«Квартирная» тема, поднятая нами на прошлой неделе, на этой получила совершенно неожиданное продолжение. Разбирая запутанные обстоятельства, связанные с выплатами из бюджета (Инвестиционная программа республики) 3,5 млн рублей за квартиру депутата Госдумы Виталия Басыгысова, мы вспомнили о другом скандальном жилье, стоившем почти столько же. Речь идет о давней истории (2002-2003 гг.) – о том, как получал квартиру «для улучшения жилищных условий семьи» министр науки и профессионального образования Геннадий Толстых. Владея двумя квартирами, министр получил от государства третью – за 3,5 млн рублей, а часть стоимости квартиры (на которую предполагалось провести ремонт) ухитрился даже «обналичить» - взять деньгами, каковые были направлены в частное предприятие в г. Бийск. Там они и крутились долгое время, пока не зашевелились следственные органы.  

Впрочем, органы пошевелились и снова заснули, оставив министра в покое. И ничего удивительного в этом не было, потому что зампрокурора республики Николай Тахватуллин лично проконсультировал президента Штырова о том, что и как надо сделать, чтобы проблемы исчезли.

Но история часто возвращается на круги своя.  

 

Как «портился» министр Толстых

В связи с нашей публикацией в предыдущем номере или просто по случайному совпадению, но факт. 17 июля, в понедельник, стало известно, что прокуратура республики в конце прошлой недели возбудила уголовное дело по части 1 статьи 285 УК России «нецелевое расходование средств государственных внебюджетных фондов» в отношении министра науки и профессионального образования Геннадия Толстых. Позже информация была подкорректирована – уголовное дело возбуждено не против министра Толстых, а по факту случившегося.

Как видим, если с фигурантами по делу мэрии прокуратура не церемонится, немедленно хватая их и отправляя за решетку – ждать конца следствия и вынесения решения суда, то с членами правительства она обходится очень деликатно. Министр, получивший третью квартиру за госсчет, да еще и часть его «обналичивший», пока не фигурант уголовного дела и не подследственный.

Но сам факт, что про давнее дело вспомнили, звучит довольно многозначительно.

Давайте напомним предысторию вопроса.

В 2003 году Геннадий Толстых, уже имевший в Якутске две квартиры, в соответствии с распоряжением президента РС(Я) В.Штырова приобрел за бюджетные деньги третью – суперэлитную, за три миллиона рублей и плюс к ней теплый гараж – тоже за бюджетные деньги. Причем за счет раздела «Образование». Часть средств, как уже говорилось, отправилась в г. Бийск. Об этом мы в свое время подробно писали, остановившись не только на том, как министр квартиру получал (к двум имеющимся), но и как обстояло дело с проведением тендеров в курируемом им министерстве. Как составляются протоколы конкурсов с открытыми датами, как срок приема работ в документах проставляется чуть ли не раньше их начала в реальности, как в договорах ставятся одни сроки, а в графиках исполнения – другие, отодвинутые на два-три месяца (все это время деньги крутятся неведомо у кого) и прочее, прочее.

В 2004 году Коллегия контрольного комитета парламента издала постановление «О результатах проверки финансирования и целевого использования бюджетных средств по Министерству науки и профессионального образования РС(Я) за 2002 г.». В числе прочих рекомендаций премьеру Егору Борисову предлагалось:  

«… рассмотреть вопрос об ответственности министра науки и профессионального образования РС(Я) Толстых Г.В. за незаконное отчуждение государственного имущества (квартира и гаражный бокс) и искажение государственной отчетности».  

Но министр отделался, что называется, легким испугом. Получение третьей квартиры при наличии двух других (по ул. Курашова, 43, кв. 226 (куплена 11.07.95 г.) и по ул. Курашова, 1/1, кв. 21 (куплена 2.12.99 г.) он объяснил тем, что теми-то он владеет, а жить в них не может по причине каких-то формальных семейных отношений. А с тендерами – да, путаница, но порядок навести можно. На этом этапе подключилась и прокуратура с ее консультациями.

Однако потом пришло время больших перемен – первые прокуроры республики Николай Полятинский, Сергей Немков, Николай Тахватуллин и пришедший было на смену Полятинскому «варяг» Николай Мельников сменили место работы. Почти все они перебрались в судебные органы.

Новые органы прокуратуры сегодня испытывают меньший пиетет к власти. Опять же им необходимо вписаться в общероссийскую программу борьбы с коррупцией, которую провозгласил генпрокурор Владимир Устинов ровно за пару недель до того, как его самого «ушли», заменив бывшим министром юстиции Чайкой. Одного «дела мэрии» явно недостаточно, тем более что оно пока застыло на месте.  

А тут такие «старые дрожжи»!

Дело возбудили.

По статье, которая фигурирует в деле, министру светит (ст. 285 ч.1 УК РФ) либо штраф в размере от 100 до 300 тысяч рублей, либо арест на срок от четырех до шести месяцев. Возможно также лишение свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок от трех лет или без такового.  

Сам министр Геннадий Толстых, как нам сообщили, в настоящее время находится в отпуске за границей.

  

Роль президента

Президент республики Вячеслав Штыров по данному делу будет проходить, скорее всего, как свидетель, хотя в перспективе может и как соучастник. Ведь именно глава республики подписал распоряжение от 19 августа 2002 г. о разрешении приобретения квартиры для семьи Толстых Г.В. за счет раздела 1400 «Образование» государственного бюджета PC (Я). Правда, в распоряжении президента ничего не говорится о стоимости, и качестве квартиры и, возможно, его самого немало удивила цена, достаточно высокая даже по сегодняшним меркам. Да еще и невесть откуда взявшийся гараж за те же государственные деньги?!

