Ил-76 в нештатном режиме полета отклонился вправо и столкнулся с заброшенным алмазным отвалом. Причины катастрофы установят с помощью бортовых самописцев  Фото: ГТК "Алмазный край"
Ил-76 в нештатном режиме полета отклонился вправо и столкнулся с заброшенным алмазным отвалом. Причины катастрофы установят с помощью бортовых самописцев Фото: ГТК "Алмазный край"

В минувшее воскресенье в Якутии при взлете разбился и загорелся транспортный самолет Ил-76 внутренних войск МВД РФ. Транспортник прилетел в регион транзитом, прежде чем забрать в Иркутске и доставить в командировку на Северный Кавказ новую группу милиционеров. На борту находились 11 человек — основный и сменный экипажи, все они погибли. По одной из версий, причиной катастрофы могла стать ошибка пилотов.

 

Утром в воскресенье при вылете из аэропорта города Мирный (Якутия) потерпел крушение транспортный самолет Ил-76, принадлежащий внутренним войскам МВД РФ. Как рассказала „Ъ“ пресс-секретарь Северо-Восточного УВД на транспорте (СВ УВДТ) Наталья Шахурдина, сотрудники аэропорта Мирный увидели вспышку и последовавший затем пожар в 7.49 по местному времени. После этого к месту происшествия направились спасатели.

 

В пресс-службе Дальневосточного регионального центра (ДВРЦ) МЧС сообщили, что воздушное судно при взлете по не выясненным пока причинам отклонилось вправо и совершило столкновение с землей в 2,5 км от взлетной полосы, в безлюдной местности, после чего загорелось. Прибывшие спасатели обнаружили обломки деталей самолета в радиусе 500 м. На борту самолета находилось 11 человек: 7 членов основного экипажа во главе с 44-летним командиром судна Игорем Майстришиным и 4 — сменного во главе с 31-летним Ильдаром Хисамовым. «Все они погибли. Пожар на месте авиакатастрофы ликвидирован, тела погибших извлечены из-под обломков. Жертв и разрушений на земле нет»,— рассказали в ДВРЦ МЧС.

 

Как сообщили „Ъ“ в пресс-службе Северо-Восточного УВД на транспорте, грузовой Ил-76 прибыл в Мирный накануне вечером из аэропорта Ермолино в Калужской области (там дислоцирован отдельный смешанный авиационный полк внутренних войск) через аэропорт Иркутска. «После этого последовала полная разгрузка партии товаров народного потребления, которые вез борт. Сегодня утром судно взяло курс на Иркутск, на его борту находилось лишь 25 т топлива»,— сообщили в пресс-службе УВД. Как пояснили „Ъ“ в силовых структурах, конечной целью транспортника была доставка из Иркутска и Читы на Северный Кавказ в командировку новой группы милиционеров. Чтобы не гнать самолет в такой дальний рейс порожняком, его загрузили соляркой для якутских потребителей. В Иркутске самолет должен был дозаправиться дважды: сначала по пути в Мирный, а затем по пути из Мирного в Читу.

 

По словам Натальи Шахурдиной, во время вылета из Мирного были ясные погодные условия, видимость составляла более 10 км, скорость ветра — 6 м/сек. «В момент отрыва от взлетно-посадочной полосы самолет взлетел с креном на правую сторону и продолжал полет на высоте около 20–30 м на протяжении 2 км. Этот нештатный режим полета привел к столкновению самолета с возвышенностью — старым рудным отвалом»,— пояснила Наталья Шахурдина. По предварительным данным, экипаж не успел сообщить о каких-либо неполадках на борту. Очевидцы обращают внимание на то, что местность, где упал самолет, представляет собой тундру с ровным ландшафтом и отвал алмазного прииска в этом месте был единственным возвышением. Тот факт, что самолет врезался именно в него, свидетельствует, что в этот момент машина управлению уже не поддавалась.

 

По факту катастрофы возбуждено уголовное дело по ст. 351 УК РФ («Нарушение правил полетов или подготовки к ним»), на место прибыла комиссия Главкомата внутренних войск. По словам официального представителя следственного комитета при прокуратуре РФ Владимира Маркина, «рассматриваются различные версии происшествия». Бортовые самописцы были обнаружены на месте происшествия в день катастрофы, однако их данные в воскресенье расшифровать не успели.

 

По мнению коллег погибших пилотов, причиной неконтролируемого сваливания транспортника вправо сразу после отрыва от земли могло быть, например, обледенение его крыльев, которое по каким-то причинам не устранили перед взлетом. Даже тонкая ледяная корка на поверхностях заметно ухудшает аэродинамические характеристики машины, снижая в первую очередь подъемную силу. Аварию со сваливанием могли бы также спровоцировать не выпущенные до нужного при взлете угла закрылки или технический отказ какой-то системы управления самолетом. Предметно говорить об этом, по мнению летчиков, можно будет не раньше, чем участники расследования расшифруют данные бортовых самописцев.

 

Руководитель пресс-службы внутренних войск МВД России Василий Панченков сказал „Ъ“, что, несмотря на происшедшую катастрофу, утвержденный руководством МВД график переброски личного состава и техники в Северо-Кавказский регион будет выполнен точно в срок.  

 

Вячеслав Громов, Сергей Машкин,

Коммерсантъ(Хабаровск) № 205 (4260) от 03.11.09

---------

 

Крушение Ил-76: среди погибших летчиков был только один холостой

При взлете из якутского аэропорта разбился грузовой самолет. Погиб весь экипаж - 11 человек

 

Хисамов Ильдар, 31 год, командир
Хисамов Ильдар, 31 год, командир
Борисов Дмитрий, 30 лет, второй пилот
Борисов Дмитрий, 30 лет, второй пилот

В воскресенье при взлете из якутского аэропорта «Мирный» разбился грузовой самолет Ил-76, который принадлежал МВД России. Он направлялся в Иркутск. Летел без груза. На борту находился только экипаж - 11 человек. Все они погибли.

