Маршал Василий Блюхер встречает на аэродроме в Хабаровске летчика Владимира Коккинаки и штурмана Александра Бряндинского, совершивших перелет Москва - Дальний Восток, 28 июня 1938. Перефото Виктора Темина, www.etoretro.ru |
|
На подлете к Хабаровску
Взлетел самолет с Щелковского аэродрома к северо-востоку от Москвы. Почти сразу после взлета из-за плохих погодных условий Коккинаки был вынужден снижать высоту полета сначала до 100, а потом до 50 и даже до 30 метров. В таких условиях Коккинаки и Бряндинский долетели до Кирова. Позднее погода улучшилась, и в районе Бодайбо ЦКБ-3 летел уже на высоте в семь километров.
На подлете к Хабаровску летчики связались по радио с местным аэродромом и узнали, что в Хабаровске сильная многослойная облачность, вершины сопок скрыты облаками. Чтобы благополучно достичь Приморья, Коккинаки решил сделать крюк, обогнуть Хабаровск и выйти в район Владивостока над морем.
Летчик прошел над Сахалином и Татарским проливом. В 9 часов 12 минут 28 июня 1938 года самолет совершил посадку возле города Спасск-Дальний в 243 километрах к северу от Владивостока, преодолев путь в 7580 километров (6850 километров по прямой). Полет продолжался 24 часа 36 минут. Средняя скорость составила 307 километров в час. Коккинаки и Бряндинский получили звания Героев Советского Союза.
Посадка без шасси
После успешного перелета 1938 года Коккинаки должен был отправиться в трансатлантический полет. Ранее такие полеты совершили экипажи Чкалова и Громова. Чкалов, Байдуков и Беляков проделали путь через Северный полюс за 63 часа 18 минут.
Громов, Юмашев и Данилин потратили на час и одну минуту меньше, причем их самолет пересек большую часть США, приземлившись вблизи границы с Мексикой. Перед Коккинаки стояла задача достичь Северной Америки за сутки. Штурманом в полете был Михаил Гордиенко. Летчики проложили маршрут: Москва - Новгород - Хельсинки — Тронхейм — Исландия — мыс Фарвель (южная оконечность Гренландии) — Нью-Йорк. Точкой старта опять стал аэродром в Щелково. Самолет поднялся в воздух 28 апреля 1939 года в 4 часа 19 минут. Он успешно миновал Скандинавию и Атлантику, над Гренландией ему встретился циклон, чтобы миновать который Коккинаки поднял самолет на высоту семь тысяч километров, затем пришлось лететь уже на высоте в девять тысяч километров.
Запасы кислорода заканчивались, Коккинаки приходилось преодолевая слабость, вызванную кислородным голоданием, вести самолет по приборам к Нью-Йорку. Из-за густой облачности аэропорт Нью-Йорка не мог принять самолет. В результате летчикам пришлось сесть на небольшой остров Мискоу. Он находится в заливе Святого Лаврентия и принадлежит Канаде. При посадке на болотистую почву острова был велик риск капотирования – опрокидывания самолета через нос, при этом максимальному риску подвергалась штурманская кабина Михаила Гордиенко. Поэтому Коккинаки принял решение садиться с убранными шасси. Самолет находился в полете всего лишь 22 часа 56 минут.
Мировой рекорд скорости
Два знаменитых советских лётчика: пилот-испытатель Владимир Коккинаки и штурман Александр Бряндинский 27 июня впервые начали беспосадочный полёт из Москвы во Владивосток. За 24 часа 36 минут они преодолели около восьми тысяч километров по кратчайшему маршруту и приземлились на военном аэродроме в Спасске-Дальнем, установив мировой рекорд скорости для двухместных самолётов. До этого самолёты из Москвы во Владивосток шли с посадками и покрывали расстояние за пять-шесть дней.
28 июня в 16 часов 20 минут владивостокского времени самолёт, покинувший подмосковный аэродром в Щелково, приземлился в Приморье. Краевые и центральные газеты на первых полосах дали восторженные отчёты и репортажи с фотографиями. Журналисты не скупились на эпитеты и оценки, называя полёт фантастическим, беспримерным, блестящей победой советской авиации.
Двухмоторный самолёт Владимира Коккинаки и Александра Бряндинского вылетел утром 27 июня 1938 года из подмосковного аэродрома Щелково. До Приморья они решили лететь по прямой линии. Маршрут лётчики проложили вдали от существовавших в то время гражданских воздушных трасс.
По признанию самого Коккинаки, за всю его практику этот полёт стал самым тяжёлым. Погодные условия были очень сложными. Лётчикам приходилось то спускаться до 30 метров, почти задевая верхушки деревьев, то набирать высоту до семи тысяч метров. Один из участков пути они преодолели под проливным дождём на бреющем полёте, ориентируясь только по приборам.
Уже 28 июня в 16 часов 20 минут лётчики приземлились в Спасске-Дальнем. Местные жители ликовали, встречая их. На машинах их отвезли в пригород Владивостока в военный санаторий. Их встретил командующий ТОФ флагман второго ранга Кузнецов, руководство Приморского края.
На следующий день сотни ликующих жителей Владивостока аплодисментами и цветами встречали Коккинаки и Бряндинского. Лётчики также побывали на встречах с военными моряками и пограничниками.
За совершение беспосадочного перелета Коккинаки и Бряндинский были удостоены звания Героев Советского Союза. Это был первый полёт такого рода, совершённый в СССР. Лётчики доказали, что преодолеть за сутки расстояние из центра России до Дальнего Востока возможно. Это вдохновило Владимира Коккинаки на ещё один беспосадочный перелёт из Москвы в Америку, совершённый им в 1939 году.
Валерий УСОЛЬЦЕВ,
полковник запаса, военный журналист, заслуженный работник культуры РФ, (из неоконченной при жизни книги об истории дальневосточной авиации).