Национальный проект «Безопасные и качественные автомобильные дороги» реализуется в агломерациях края - хабаровской и комсомольской.  На условиях софинансирования там ремонтируются дороги регионального и местного значения.  
 
КЖЦ - это контракт жизненного цикла, когда подрядчик не только приводит дорогу в нормативное состояние, но и обслуживает эту дорогу. В ушедшем году администрацией Хабаровского района и краевым учреждением «Хабаровскуправтодор» заключены первые контракты жизненного цикла. В наступившем году дорог, на которых работы пойдут по КЖЦ,  станет больше.
 
О том, как реализуется национальный проект «Безопасные и качественные автомобильные проекты», говорилось на заседании общественного совета регионального минтранса. Открывая его, заместитель председателя совета  Владимир Крапивный напомнил о показателях, которые должны быть достигнуты к завершению нацпроекта в 2024 году. Это увеличение в полтора раза доли автодорог регионального значения, соответствующих  нормативным документам.  Это двукратное сокращение мест концентрации ДТП.
 
Общественное обсуждение
 
- В 2019 году на реализацию нацпроекта  было израсходовано порядка двух с половиной миллиардов рублей, - сказал заместитель министра транспорта и дорожного хозяйства края Максим Прохоров. - Эти деньги направлялись  на приведение в нормативное состояние улично-дорожной сети, а также на устройство дорожных знаков, разметки, пешеходных переходов, ограждения пришкольных территорий, другие общесистемные меры организации дорожного движения.  
 
На 2020 год финансирование нацпроекта в крае превысит три миллиарда рублей.  Триста миллионов вкладывается в общесистемные меры.  
 
- Недочеты,  ошибки и тому подобное, допущенное и выявленное,  устраняется за счет исполнителей, - акцентировал Прохоров.  
 
Заместитель главы Хабаровского района Марк Хакимов обратил внимание, что  нацпроект «Безопасные и качественные автомобильные дороги»  реализуется поэтапно. За оценкой состояния дорог, требующих ремонта, следует общественное обсуждение, и оно включает себя голосование в муниципальных образованиях. Потом район взаимодействует с краем и федерацией, чтобы средства были выделены, соглашения заключены, конкурсные процедуры проведены.  
 
- В 2019 году районом освоено 160 миллионов рублей. Разбивка по бюджетам выглядит так: 80 миллионов - федеральный, 64 - региональный, 16 миллионов - консолидированный местный бюджет. Было отремонтировано 24 дороги районного и поселенческого значения протяженностью свыше двадцати трех километров. В том числе четыре дороги за счет экономии средств, которая достигнута в результате конкурсных процедур, - информировал Хакимов.  
 
В наступившем году по нацпроекту Хабаровский район получит 197 миллионов. В том числе 98 миллионов - из федерального бюджета, 78 - из регионального,  почти 20 миллионов - из консолидированного местного бюджета. Число дорог районного и поселенческого значения, которые намечено отремонтировать, - 21.  
 
- После  поездки губернатора в Мичуринское, встречи с жителями на ремонт дорог дополнительно выделено 46 миллионов рублей, - добавил замглавы района, уточнив, что в Мичуринское поселение входят Виноградовка, Федоровка, Нагорное, другие села западной части Хабаровского района.  
 
…И тротуар для Бичевой
 
В краевой столице в наступившем году будет отремонтировано 47 участков улично-дорожной сети общей протяженностью 43,7 километра. Объем финансирования составит 1,6 миллиарда рублей. Продолжатся работы для обеспечения безопасности дорожного движения, в частности,  в местах концентрации ДТП. Переходящий объект  - приведение в нормативное состояние улицы Краснореченской на участке от улицы Богачева до улицы Прогрессивной.  
 
- Один из ключевых объектов текущего года - ремонт улицы Шелеста протяженностью 1,6 километра. Стоимость работ с учетом аукционного снижения - 280,6 миллионов рублей. Проезжая часть будет расширена до четырех полос. Также на этой улице запланировано устройство водоотведения,  наружного освещения, пешеходных связей, светофорного объекта, - сообщил заместитель начальника управления дорог и внешнего благоустройства Александр Васильев.  
 
В программе ремонта - улицы Муравьева-Амурского и Карла Маркса, Королева, Салтыкова-Щедрина и другие.  
 
- За три года  в городе приведено в нормативное состояние 157 километров автомобильных дорог. Нормативным требованиям сегодня соответствует 41,24 процентов улично-дорожной сети Хабаровска, - констатировал Васильев.
 
По линии краевого учреждения «Хабаровскуправтодор» в 2019 году отремонтировано 17 участков общей протяженностью 104,6 километров, на что израсходовано 513,8 миллионов рублей. В том числе 83,6 миллиона - из федерального бюджета.  
 
