспедиция продолжалась. Без приключений «Челюскин» добрался до Чукотского моря, и здесь его зажали многолетние льды. Подойти к острову Врангеля «Челюскин» не смог. С середины октября до начала ноября судно дрейфовало в сторону Берингова пролива и 4 ноября достигло его. Фактически Северный морской путь был пройден. Лёд стал заметно тоньше, и до чистой воды «Челюскину» оставалось всего несколько километров. Рядом находился ледокол «Литке», капитан которого предложил пробить для «Челюскина» проход к чистой воде.
И здесь Отто Шмидт допустил ещё одну роковую ошибку. Полагая, что «Челюскин» окажется на свободе самостоятельно в течение нескольких часов, он отверг помощь «Литке». Ледокол отправился выполнять свои задачи, а уже вечером 4 ноября «Челюскин» стало сносить от чистой воды в глубину ледовых полей.
Обстановка стремительно ухудшалась, но Шмидт обратился за помощью к капитану ледокола только десять дней спустя! Время было упущено: между кораблями теперь находились поля многолетнего льда. Преодолеть их не мог даже ледокол. Стало ясно, что экипаж «Челюскина» ждёт зимовка, но ладно бы только это… Пароход не мог противостоять напору торосов, и момент, когда его раздавит, неминуемо приближался. Руководство экспедиции это понимало и разместило все важные грузы на палубе.
13 февраля 1934 года наступила развязка. Мощный напор льдов пробил в левом борту трещину шириной в метр и длиной в 30 метров. Экипаж был готов к такому исходу, за короткое время на лёд спустили людей и груз. Во время аварии завхоз Борис Могилевич упал в воду, а затем на него упало бревно. На льду оказалось 104 человека, в том числе женщины и двое маленьких детей (часть пассажиров покинули судно ещё у острова Колючин). В 15.50 судно затонуло.
Исследователям «Челюскина» искать место затопления судна не пришлось: его координаты - 68°18′05″с.ш. и 172°49′40″ з.д. - хорошо знала вся страна.
Кто искал «Челюскин»?
Попытки найти затонувший корабль начались уже в 1935 году. Экспедиция подводных работ особого назначения (ЭПРОН) - военная государственная организация, занимавшаяся подъёмом кораблей, судов и подводных лодок и другими подводными работами, предложила Шмидту поднять затонувший «Челюскин». Шмидт отказался, мотивируя тем, что это невыгодно.
В 1974 году координаты затонувшего «Челюскина» заново определили участники гидрографического судна «Малыгин». В 1979 году к месту гибели «Челюскина» отправились два корабля - «Максимов» и «Маяк». Аквалангисты из Магадана и Мурманска в крайне сложных условиях достигли затонувшего корабля. На поверхность они подняли несколько металлических предметов - спинку кровати, фрагмент леерного ограждения палубы и несколько болтов и гаек. Их не передавали в музей, не подвергали экспертизе, они хранились в ныне разрушенном помещении Магаданского подводного клуба, а потом просто исчезли. Были ли они действительно с «Челюскина» - неизвестно.
В 1989 году с судна «Дмитрий Лаптев» на «Челюскин» погружался журналист Сергей Мельников, который, по его словам, также достиг цели. Но его информация вызывает у специалистов большие сомнения.
В 2004 году состоялась экспедиция «Челюскин-70» на НИС «Академик Михаил Лаврентьев». Они обследовали все известные точки координат, где ранее велись поиски. «Челюскин» не обнаружили. Но в 2006 году на СРТМ «Рогачево» та же команда вновь отправилась в Чукотское море. Водолазы совершили несколько погружений, используя в числе прочего подводный сонар, бьющий в обе стороны на 400-500 метров. На поверхность подняли леерную стойку с корабля. Экспертиза подтвердила: это металл с «Челюскина».
Постоять на мостике «Челюскина»
И вот спустя 86 лет водолазы погружаются на дно Чукотского моря, к легендарному «Челюскину». Константин Богданов первый спустился в ледяную воду. Признаётся, что такого волнения не испытывал уже давно.
- Первые 20 метров казалось, что нам повезло: поверхность прозрачная, бирюзовая вода, через которую пробивается яркое солнце. Но ниже началась плотная коричневая полоса и ночь. Видимость на объекте - порядка полуметра, дальше всё мутится. Из-за того что в воде очень много взвеси, весь наш свет, который мы брали с собой, был малоэффективен: он даёт отражение - и ты ничего не видишь. Словно одновременно побывал и на Чёрном море, где абсолютная ясность воды, и на Балтике, помноженной на озёра или реки периода дождей, - рассказывает участник экспедиции.
Корпус «Челюскина» глубоко зарыт в грунт, оброс ракушками и актиниями. Но водолазы смогли определить, что находятся, скорее всего, на палубе верхнего открытого мостика. На нём кода-то всматривался во льды капитан Владимир Воронин. Водолазы смогли получить первые достоверные кадры с «Челюскина».
