Председатель комитета по местному самоуправлению Хабаровской городской думы, депутат Денис Куратов
Председатель комитета по местному самоуправлению Хабаровской городской думы, депутат Денис Куратов
Полгода прошло после сентябрьских выборов 2019 года, а изменений в нормативно-правовой сфере городского управления произошло уже достаточно много. Но главное - четко обозначился курс на правильное юридическое обеспечение деятельности по управлению столицей края, в том числе и с уточнением положений Устава Хабаровска.
 
О том, как идет работа по «реконструкции» этого документа, что уже сделано и какие проблемы еще требуют неотложных юридических мер, беседуют председатель комитета по местному самоуправлению Хабаровской городской думы Денис Куратов и политический обозреватель «Приамурских ведомостей» Евгений Чадаев.
 
- Денис Алексеевич, сегодня депутатский корпус муниципального парламента на сто процентов состоит из новых людей. О каких проблемах, не способствующих полноценной депутатской деятельности, сегодня можно говорить?
 
- Первое и основное, с чем мы столкнулись, - полное отсутствие управленческих работников в нашей городской думе. Во всех административных столицах российских регионов есть свой минимально необходимый аппарат, а у нас его нет вообще. Предыдущими руководителями города был создан механизм, когда вся повседневная депутатская работа и вся документация готовилась силами аппарата администрации города. Под видом, так сказать, благотворительно-шефской помощи.
 
И здесь сразу выявились несколько интересных обстоятельств. Во-первых, юристы в представительном органе - это совершенно другая отрасль юридической работы, и ею должны заниматься профессионалы этой сферы, в том числе и на постоянной основе
 
Во-вторых, в российской Конституции есть статья 10 (о разделении властей), которая не допускает подмену одной ветвью власти другой даже под самыми благовидными предлогами.
 
В-третьих, есть же еще и режим секретности в каждом органе управления, а нашу входящую и исходящую документацию много лет в ежедневном режиме читали городские чиновники.
 
Ну и четвертый тезис (вытекающий из предыдущих положений), мы должны готовить и отправлять все наши документы только силами наших штатных работников.
 
- Ваш комитет отвечает за работу по внесению изменений в Устав города. Какие позиции обнаружились в ходе начатой работы по приведению главного городского документа в соответствие с российским и краевым законодательством?
 
- Есть нормы, которые просто вызывают оторопь у людей, читающих наш городской Устав. Есть размытые положения, но очень и очень важные для управленческой работы, а есть такие, которые по неизвестным нам причинам просто отсутствуют. Например, пункт 9 статьи 9 третьей главы городского Устава гласит (привожу без сокращений): «К вопросам местного значения города Хабаровска относятся… организация охраны общественного порядка на территории города Хабаровска муниципальной милицией(?!)».
 
Далее, в пятой главе четко не прописано положение о ежегодном отчете мэра города с обязательным выставлением оценки за проделанную работу.
 
Получается, что депутаты могут лишь принять к сведению этот отчет?
 
Некоторые юридически подкованные горожане (с известной долей сарказма, конечно) говорят, что мэру и его подчиненным сегодня вообще можно только формально присутствовать на работе, годовая оценка все равно ведь не выставляется.
 
Ну и еще один очень важный момент. Неизвестно, кем и когда были созданы условия, при которых сами депутаты не имеют реальных или вообще юридических возможностей проконтролировать выполнение собственных решений. Особенно в части контроля за расходованием бюджетных средств (читайте: денег налогоплательщиков) или любых решений, связанных с финансовыми расходами.
 
В общем, уставных уточнений и изменений предстоит немало.
 
- Имеется в виду и контрольно-счетная палата города?
 
- О контрольно-счетной палате города (КСП), утверждаемой и подотчетной депутатам, вообще отдельная тема. В городе, где находится (должна находиться!) де-факто стомиллиардная муниципальная собственность (школы, детсады, медучреждения, недвижимость муниципальных унитарных предприятий и других учреждений) и ежегодно обращается несколько десятков миллиардов рублей, контрольной деятельностью занимаются четыре штатных работника (а реально сегодня работают лишь двое).
 
Как они могут проверить состояние этого громадного имущественного комплекса, движение бюджетных или других муниципальных средств?
 
Хотя в других городах с населением в 600 тысяч человек штат контрольно-счетных муниципальных органов включает от 15 до 25 человек.
 
Деньги жителей местных сообществ должны быть на особом счету.
 
- В прошлом году депутаты пришли работать в городскую думу с наказами от наших избирателей, а последним всегда интересны и нужны конкретные результаты депутатской работы. Что уже сделано спустя полгода?
 