- В наступившем году наши планы скромнее, - заявил главный инженер «Хабаровскуправтодора» Андрей Рябов. - Федерального финансирования на это год мы не получили.
 
Намечено отремонтировать участки дорог общей протяженностью 60,5 километра. На это выделяется 829,3 миллионов рублей из регионального бюджета. Из пяти контрактов, которые заключает «Хабаровскуправтодор», три контракта представляют собой КЖЦ.  
 
В общесистемных мерах предполагается отремонтировать 10,5 километра тротуара в селе Бичевая района имени Лазо. Там же намечено устройство электроосвещения.
 
Бестолковость столичного происхождения    
 
После выступления должностных лиц прозвучали вопросы членов общественного совета. Так, Владимир Кохан, констатируя отсутствие  проезда вдоль железнодорожной ветки  к Татарскому проливу, как следствие, оторванность от сети автодорог края порядка тридцати станционных поселений,  поинтересовался перспективой воссоздания этого проезда. Именно воссоздания, поскольку он существовал в пору строительства и эксплуатации ветки в 40-е годы. При этом Кохан сослался на планы правительства Вячеслава Шпорта обеспечить проезд между станциями Селихин и Монгохто в 2017 году.  
 
- Пока финансовых возможностей для этого край не имеет, - ответил главный инженер «Хабаровскуправтодора» Андрей Рябов.
 
Существенным было добавление Максима Прохорова, заместителя министра транспорта в правительстве Сергея Фургала. Он заметил, что без привлечения федерального финансирования какие-либо планы в дорожной деятельности края - это лишь слова. Сегодня упор делается на достройку магистралей Комсомольск-Чегдомын и Селихино-Николаевск.  
 
- В чегдомынском направлении  на условиях софинансирования с преобладанием федеральных денег строятся мосты через Аякит и Герби, - пояснил Прохоров. - В николаевском направлении дорога есть, но она 5-й категории, которая не позволяет осуществлять регулярные пассажирские перевозки.  
 
Зачем было прокладывать трассу Лидога-Ванино, где на триста с лишним километров пути ни одного населенного пункта? Что это, если не бездарное расходование средств, в том числе федеральных, ведь реанимация автодороги  рядом с железнодорожной веткой всегда просилась в повестку дня?.. Зная об умонастроениях общественного совета, Прохоров, похоже, решил защитить правительство Виктора Ишаева, которое сделало выбор в пользу более дешевого, но антинародного проекта, если иметь в виду народ, проживающий  от Селихино до Монгохто. По словам Прохорова, это был проект скорей федеральный, чем региональный.  
 
Впрочем, бестолковость не перестает быть бестолковостью  даже если она имеет московское происхождение.  
 
МУПам - быть!
 
Александр Максименко спросил главного инженера «Хабаровскавтодора» Андрея Рябова, почему краевое учреждение в наступившем году осталось без федерального финансирования. С заявкой опоздали? Получили отказ?  
 
-  Федеральные деньги ушли в комсомольскую агломерацию, - пояснил Рябов.  
 
- Федеральное финансирование распределяется между хабаровской и комсомольской агломерациями, - продолжал Прохоров. - Ремонт дорог в других местах выполняется на средства краевого дорожного фонда.  
 
Прозвучал вопрос о  муниципальных предприятиях дорожного комплекса краевой столицы, благодаря которым она более-менее успешно справлялась с национальной программой ремонта улично-дорожной сети, а в последние годы  - с аналогичным национальным проектом. Не ждет ли дорожные МУПы судьба ПАТП, обанкроченного, прекратившего существование?
 
- МУП «Дорремстрой» в предстоящем сезоне выполнит работы на 383 миллиона рублей. МУП «Дорожник» испытывает трудности, но администрация города и лично мэр принимают меры, чтобы это муниципальное предприятие сохранилось, - сказал заместитель начальника профильного управления городской администрации Александр Васильев.  
 
Анатолий Насыров, которого хабаровчане знают как бессменного руководителя клуба «Авторетро», напомнил, что большинство мест концентрации ДТП - это пришкольные территории.  
 
- Практически 99 процентов, - подтвердил Александр Васильев.  
 
По мнению Насырова,  острая ситуация у школы №10, что в переулке Дзержинского Индустриального района, получившая известность после пикетирования мэрии отцом ученицы этой школы, в минувшем году снята. Однако парковка размещена на  удалении от школы. Следовательно, дети, доставляемые личным транспортом, подвергаются опасности на пути в школу.  
 
- Нельзя ли парковку приблизить к школе, используя для этого пустующее пространство? - высказал пожелание Насыров.
 
- Мы имеем дело с застройкой, которая сформировалась давным-давно и обременена подземными коммуникациями. При такой застройке формировать пешеходные связи, где хочется, нет технической возможности. Даже если сверху растет травка и пространство выглядит свободным, - сказал Васильев.
 
