Трёхмесячные гастроли весной и летом в этом году состоялись при поддержке фонда президентских грантов. Поскольку летом 2018 мне довелось стать лауреатом Арсеньевского фестиваля и фестиваля Дальфест, меня командировали на Платформу-2019. Это большое мероприятие было намечено на первую половину июля и должно было проводиться под Москвой. Всем региональным лауреатам оплачивали самолёт туда и обратно. С этими фестивалями мне подфартило - более половины ездовых издержек мне покрыли за счёт фонда.
 
Но поскольку я без всякого самолёта собирался на запад со своими концертами, то мне приобрели обратный билет на самолёт, а в ту сторону оплатили часть железнодорожных.
 
Но при одном необходимом условии. Я должен был на протяжении всего маршрута отправлять фото-подтверждения, что я прибываю в указанные населённые пункты и даю там концерты. Везде на афишах должно быть указано "При поддержке фонда президентских грантов". Этой же надписью я обклеил футляр своей гитары и фотографировал его на фоне вокзалов и прочих надписей, символизирующих, в каком городе я нахожусь.
 
Была даже связанная с этим одна забавная ситуация в начале тура. Когда прибыл в город Улан-Удэ, обнаружил, что никаких опознавательных надписей нет нигде. Вокзал стоит весь ободранный на ремонте. Встречающий меня человек сказал: "Добро пожаловать! Ты приехал в никуда." Потом пришлось бегать по центру города, пока не обнаружил за гигантской головой Ленина на одном из главных зданий фразу, которая оканчивалась словами "столица Бурятии".
 
В целом вся поездка выдалась на сегодняшний день самой большой и продолжительной из всех. И одновременно с этим наиболее трудной, хотя в этой дороге я встретил и первую зелёную траву и начало лета и в жаре помаялся. Но в холодное время народ на концерты лучше ходит. В этот раз приходилось очень много суетиться, спасая ситуации от провалов. Даже не было времени на заметки. Конечно, есть о чём и рассказать. Кое-чем поделюсь сейчас коротко, остальное позже изложу подробно.
 
Перед выездом на запад сделал небольшой крюк на север: Комсомольк-на-Амуре, Амурск, п. Хурба. Западный заезд начался 16 апреля, а прилетел домой я 16 июля - ровно через три месяца. Посетил следующие населённые пункты: Биробиджан, Улан-Удэ, п. Утулик (Иркутская область), Шелехов, Иркутск, п. Хужир (о. Ольхон на Байкале), Ангарск, Глазов, Ижевск, Воткинск, Чайковский, п. Ува (Удмуртия), с. Кильмезь (Удмуртия), Нефтекамск, Нижнекамск, Чистополь, Набережные челны, Казань (транзитом много раз), Тольятти, Самара, Сызрань, Октябрьск (городок под Сызранью), Ульяновск (дважды), Чебоксары (дважды), Йошкар-Ола, п. Васильево (Татарстан), Трезвый сход АВП во Владимирской области на р. Клязьма, Москва (несколько раз транзитами и с выступлениями), Санкт-Петербург, Медвежьегорск, Петрозаводск, Вологда, Архангельск, Северодвинск, протестный митинг на станции Шиес (Архангельская область), фестиваль "Платформа-2019" под Москвой. В этот раз больше посещал города, а деревни только по случаю.
 
К сожалению, был целый ряд чистых организационных провалов: Биробиджан, Ангарск, Воткинск, Казань (дважды), Самара, Медвежьегорск. Майские праздники и мёртвый сезон... Провалов могло случиться ещё больше, если бы я не начал принимать меры. Пришлось учиться собирать народ в незнакомом городе, используя только смартфон, интернет, смекалку и наглость. Полагаться только на местных организаторов в этом деле означало кататься по стране впустую.
 
