Прошлое воскресное утро для мирнинцев начиналось, как обычно. В 8 утра алмазодобытчики разъезжались с ночной смены по домам, когда в предрассветном небе набирал высоту Ил-76.Вспышка. Удар. Еще вспышка. С этого момента жизнь для семей 11 членов экипажа самолета, принадлежавшего МВД России (отдельный смешанный авиационный полк внутренних войск МВД России «Ермолино»), будет разделена на две части: до и после авиакатастрофы.

 

Рассказывает очевидец Михаил:

 

— По дороге на работу увидел в небе самолет, с крыла которого образовался шлейф дыма. Огонь я сразу и не заметил. От неожиданности заметался. В ту секунду показалось, что самолет летит прямо на копер «Мира». Но он резко повернул в сторону рудных отвалов. Я полез в карман за телефоном, хотел успеть снять на видео. Но тут же прогремел взрыв. Было жутко. Ведь совсем немного — и городу мало бы не показалось: могли бы лишиться основного производства «АЛРОСА». И до жилых домов недалеко дотянуть было.

 

МИЛИЦЕЙСКО-КОММЕРЧЕСКИЙ РЕЙС

 

Ил-76 — надежная машина, но прецеденты с ней в мирнинском порту уже были.

16 апреля 2007 года грузовой самолет Ил-76 бортовой номер 76360, принадлежащий Мирнинскому авиапредприятию, в 6.58 московского времени совершил аварийную посадку. По пути в Иркутск в полете произошел отказ второго двигателя, после чего судно вернулось в Мирный. Посадка тогда прошла благополучно, никто не пострадал.

 

Что же случилось в этот раз?

 

К сожалению, точного ответа не может дать никто.

 

Мы выяснили, что уже в Ермолино (Калужская область) перед вылетом Ил-76 в Мирный была обнаружена неполадка на судне. В таком случае меняют борт или устраняют причины. Через какое-то время после задержки вылета самолет был выпущен в небо. Что за неисправности имели место быть, сейчас сказать трудно: гражданским авиатехникам из местной службы доступ к военному самолету запрещен.

 

Сразу после аварии представители МВД заявляли о том, что самолет был пустой, не вез никаких грузов и, вообще, должен был только забрать группу военных для переброски на Северный Кавказ. Например, об этом заявил руководитель пресс-службы внутренних войск МВД России полковник Василий Панченков:

 

— Самолет выполнял плановый полет по замене личного состава органов внутренних дел в Северо-Кавказском регионе Российской Федерации.

 

На логический вопрос многих — зачем лететь через всю Россию из Калужской области в Якутию, чтобы забрать отсюда несколько человек, — ответа не последовало.

 

Но через некоторое время в этой версии сделали «уточнение»: о личном составе речи уже не шло, самолет вылетал из Калужской области, чтобы забрать груз для забайкальского ОМОНа в Ингушетии.

 

Позже начали говорить о том, что Ил-76 привез в Мирный груз дизельного топлива (по другой версии, авиационного керосина) — от 25 тыс. тонн.

 

Еще позже, что на борту изначально вообще находились «товары народного потребления». Конкретно — продовольствие, которое было загружено в Москве (после вылета из Ермолина самолет приземлялся в Москве) и выгружено в Мирном.

 

Информацию о том, что рейс военного самолета носил коммерческий характер, в конечном итоге подтвердили и официально.

 

Представитель Военно-следственного комитета при Прокуратуре РФ по Дальневосточному военному округу Владимир Лымарь, подполковник юстиции:

 

— В данный момент проходят следственные мероприятия в Калужском гарнизоне: проверка технической документации на судно, личных дел экипажа и договорной документации, согласно которой выполнялся рейс. Практика коммерческих рейсов для военного транспорта существует. Но теперь поставлена задача, в том числе выяснить законность коммерческой перевозки. Данные клиента не являются закрытой информацией, это солидная организация. Они будут озвучены в ближайшее время после завершения проверки.