- Одной из ключевых, может даже наиболее важной задачей является грамотное и квалифицированное расходование бюджетных средств. Что уже удалось выяснить?
 
Оказывается, в нашем городе есть муниципальные предприятия, в которые «закачаны» сотни миллионов рублей, а реальной отдачи и пользы городскому бюджету нет.
 
Например, завод промышленной керамики, в который за несколько последних лет уже вложены полтора миллиарда бюджетных рублей, но ничего существенного от его работы для нашего города пока не выявлено. И это более чем странно, ведь, по сути, он является заводом-монополистом на строительном рынке.
 
Или взять хабаровскую студию телевидения. Два месяца работала там контрольно-счетная палата, есть факты не совсем целевого расходования бюджетных средств.
 
О других фактах (представительство в Москве, база «Горные ключи») многие горожане уже знают. Но депутатские проверки идут по многим направлениям.
 
- Вы сказали в начале нашего разговора о расширении контрольно-надзорных функций депутатов. А за кем и (или) за чем сегодня необходим «народный» догляд?
 
- Сразу скажу, направлений предстоящей работы сегодня немало. Во-первых, за акционерными обществами, создаваемыми городской администрацией.
 
Возьмем всем известное ООО «Центр инновационных технологий» (ЦИТ), уставный капитал почему-то всего 850 миллионов рублей (и куда «заведена» вся муниципальная собственность). Оно ранее дало, например, вышеупомянутому заводу керамики триста миллионов рублей беспроцентного кредита. А проверить расходование и вообще правильность выделения этих денег депутаты не могут, в существующем городском Уставе нет таких депутатских полномочий.
 
Более того, собственность, которая числится в ЦИТе, сдается в аренду, даже продается, а депутаты не имеют ни малейшей возможности напрямую и в любое время проверить, как используется это имущество жителей города. Полный абсурд!
 
Например, человек имеет личную собственность, ею кто-то распоряжается, а хозяин лишен возможности проверить ее состояние и вообще нахождение.
 
Во-вторых, нужна переоценка всего городского имущества. Доходит прямо-таки до смешного. Возьмем ту же базу «Горные ключи». Трехэтажное роскошное здание с земельным участком общей площадью в тысячу «квадратов» по документам городского департамента муниципальной собственности оценено аж в два с половиной миллиона рублей! Квартиру не купишь в городе за такие деньги.
 
В-третьих, десятая часть бюджета города расходуется на обеспечение деятельности муниципальных работников городской и районных администраций (заработная плата, мебель, оргтехника, транспорт и многое-многое другое). Надо проанализировать и посчитать эти расходы, ведь сегодня часть прежних функций уже взяли на себя многофункциональные центры (МФЦ).
 
Еще добавлю, что в условиях электронного века многие «бумажные» процедуры в органах власти и управления постепенно отмирают, значит и необходимость в тех или иных управленческих функциях (соответственно, чиновниках) также уходит. XXI век всё-таки на дворе.
 
- Последний вопрос. На штат работников аппарата городской думы, который появится уже в ближайшем будущем, будут возложены какие-то особые функции?
 
- Нет, здесь все будет обусловлено, исходя из задач нашей законотворческой деятельности. Мы узаконим сначала статус аппарата городской думы в Уставе города. Нам требуются специалисты-делопроизводители и юристы в каждый комитет гордумы, работники в пресс-службу, помощник председателя, всего ориентировочно 14-15 человек. Принцип оптимальной управленческой разумности будет соблюден, ничего лишнего здесь, как говорится, не надо.
 
Всё будет очень просто. Сокращаются ставки в администрации и вводятся уже в аппарате нашей думы. Потерь в заработной плате или других положенных выплатах также не будет. Главное - чтобы штатные работники были специалистами высокой квалификации, потому что работа юридически сложная и очень ответственная.
 
По той простой причине, что экзаменатор у нас действительно очень строгий. Я говорю об избирателях нашего города, которые 8 сентября 2019 года выдали нам от своего имени доверенность на управление городом (принятие нормативно-правовых документов, планов социально-экономического развития, формирование, утверждение и контроль за исполнением бюджета и еще на многое другое).
 
И надо не просто управлять, а действовать в строго очерченных рамках федерального и краевого законодательства. Все наши правовые акты должны быть юридически безупречны, в этом главная специфика нашей депутатской работы. И каких-либо отклонений от закона мы допускать не имеем права. Избрался депутатом - работай для людей!
 
Беседовал Евгений Чадаев.
«Приамурские ведомости», №11
ст. «Возвращение в правовое поле».