Поскольку я посещал в основном города, то сервис "CouchSurfing" начал использовать активно. И обнаружил ещё одну полезную вещь этого сервиса: поскольку на "кауче" размещают свои предложения люди, готовые предоставить бесплатный ночлег незнакомым людям, значит, они в принципе готовы оказать помощь по многим другим вопросам. И я стал просить их помочь мне с организацией концерта. Так несколько раз люди с "кауча" помогали мне - шли на концерт, звали друзей, а один раз даже молодой парень организовал мне импровизированный квартирник.
 
Во время поездки случались забавные и странные истории. Когда приехал поездом из Иркутска в Удмуртию, высадился в городе Глазов, стал в очередной раз фотографировать для отчётности гитарный футляр на фоне вокзала, меня окликнул один парень. Оказалось, он мой постоянный подписчик и буквально несколько минут назад закончил читать очередную заметку, которую я выложил за полчаса до этого.
 
Поставил "лайк", вышел из поезда и тут же увидал меня воочию. Мы с ним ехали на разных поездах - я с востока, он с запада. Оба вышли в Глазове с интервалом в 5 минут. Это почти невероятно, учитывая, что у меня не так много подписчиков. Конечно, он был удивлён. Это было 1 мая. По городу во всю шли демонстрации. Он провожал меня до места вписки, рассказывал про город Глазов, потом пришёл на концерт со своим другом. Про концерт в этом городе он не знал, пока меня случайно не встретил на вокзале. Причём он сам в этом городе не коренной, жил здесь одно время несколько лет, а в этот раз приехал, потому что соскучился по нему.
 
Человек, который предоставил мне ночлег в Глазове, отсутствовал на тот момент в городе. Он ходил где-то по горам, на связь выходил раз в несколько дней. Дал контакт своего друга, который на тот момент жил у него на хате. Его друг оказался очень говорливым. Возил меня по городу, рассказывал, показывал. Когда поведал мне чуть ли не всю историю своей жизни, остался очень довольным. Я мало ему отвечал, больше сидел и слушал. На прощание он подарил мне новую летнюю обувь. Вот так можно, ничего не делая, получить подарок. Сиди и слушай.
 
Занятный случай был в Башкортостане в городе Нефтекамск. Я договорился с одним человеком по вопросу ночлега. Он встретил меня, мы доехали на такси до его частного дома. Пока я начал располагаться, он звонил жене по телефону и как-то помрачнел. Выяснилось, он совсем недавно разместил своё предложение на "кауче", и я первый к нему нагрянул со своими чемоданами. Он не обсудил с женой этот вопрос, и она выговорила ему всё по телефону. Дабы не портить отношений ни с кем, он просто оплатил мне хостел, а на следующий день позвал своих друзей на концерт. Хороший человек.
 
В нефтекамском хостеле случилось пересечься в дверях с одним приезжим. Тот был смуглым в длинной белой национальной одежде. Не знаю, кто он, из какой страны, но я поймал себя на удивительной незнакомой мысли: я испытал уважение к этому незнакомцу, а себя почувствовал охламоном в драных шортах.
 
Башкирия и Татарстан в целом меня порадовали хорошей культурой населения. Это выражается даже в таких мелочах, когда мы едем на маршрутном автобусе в тишине. Водители не врубают тупую музыку, или включают звук негромко. Сам водитель может быть вежливым пожилим мужчиной в тюбетейке.
 
Мечетей больше, чем церквей. Довелось побывать на службе в главной мечети в Нижнекамске. Зашли туда с одним человеком, который принимал меня в этом городе. Перед этим мы были в городском парке. Он знакомил меня с друзьями, я пел им песни. Один из его друзей, местный музыкант, был в подпитом состоянии и настойчиво приглашал к себе домой. Нужно было отказаться под каким-то предлогом. Извинялись, сказали, что время позднее, нам надо домой и едва отвязались. И сразу же я обратил внимание на голос из динамиков, доносившийся из мечети. Голос созывал на вечернюю службу. Когда у тебя выбор составить компанию пьяному или пойти в ближайшую мечеть, захотелось выбрать второе.
 