 

СПИСОК ПОГИБШИХ

 

Экипаж:

Майстришин Игорь, 44 года, командир судна

Зубов Александр, 33 года, второй пилот

Ветцель Александр, 30 лет, штурман

Каримов Вячеслав, 42 года, бортрадист

Гончаров Павел, 29 лет, техник

Филатов Павел, 26 лет, техник

Михайлов Игорь, 38 лет, бортинженер

Сменный экипаж:

Хисамов Ильдар, 31 год, командир

Борисов Дмитрий, 30 лет, второй пилот

Кириев Роман, 40 лет, бортрадист

Харченко Сергей,29 лет, штурман

 

Из 11 погибших не женат был только один, Павел Гончаров…

 

КАК ВСЕ СЛУЧИЛОСЬ

 

Самолет взлетел со стороны вертолетной площадки, набрав высоту 20—30 метров, получил крен вправо. Так и не сравнявшись со зданием авиапорта, через секунду загорелся двигатель. Пытаясь выровнять крен, самолет отклонился от взлетной полосы в сторону рудных отвалов, которые практически примыкают к руднику «Мир». Попытка набрать высоту оказалась безуспешной.

 

Самолет рухнул в нескольких сотнях метров и от рудника «Мир», и от жилых домов.

 

При просмотре съемки видеонаблюдения не видно, задел ли он крылом отвалы горной породы, как об этом поспешили сообщить многие СМИ.

 

Служащие порта, услышав взрыв, вызвали службы спасения, которые сработали оперативно. Пожар тушили несколько часов. Обломки разлетелись в радиусе 500 метров. Тела пилотов — семь членов основного и четыре человека из подменного экипажа — обнаружены на месте взрыва.

 

Катастрофа произошла в условиях ясной погоды, при температуре -24 градуса. По данным диспетчерской службы аэропорта Мирного, летные условия были хорошие. Видимость свыше 10 километров, скорость ветра — шесть метров в секунду. Пока основная озвученная версия, которую рассматривает следствие, заключается в том, что экипаж не смог справиться с управлением в условиях возникшего крена.

 

Крен на взлете в маловетреную погоду, как говорят пилоты, мог возникнуть из-за образования на крыльях и фюзеляже ледяной корки. Примечательно, что версия об обледенении, как и версия о столкновении с отвалом, появилась позже. Первое же сообщение об аварии звучало несколько иначе:

 

— Самолет принадлежит МВД России. Он, загоревшись вскоре после взлета, упал примерно в трех километрах от аэродрома, — со ссылкой на Дальневосточный региональный центр МЧС сообщило агентство «Интерфакс».

 

ВОЕННАЯ ТАЙНА

 

По факту крушения Ил-76 Следственным управлением СКП Якутии возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного статьей 351 УК РФ (нарушение правил полетов или подготовки к ним). Расследование обстоятельств трагедии в Якутии возглавила комиссия Службы безопасности Министерства обороны РФ. Также подключились сотрудники транспортной прокуратуры. Из Москвы в Мирный вылетела специальная комиссия представителей главного командования внутренних войск МВД России.

 

Представители следственной группы в данный момент проводят доследственную проверку и устанавливают все подробности подготовки вылета: от предполетного осмотра самолета до его исчезновения с экранов радара. На месте падения примерно в трех километрах от взлетной полосы аэродрома обнаружены и бортовые самописцы.

Оба «черных ящика» отправлены на расшифровку. Надеемся, что в ближайшем будущем они прольют свет на случившееся.

 

В настоящее время до выяснения обстоятельств прекращены полеты всех Ил-76, принадлежащих МВД РФ. По приказу главкома внутренних войск МВД РФ ведется внеочередная техническая проверка всех летательных аппаратов.

 

Петр Кузнецов, наш собкор в Мирном

«Якутск Вечерний», 06.11.09

-------

 

вдогонку

 

НА БОРТУ БЫЛО 65 МИЛЛИОНОВ РУБЛЕЙ?

 

По словам очевидца, работника МЧС, на месте крушения был обнаружен чемодан, чудом сохранившийся от пожара. При его вскрытии были обнаружены денежные купюры на большую сумму. Позже по другим каналам мы узнали, что речь идет о 65 (!) миллионах рублей. Официально эту информацию нам не опровергли и не подтвердили.

 

— Не хотелось бы ради памяти погибшего экипажа разводить инсинуации по этому поводу. Зачастую свидетелями оказываются люди, не побывавшие на самом месте происшествия. По окончании предварительного следствия будет дана пресс-конференция. А все выявленные факты пройдут тщательную проверку, — заявили  в Хабаровском военно-следственном управлении.

 

Работники спасательных служб, прибывшие первыми на место катастрофы, были неоднократно допрошены следователями из Якутского военного гарнизона.

-------------

 

См. также Транспортник наткнулся на отвал;

Вправо и вниз