Юрий Бабаев |
|
Справка «КС»
Основные характеристики катера ледового класса Ice 3 проекта Е35.Г:
- длина (наибольшая) 33,5 м;
- ширина (наибольшая) 8 м;
- высота борта 4 м;
- осадка 1,8 м;
- водоизмещение 260,1 т;
- мощность двигателя 2×480 л. с.;
- запас топлива 18 тонн;
- скорость (наибольшая) 12 узлов;
- экипаж семь человек.
Работать будет в Карском море
Гидрографический катер ледового класса Ice 3 проекта Е35.Г. |
|
Катер был заложен совсем недавно - в октябре 2019 года на Балаковском судостроительно-судоремонтном заводе Саратовской области в рамках Федерального целевого проекта «Северный морской путь» по программе Госкорпорации «Росатом» строительства и модернизации гидрографического флота для ФГУП «Гидрографическое предприятие». Планируется, что судно спустят на воду в 2021 году.
Новость о том, что гидрографическому судну присвоят имя Юрия Бабаева, его дочери, Марине Йулдашевой, проживающей в Провидения, сообщил Вячеслав Цыганов, работавший в прошлом на Провиденской гидробазе вместе с её отцом.
- Когда узнала, вначале не поверила, - рассказала корреспонденту «КС» Марина. - А потом поняла, что всё правильно и справедливо. Отец не стал капитаном дальнего плавания, как мечтал, но он многие годы честно отработал гидрографом и был настоящим полярником, полюбившим навсегда Север. Я рада, что память о нём будет увековечена в названии корабля.
Из Ленинграда позвал Певек
Юрий Матвеевич Бабаев родился в Ленинграде в 1940 году. По окончании школы в 1957-м он поступил в Ленинградское высшее инженерно-морское училище имени адмирала Макарова на арктический факультет по специальности «Гидрография». После получения диплома инженера-гидрографа распределился в Ленинград, но по собственному желанию выбрал далёкий чукотский Певек.
С 1963 года работал на Певекской гидробазе инженером-гидрографом, затем был назначен начальником партии, через год - руководителем лоцмейстерского отряда. В 1964 году поступил на заочное отделение географического факультета Ленинградского государственного университета, чтобы пополнить знания по естественно-научным дисциплинам. Параллельно работал над сбором материалов по динамике и морфологии берегов Чукотки. В конце 60-х Юрий Матвеевич работал в аппарате Чаунского районного комитета КПСС.
С 1969 года жизнь Юрия Бабаева связана с посёлком Провидения, куда его перевели в мае 1969 года: сначала на должность главного инженера, а с 1971 года - начальником Провиденской гидробазы ГП ММФ. В 1970 году он закончил Ленинградский университет и получил диплом физика-географа. Параллельно с практической работой занимался научной деятельностью. В 1979 году после сдачи кандидатского минимума его приняли соискателем в Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова.
В марте 1982 года Юрий Бабаев успешно защищитил диссертацию «Геоморфология побережья юго-востока Чукотского полуострова», получив учёную степень кандидата географических наук. В разные годы Юрий Матвеевич принимал участие в работе VII съезда Географического общества СССР в городе Фрунзе, I съезда советских океанологов в Москве, XIV Тихоокеанской научной конференции во Владивостоке.
Юрий Бабаев вёл обширную партийную и общественную деятельность: был членом бюро РК КПСС, членом Исполкома районного Совета народных депутатов, председателем совета директоров, председателем географического отделения Провиденского географического общества.
После Чукотки
По инициативе Юрия Бабаева в Провидения создан памятный комплекс, являющийся визитной карточкой посёлка. Адмиралтейский якорь, гранитная глыба и маяк встречают корабли на входе в бухту Эмма. Площадка возле памятного знака - излюбленное место отдыха провиденцев. Этот же маяк можно увидеть в художественном фильме «Территория», съёмки которого проходили в Провидения.
В конце 70-х - начале 80-х Юрий Бабаев вместе с начальником морского порта Провидения Владимиром Афанасьевичем Беломестновым был инициатором кампании по присвоению малым судам портофлота имён людей, отдавших Северу десятилетия своей жизни, свой опыт и энтузиазм. Боролись они и за увековечивание старых русских названий парусных фрегатов, которые в XIX веке осваивали воды северных морей.
Так появились суда с названиями «Всадник», «Гайдамак», «Разбойник» (на последнем, кстати, на Чукотку прибыли первый начальник Анадырской округи Леонид Гриневецкий с товарищами, которые заложили в устье реки Казачки пост Ново-Мариинск, ставший впоследствии столицей округа). Бабаев и Беломестнов выступили инициаторами приглашения на Чукотку «Клуба путешественников», после чего автор и ведущий программы Юрий Сенкевич подготовил серию передач о регионе.
Советское правительство высоко оценило заслуги Юрия Бабаева. Он был награждён орденом Трудового Красного Знамени, медалью «За трудовую доблесть в ознаменование 100-летия со дня рождения Ленина», значком «Почётный полярник».
В 1986 году Юрий Бабаев попрощался с Чукоткой, но остался верен Северу. Он работал в Институте Арктики и Антарктики, руководил его ленинградским отделением. В Ленинграде Юрий Матвеевич создал ЛАСПОЛ (Ленинградская ассоциация советских полярников). В Ленинграде он много занимался вопросами строительства жилья для людей, которые отдали много лет Чукотке и желали переехать на материк. При этом он работал в школе… учителем географии, передавая детям свой богатый опыт.
В эти же годы Юрий Бабаев пишет книгу, соавтором которой стала его дочь Марина. Книга «Необходимый нос» была издана в 2004 году в Москве.
Умер Юрий Бабаев в 2008 году в родном городе Ленинграде (Санкт-Петербурге). Похоронен на Ковалёвском кладбище на территории Всеволожского района рядом с матерью.
Кстат
Имена ещё двух жителей Провидения, кроме Юрия Бабаева, были присвоены кораблям. Это бывший начальник Провиденского морпорта Владимир Беломестнов, именем которого назван буксир-кантовщик 1985 года постройки, и инженер морского порта Виталий Казанджи, его имя носил грузопассажирский теплоход 1979 года постройки «Инженер Казанджи», который в 2000 году был списан и утилизирован.
Светлана Мусияка.
«Крайний Север»