Мы попросились внутрь, сказали, что первый раз здесь, нас впустили. Согласно правилам попросили разуться, музыкальный инструмент оставить на входе. В главном зале мы пробыли недолго, сидя отдельно в самом конце. Сперва мне вежливо сделали замечание, чтобы в следующий раз надел штаны. В мечети в шортах не дозволено. Спустя пару минут, к нам подошёл человек и пригласил в кабинет. Он был расположен очень дружелюбно. В кабинете познакомился с нами и провёл интересную беседу о духовном состоянии общества и о мусульманских принципах жизни. При том он очень хотел понять нас, что привело сюда, и как мы смотрим на те или иные вещи. В разговоре ни разу не ощущалось попыток с его стороны завербовать нас в своё учение. Ни я, ни мой спутник не ощущали никакой неловкости. Даже уходить не хотелось. Это был обычный дружеский разговор. Наш собеседник был приятно рад тому, что сюда зашли новые интересные люди, да и нам здесь тоже ощущалось интересно и по-новому.
 
Когда мы ушли через какое-то время и прошли двести метров от мечети, услышали, что кто-то со всех ног бежит за нами. Мы не придали значения, что этот человек тогда предлагал нам ужин, и вот он догнал нас. Завёрнутый в полиэтилен на пластиковой посуде плов я попросил отдать моему компаньону.
 
Страшилки об исламских фанатиках уже не актуальны. Если вы умеете хорошо себя вести, вас примут в любом храме и даже накормят. Напротив, более всего я наблюдал фанатичности, нетерпимости и агрессии - от представителей западных христианских сект. Если брать крупные традиционные вероучения, то они, как правило, все миролюбивы.
 
В Москве побывал на службе у сикхов. Это вероучение на манер протестантизма в индуизме. На службе в основном присутствовали одни индусы. В нашей компании было три человека. Товарищ, который привёл нас, не прочь вкусно поесть, для чего время от времени ходит к сикхам. Ну и в этот раз после короткой службы прямо на полу развернули большой пир. Вся еда вегетарианская. Здесь мне тоже сделали замечание насчёт дресс-кода, но в целом отношение дружелюбное.
 
Когда расходились, в метро за мной увязался молодой индус. Захотел познакомиться. Обменялись номерами, и я позвал его на квартирник. На следующий день он пришёл с опозданием. Больше фотался сэлфи, чем слушал. Но остался довольным.
 
Во время своего тура я использовал в основном "CouchSurfing" для поиска ночлега. Люди-хосты попадались самые разные, и все хорошие. В Казани даже у каких-то смуглых нерусских ночевал. Видимо, пакистанцы.
 
Впрочем, конечный фестиваль "Платформа" изрядно утомил меня. Подобное мероприятие уж точно не моё, и наверное, это последний бардовский фестиваль в моей жизни. Знал бы - не поехал даже на халяву. Но повинность надо было отрабатывать, и полторы суток пришлось там потерпеть, после чего, убедившись, что меня не оказалось в списках конкурсантов после прослушивания, с облегчением смотаться.
 
"Большое вам спасибо! Вы согрели мне душу! Вы мне напомнили Джорджа Харрисона вашими религиозными мотивами." - сказал член жюри после прослушивания, что, видимо, следовало понимать как: "Подите нафиг." В конечном счёте на Платформе самыми яркими выдались дальневосточники, с учётом того, что один участник до фестиваля не доехал (слепой Артём Фомин из Комсомольска-на-Амуре), а другого (то бишь меня) не допустили до конкурса. Этот фестиваль позиционируется свободным от жанровых рамок, но в итоге проявил ту же конъюнктуру, как и Грушинский фестиваль, от которого он откололся несколько лет назад. Современные барды по-прежнему консервативны. Туда не лезь со своим патлатым рылом. А лауреатом в этом году стал школьник из приморского села.
 