Сильным подспорьем стала 3D-модель затонувшего судна, созданная специалистами компании «Фертоинг» на основе акустической съёмки, которая не только позволила сориентироваться на борту, но и давала представления о примерных разрушениях корпуса. На модели, сделанной командой Артёма Мельникова (директор компании «Фертоинг»), хорошо видно, что часть надстройки по левому борту разрушена, как бы сложилась от времени или при затоплении судна. По ней ориентировались, когда сплавляли спусковой конец для водолазов.
- Ты можешь показать 200 фотографий, можешь снять фильм. То, что видит камера, видит зритель. А 3D-модель, на которую наложено это изображение, даёт представление в целом об объекте. Как он лежит, какие у него повреждения, на левый или на правый борт крен, в каком он состоянии. А видео и фотографии уже дополняют. И этот формат - тот язык, на котором нужно разговаривать сегодняшним исследователям с будущими исследователями, - поясняет Константин Богданов.
«Марлин» обследует «Челюскин»
В сентябре 2020 года к месту гибели «Челюскина» пришёл ледокол «Илья Муромец», на борту которого находилась комплексная экспедиция Русского географического общества и Северного флота. По иронии судьбы, судно исследовали в 87-ю годовщину, когда его зажало льдами.
- В отличие от «Челюскина» мы шли по чистой воде без единой льдины, причём на всём Северном морском пути, - рассказывает участник экспедиции кандидат исторических наук Павел Филин. - Гидрографы составили план поиска с помощью стационарного сонара на нашем ледоколе. При сильной качке и ветре капитан скорректировал план. Вскоре увидели «Челюскин»: система трёхмерной анимации отчётливо изобразила судно, сразу показав его длину - около 100 метров. Судя по изображению, оно без серьёзных повреждений. Непонятно только, в каком состоянии мачты, система наблюдения не смогла их распознать в деталях.
С помощью многолучевого эхолота экспедиция провела трёхмерную акустическую съёмку парохода «Челюскин». Затем удалось произвести видеосъёмку с помощью необитаемого подводного аппарата «Марлин-350». Удалось увидеть немало интересных деталей.
- Хорошо сохранился вертикальный борт с характерными вырезами и изгибами. Название «Челюскин» не сохранилось. Рассмотрели другие интересные детали. Например, прямоугольные вырезы, возможно, иллюминаторы. Разглядели упавшую мачту или другую часть корабля, лежащую поперёк него и выходящую за пределы борта. Сомнений, что это «Челюскин», нет. Трёхмерная картинка показала все особенные детали. И изображения с «Марлина» также показывают характерные формы корпуса, - перечисляет Филин.
В качестве «трофея» с «Челюскина» экспедиция привезла более-менее качественные съёмки парохода.
Конец эпопеи
5 марта лётчик Анатолий Ляпидевский на самолёте АНТ-4 пробился к лагерю и снял со льдины десять женщин и двоих детей. После этого самолёт вышел из строя. В следующий раз самолёт прибыл только 7 апреля. За неделю в дровяных ящиках, закреплённых под крыльями самолётов, лётчики Василий Молоков, Николай Каманин, Михаил Водопьянов, Маврикий Слепнёв и Иван Доронин вывезли на материк остальных челюскинцев. Во время последнего рейса, 13 апреля 1934 года, лётчик Молоков вывез со льдины собак.
Спасение челюскинцев стало легендой, породило новый советский героический эпос, сделало любимцами всего мира спасавших людей со льдины лётчиков. Отто Шмидт, с его развевающейся на полярном ветру бородой, стал чем-то вроде живого памятника, героем фольклора и даже этаким советским Санта-Клаусом, приходившим на ёлки в школы. Новорождённые младенцы в тот год в некоторых семьях получили имена: Карина - в честь Карского моря и Оюшминальд - «Отто Юльевич Шмидт на льдине».
Типичная история из советской действительности. Трагедия стала триумфом. Казалось бы, зачем современникам потребовалось исследовать «Челюскин» и напоминать о делах давно минувших дней?
- Каждая новая экспедиция, каждая команда, которая туда приходит, вносит свой, новый вклад, новую информацию, - полагает Константин Богданов. - Сейчас всю информацию можно нанизать на 3D-модель и уже отталкиваться от имеющегося силуэта судна. В любом случае, объект интересный, это действительно легенда. Мне кажется, либо он ждёт какой-то большой комплексной экспедиции, в которой мы будем рады принять участие, либо все эти знания, все исследования, фрагменты информации нужно собрать в одну копилку. Поскольку это Северный морской путь, поскольку это географические исследования, где-то в библиотеке РГО можно было бы всё это собирать и показывать.
Эксперты говорят, что судно интересно как туристический объект. Многие захотят увидеть место столь бурных событий и сам пароход.
Ну а кроме того, в постоянной битве за Арктику надо напомнить, кто сделал этот регион нашим и какой ценой он нам достался.
Наталья Мозилова, Екатерина Головина