К подходам к школам вернулась в своем выступлении председатель крайкома профсоюза транспортников Светлана Мельникова после признания Васильевым, что ситуация у школы №10 была не самая острая. Еще хватает пришкольных территорий, которые нуждаются в перепланировке, и эта работа продолжится на средства нацпроекта, выделяемые  для устройства дорожных знаков, разметки, пешеходных переходов, другие общесистемные меры организации дорожного движения.  
 
Законодательный частокол
 
Кандидат технических наук Геннадий Маркелов поднял вопрос о парковках. Не секрет, что на центральных улицах Хабаровска почти невозможно оставить автомобиль. Во дворах машинами вытесняются цветы и деревьями,  детские и спортивные площадки. Маркелов убежден: краевой столице надо брать пример с городов, где более активно занимаются формирование парковочного пространства.  
 
- И все мы киваем на Москву, - подхватил тему замминистра Прохоров,  а не замначальника профильного управления мэрии, как ожидалось.  - И мы почему-то не учитываем, что Москва - это не муниципальное образование, а субъект федерации.  
 
По действующему законодательству деньги, взимаемые за парковку, которую еще надо обустроить, а значит, затратить средства, пополняют бюджет субъекта федерации, а не муниципального образования. Стоит ли удивляться тому, что власти Хабаровска неохотно занимаются развитием паркового пространства? Вкладывать миллионы, не рассчитывая на отдачу, по меньшей мере неразумно.  
 
- Мы как субъект федерации стараемся поддержать город средствами краевого дорожного фонда,  - продолжал Прохоров. - Однако есть закон о местном самоуправлении, и он не всегда позволяет региону подключаться к муниципальным нуждам…
 
Правовые противоречия тормозят  формирование благоприятной городской среды, неотъемлемой часть которой давно стал автомобиль. Может, в самый раз привлечь к этому бизнес?
 
По словам Прохорова,  с персональными данными, без чего невозможна эвакуация и другие процедуры, по закону позволено  работать исключительно муниципальным и государственным структурам.  
 
Ну а что же федеральные думцы? Почему не стремятся устранить противоречия? Похоже,  политика их занимает больше, нежели реальная жизнь соотечественников.  
 
Стоп, машина!
 
В заключение заместитель председателя общественного совета Владимир Крапивный обратил внимание на три проблемы, связанные с дорожной деятельностью, но не решаемые.
 
Первая - это завершение строительства обхода Хабаровска. При его планировании  не была принята во внимание необходимость  второй очереди автодорожного моста через Амур.
 
- Сегодня, особенно в летнее время, движение по двум полосам первой очереди, которая проложена по конструкциям железнодорожного моста,  довольно плотное. С пуском обхода Хабаровска  движение возрастет. И заторы неизбежны, - отметил Крапивный.  
 
Увеличение категорийности автодороги в николаевском направлении, где планируется регулярное пассажирское сообщение, целесообразно увязать с прокладкой линии, которая свяжет материковую часть страны  с Сахалином. Координация  возможна не только с компанией «Российские железные дороги»,  заказчиком линии Селихин-Ныш, но и с нефтяниками и газовщиками, располагающими трубопроводами, следовательно, технологическими проездами. Инициатором межведомственной координации, способной ускорить строительство автодороги в николаевском направлении,  может выступить региональное правительство. Оно же,  как при губернаторе Шпорте, так и при губернаторе Фургале,  не склонно это делать, тем самым обрекая автодорогу, в которой остро нуждаются три района края, на долгострой.  
 
Третья проблема - это автомобильный переход у Комсомольска. Тот самый, что был открыт без малого полвека назад вслед за сдачей железнодорожного моста через Амур. Грузопоток в ванинском направлении растет стремительно, начинается прокладка вторых путей и электрификация. На выходе решение о возведение второго железнодорожного моста через Амур. Однако о том, что второй мост должен быть совмещенным, иначе говоря, с автомобильным сообщением,  ни заикается ни региональное правительство, ни федеральный Минтранс.  
 
- Между тем истекает нормативный срок эксплуатации железобетонных плит, которые в 70-е годы были уложены для организации автомобильного перехода на существующем железнодорожном мосту. Замена плит невозможна без  закрытия движения автотранспорта, - предупреждает Владимир Крапивный, более четверти века работавший главным инженером Дальневосточной железной дороги.  
 
Таким образом автомобильное сообщение  через Амур у Комсомольска в скором времени будет прервано. Упредить нежелательное развитие событий можно как на федеральном, так и на региональном уровне. Но там предпочитают не замечать незавидной перспективы.  
 
Михаил Карпач, специально для портала «Дебри-ДВ».