По большому счёту меня не интересовали все эти конкурсы. Я хотел проявить себя, что-то почерпнуть сам, но пробыл без толку и уехал ни с чем. Какой был смысл сюда тащиться через всю страну? Проявить себя возможности не дали, а черпать там нечего.
 
Музыкантов приехало очень много, их уровень колебался от техничного до посредственного. Но меня не колыхало ни то, ни другое.
 
Скучающий народ слонялся между десятком сцен, на которых шли выступления одновременно. Кому-то что-то нравилось, но у меня не вызывало ничего ровным счётом сто раз слышанные тематики и подачи.
 
Музыканты, способные на мой взгляд создавать оригинальное и стоящее, почему-то до платформ не доезжают. А глядя на всех этих, остаётся только удивляться, как им самим не надоело.
 
Именитые гости на фестивале, конечно, не из разряда экранного ширпотреба, но любимые в своих кругах, всё же мало меня интересовали. Тематики песен ни к чему особенно не обязывали, не взывали, не напрягали и не тревожили, поэтому практически не откладывались в сознании. Не цепляли. Сказывается затяжной творческий кризис в национальном масштабе. Развитие такой музыки давно застряло на чём-то изрядно набившем оскомину. Никто не дотягивал до той смысловой планки, через которую мы перевалили ещё в 80-х, начале 90-х. Я до сих пор равняюсь на тот музыкальный период. Сегодня предпочтения формируются на полном безрыбье. Я лучше в очередной раз старьё переслушаю.
 
Единственный круг общения на этом фестивале составил мне путешественник Антон Кротов со своей компанией. Он не пропускает такие сборища, чтобы использовать возможность устроить распродажу своих книг. Антон обычно к музыке равнодушен, но даже он не выдержал, когда из соседнего шатра, в котором располагалось радио "Быть добру", один приглашённый музыкант начал петь "Айда бухать". После окончания песни Антон заглянул в палатку и сделал тому замечание. Убеждать умеет - надеюсь, до того дошло.
 
Но скоро и в самом деле началось "айда бухать" - на следующий день многие лица стали косеть, я уезжал в конце дня с очередного алкофеста, от которого у меня уже изрядно голова разболелась. По пути цеплялся какой-то долговязый весёлый тип, задавал дурацкие вопросы, видимо, хотел дружить, но для меня теперь важно было только быстрее смотаться и лечь спать сегодня в тишине и пораньше.
 
Удачным в этот заезд было посещение другого фестиваля, который проводил Кротов. Точнее сказать, это не фестиваль, а слёт, так как к музыке он отношение не имеет. Но самое главное - ТРЕЗВЫЙ слёт.
 
Ещё в прошлом году я принимал участие в нём, который проходил в приморье. Нынешний слёт проводился во Владимирской области ещё до Платформы. На нём собралось немало интересных людей - главным образом путешественники. И хотя мой стаж путешествий не такой уж большой, меня там ждали как специального гостя. Я провёл на слёте несколько дней и выступал два раза. Это то, что мне было нужно: приятная публика и большой лимит времени. Там завязались хорошие знакомства, и потом ещё несколько раз мы встречались в Москве. Продолжительная обратная связь с людьми после концерта признак того, что достигнута нужная цель. В Москве при поддержке моих новых знакомых провели ещё 4 квартирника, 2 уличных выступления и даже сделали попытку собраться в заброшенном здании (туда, правда, почти никто не пришёл, но интересен сам опыт подобного).
 
За всю непростую поездку удалось только нащупать свою целевую аудиторию. Только с ней и стоит работать. Ради интереса потом пробовал обратиться к координатору объединения "Космопоиск" - их заинтересовало моё предложение, но в тот момент участники группы находились на выезде. Если выступать для этой публики, то нужно ехать в их полевой лагерь. Но это только в следующий сезон.