 

Погибшие летчики служили в Калужской области, в 70-м отдельном смешанном авиационном полку особого назначения.

 

В воскресенье корреспонденты «КП» побывали в этой части. Она находится на окраине города Балабанова в Калужской области (аэропорт «Ермолино», с которого вылетел Ил-76, находится рядом, в поселке с одноименным названием). На стенде части - фотографии в траурных лентах всех 11 членов экипажа разбившегося в Якутске Ил-76.

 

Погибли молодые, им ведь было от 26 до 44 лет, и хорошие летчики, говорят сослуживцы. Командир воздушного судна подполковник Майстришин был опытным летчиком. Из-за того, что путь предстоял долгий, к основному экипажу присоединился и сменный.

 

- Позавчера ребята приходили ко мне в магазин, брали беляши, мясную нарезку. Веселые были, шутили. А сегодня вот такая новость.., - сокрушается продавец магазина, который расположен рядом с частью, за КПП.

 

Как выяснила «Комсомолка», среди погибших ребят только один холостой, 29-летний Павел Гончаров, выпускник иркутского военного училища, сам из Улан-Удэ. О нем все отзываются как об улыбчивом, обаятельном парне. Остальные все семейные, воспитывали детей. 30-летний Дмитрий Борисов - второй пилот сменного экипажа - служил в Чечне.

 

Военный летчик 2-го класса, ветеран боевых действий, был женат, воспитывал двухлетнего сына Лешку. В этом году им дали двухкомнатную квартиру, и в свободное время Дмитрий сам делал ремонт. А у командира сменного экипажа, 30-летнего  Ильдара Хисамова, как раз накануне трагедии 7 месяцев исполнилось сынишке. Это его второй ребенок. Еще есть двухлетняя дочь. - Три года назад Ильдар женился, в этом году получил квартиру, планов было громадье, - рассказал «КП» родственник погибшего майора Хисамова. - Это был человек долга. На первом плане у него всегда стояла служба. Но Ильдар был хорошим семьянином, а еще рыбалку очень любил.

 

Список погибших

 

Основной экипаж:

 

Майстришин Игорь, 44 года, командир судна,

Зубов Александр, 33 года, второй пилот,

Ветцель Александр, 30 лет, штурман,

Каримов Вячеслав, 42 года, бортрадист.

Гончаров Павел, 29 лет, техник,

Филатов Павел, 26 лет, техник,

Михайлов Игорь, 33 года, техник.

 

Сменный экипаж:

 

Хисамов Ильдар, 31 год, командир,

Борисов Дмитрий, 30 лет, второй пилот,

Кириев Роман, 40 лет, бортрадист

Харченко Сергей, 29 лет, штурман

 

Нина Голубева,

«КП» - Калуга, 01.11.09

---------

 

В полку разбившегося Ил-76 объявлен траур

Восьмерых летчиков похоронят в части, а троих - на их родине

 

Погибшие летчики служили в Калужской области, в 70-м отдельном смешанном авиационном полку особого назначения
Погибшие летчики служили в Калужской области, в 70-м отдельном смешанном авиационном полку особого назначения

Траур по погибшим летчикам объявлен в авиационном полку внутренних войск МВД России, который базируется в Ермолине, в Калужской области.

 

Жуткая авиакатастрофа унесла жизни 44-летнего командира эскадрильи Игоря Майстришина и 10 его товарищей.

 

- В субботу ничто не предвещало беды, -  рассказывает жена 31-летнего Эльдара Хасимова Надежда. - В 6 часов утра они вылетели в Мирный. Муж звонил оттуда, рассказал, что долетели отлично. Просил не отмечать без него день рождения нашего сына Рината. В день отлета Эльдара Ринатику исполнилось ровно 7 месяцев. Договорились, что отметим, когда он вернется после перелета на Кавказ, 3 ноября. Но жизнь моего мужа оборвалась...

 

В части, где служили летчики, товарищи погибших почтили их память. Под фото Ил-76 поставили фотографии всех погибших летчиков. Под ними в вазы поставили гвоздики. По две в каждую - как знак скорби...

 

После расформирования отряда под Нижним Новгородом вся нагрузка по перелетам и перевозкам грузов МВД легла на плечи летчиков из Ермолина.

 

Полеты обычно долгие, поэтому пилоты летали двумя экипажами. В Мирный борт вел Эльдар Хасимов, а на Кавказ в кресло пилота сел Игорь Майстришин.

 

Сослуживцы утверждают, что он был самым опытным пилотом. За его плечами десятки боевых вылетов в Афганистане. Рядовой перелет из Мирного не представлял сложностей.

 

Что стало причиной катастрофы, предстоит выяснить. В воскресенье из Чкаловского на место трагедии вылетел заместитель командира авиационного отряда Сергей Фенин. С ним еще 13 экспертов.

 

- Родственники троих из одиннадцати погибших решили, что похоронят своих сыновей и мужей на родине, - сообщил майор Вадим Буценко, исполняющий обязанности заместителя командира по воспитательной работе. - Второго пилота Александра Зубова - в Биробиджане, техника Павла Гончарова - в Улан-Удэ, штурмана Александра Ветцеля - в Саратове. Остальных - на кладбище рядом с частью, где они служили, в Калужской области.

 

www.life.ru.