Все цифры вписывались уже в самом министерстве.

Логика действий президента (если исключить предположение о большой, крепкой и не совсем бескорыстной дружбе с министром), выделившего деньги на квартиру, в общем, может быть оправдана. Квартиру за госсчет приобрели именно для министра. Отработает Толстых свое дело – сдаст жилье новому министру. Однако уже в декабре того же 2002 г. г-н Толстых принял меры по закреплению имущества за собой и после завершения госслужбы.

25 декабря 2002 г. был подписан договор уступки требования, по которому Министерство науки в лице первого замминистра Ивана Егорова передало право требования на 3-комнатную квартиру гражданину (не министру) Геннадию Толстых. Что такого задолжало министерство гражданину Толстых, что уступило ему право требовать с государства квартиру за 3,5 «лимона», мы так никогда и не узнаем…  

А отвечать, если дело увенчается хоть чем-то, скорее всего, придется заместителю министра Ивану Егорову. Именно он выписывал квартиру своему шефу, именно он подписывал договор переуступки требования.  

 

Вице-президент Акимов тоже «подпортился»!

Но запутанные перипетии, связанные с оплатой за госсчет квартиры Виталия Басыгысова, и старая история с квартирой (опять-таки за госсчет) Геннадия Толстых не исчерпывают всей глубины «квартирного вопроса». Он вовлекает в себя фигура и помассивнее.

Например, с «квартирным вопросом» сейчас начинают донимать и вице-президента Александра Акимова. Причем ставят его ребром: за какие, мол, такие заслуги перед компанией «АЛРОСА» ты, товарищ Акимов, получил четырехкомнатную элитную квартиру в Москве?!

Интернет-издание VipYakutia.Ru, (см. Квартирный вопрос испортил А. Акимова,  Новый «якутский дом» в Москве) крайне осведомленное о московских похождениях якутских политиков, сообщает следующее:

«Накануне принятия судьбоносных решений о судьбе АЛРОСА выясняется, что менеджментом компании подкуплен вице-президент Республики Саха (Якутия) Александр Акимов. Второму лицу в республике, не имеющему никакого отношения к работе в АЛРОСА, были вручены ключи от четырехкомнатной квартиры в г. Москве. Новая недвижимость вице-президента площадью 124,2 кв. метра расположена на улице Ватутина, д.18, корпус 2, квартира 43».

Насчет адреса – никаких вопросов нет, дом такой в Москве есть, квартира такая в Москве есть, и новый квартировладелец по фамилии Акимов есть. Вернее, не Акимов, а Акимова. Элитная квартира стоимостью в 9 млн 9 тыс. и еще 760 рублей принадлежит дочери вице-президента Марии. И официально это вовсе не подарок от компании «АЛРОСА» - просто менеджеры компании (видимо, к несказанной радости домочадцев вице-президента) обменяли московскую квартиру на якутский вариант. Новое жилье досталось Акимовым по договору мены. И произошло это не «накануне принятия судьбоносных решений о судьбе АЛРОСА, к которым Акимов, если честно, имеет достаточно посредственное отношение, потому что решают все Вячеслав Штыров и Егор Борисов, а гораздо раньше – 22 февраля 2005 г. Тогда еще не было алмазного протокола, не было разговоров о диверсификации производства и переделе долей собственности и главным страхом казалось «открытие компании». Превращение ее в ОАО из ЗАО.

Но это к делу не относится. Куда больше нас заинтересовало содержание договора мены.

Вы сейчас сильно-сильно, прямо таки нечеловечески, удивитесь, как причудливы цены на недвижимость.  

Смотрим в Первопрестольной: квартира в Москве, в престижном районе (ул. Ватутина в пределах МКАД), площадью 123 кв. метра стоит 9 009 760 рублей.  

А теперь смотрим на родные пенаты: квартира в Якутске, в центре города (пр. Ленина, д. 7, корпус 1, кв. 30) площадью 93,8 кв. метров (из которых жилая часть составляет 59,1 кв. метр) стоит… 9 009 760 (9 млн. 9 тыс. 760) рублей.

Еще раз и медленно.  

1. Квартира в Якутске.

2. Меньшей площадью (разница в 30 кв. метров!).

3. Стоит ровно столько же, сколько квартира в Москве в пределах Садового кольца!!!

Потому что в договоре (№ 0623491) говорится:

«Мена произведена без доплаты. Меняемые квартиры признаны равноценными».

Потрясающе?

Да ни фига! Потрясающе другое!

Договор между компанией «АЛРОСА» и дочерью вице-президента Якутии Александра Акимова заключен 22 февраля 2005 г. А за неполный месяц до этого, 31 января 2005 г., компания ООО «Росоценка» дала справку, согласно которой стоимость квартиры, принадлежащей Акимовой Марии Александровне, составляет 3,9 млн рублей. То есть за 22 дня квартира в Якутске подорожала в 2 с лишним раза!  

А если заглянуть в паспорт БТИ, выданный 4 февраля 2005 г., то стоимость квартиры г-жи Акимовой и вовсе составляет 1,77 млн рублей, так что скачок цен на недвижимость в Якутии приобретает еще более фантастический размах.  

-------------------

Вообще, когда родственник или близкий друг – высокопоставленный чиновник, могут произойти удивительные чудеса. Не находите? Человек, у которого две квартиры, получает для улучшения материальных условий третью. Квадратный метр жилья в провинциальном Якутске вдруг начинает стоить дороже, чем в элитной новостройке на Садовом кольце…

Главное, видимо, в чудеса верить.

Ну, и в связи.

 

Виталий Обедин, «Якутск Вечерний», № 28 от 21 июля 2006.