Евгений Ильин |
|
Тут же за отсутствием официальных комментариев в некоторых электронных хабаровских медиа появилась инсайдовская информация о грядущем визите в краевой центр секретаря Генсовета "Единой России" Андрея Турчака, который якобы мог впоследствии предложить на должность секретаря реготделения партии власти кандидатуру отставного главы аграрного района. Денис Удод все в том же "Твиттере" не удержался и прокомментировал, мол, большего бреда ему не доводилось читать. Это были последние открытые слова отставника в прошлом году.
А в самом Хабаровском районе местное собрание депутатов назначило на 18 февраля так называемые конкурсные выборы нового главы. Прямые выборы, как известно, были отменены еще в октябре прошлого года, то есть, при правлении Дениса Удода.
Обсуждение кандидатур на должность районного главы в депутатских и чиновных кругах, судя по всему, еще не закончено. Во всяком случае точных данных по этому поводу в открытом доступе пока нет.
Корреспонденту портала "Дебри-ДВ" довелось пообщаться с бывшим главой сельского поселения «Бычиха», зампредом комитета по Управлению Кировским районом Хабаровска Евгением Ильиным, чье имя все чаще фигурирует среди потенциальных претендентов.
Корр.: - Евгений Николаевич, вам должна быть знакома нынешняя ситуация в Хабаровском районе?
Е.И.: - За последние годы, на мой взгляд, в районе скопился целый ряд социально-экономических и инфраструктурных проблем, которые требуют немедленного решения. Чтобы это сделать, в первую очередь, надо придать импульс развитию экономики района, максимально содействовать развитию малых и средних предприятий, поскольку именно они платят налоги, из которых формируется местный бюджет. Создавать благоприятный деловой климат на территории. Надо привлекать инвесторов и помогать им в реализации проектов в районе, причем, я имею в виду, и отечественных инвесторов и иностранных. Это все то, чем мы занимались на Бычихе. Ведь, напомню, это позволило в разгар кризиса 2014-2015 года и реформы местного самоуправления 2014 года, когда бюджеты многих поселений района потеряли от 30 до 50 процентов доходов, сохранить бюджет Бычихи на прежнем уровне. Надо бросить все силы на развитие инфраструктуры. То есть, модернизировать коммунальную сферу, развивать дорожную сеть, проводить газификацию, помогать школам. Также, я считаю, что опыт, который мы наработали на Бычихе в сфере культуры и молодежной политики просто необходимо транслировать на весь район. Ведь, если нет должного уровня культурного развития, нет развитых объектов культуры, не оказывается поддержка, в том числе финансовая, работникам культуры, если координацией и развитием молодежной среды не заниматься, то все проводимые мероприятия не принесут желаемого результата. На Бычихе у нас получилось. Это не сложно проверить, просто запросив данные в ОВД района, о количестве правонарушений с 2013 года. Помните, мы тогда гремели на всю страну? Ситуацию ведь нам удалось переломить. И не надо забывать, насколько мы были ограничены в возможностях. У района ресурсов гораздо больше.
Чтобы все это сделать, необходимо чтобы глава района слышал и понимал сельских глав, он должен знать проблемы поселений не понаслышке.
Потому что развитие района – это развитие поселений, входящих в его состав. Помните, как писал Владимир Ильич Ленин в одной из своих политических статей, крепость цепи определяется крепостью самого слабого ее звена. Важно создать единую команду, которая работает, руководствуясь общими принципами и целями. Но для этого главы должны чувствовать, что администрация района их не бросит в трудную минуту и поддержит в любом их начинании.
В Хабаровском районе раньше так и было. Формирование добропорядочных отношений и преемственность управленческих традиций – это то, что всегда выгодно отличало этот крупный аграрный район от многих других муниципалитетов.
Жаль, что «преемник» Владимира Александровича Алешко – Денис Геннадьевич Удод не захотел это сохранить. Я как глава Бычихи по несколько недель не мог к Удоду попасть на прием. Вот теперь представьте, если глава поселения не может попасть к руководителю района, то кто и как к нему в принципе попадает? А ведь я к нему ехал не поболтать о прекрасном, а по служебным вопросам, решение которых зачастую не терпело отлагательств.
–Корр.: - По некоторым данным, вы планируете выставлять свою кандидатуру на должность главы Хабаровского района?
Е.И.: - Я бы хотел это сделать. Но отнюдь не ради удовлетворения собственных амбиций. А чтобы сделать что-то полезное для своего района и края. Так что, я могу быть готовым к этой работе, только если буду чувствовать поддержку с одной стороны губернатора, а с другой - местных глав и депутатов. Проблемы района тесно переплетаются с проблемами края и успешно решать их можно только в составе единой, слаженной команды. Если руководство края, мои потенциальные коллеги увидят во мне своего единомышленника, я приложу максимум усилий, чтобы район вошел в стадию динамичного развития. И я уверен, у нас для этого есть все необходимые ресурсы.
Корр.: - В течение нескольких лет вы возглавляли село Бычиха, о проблемах которого, в том числе и коммунальных, наша редакция немало писала. Критика вам как-то помогала или мешала?
Е.И.: - Вы понимаете, я экономист по образованию и прекрасно знаю, как важно уметь рационально использовать ограниченные ресурсы.
Мы в селе, к сожалению, никогда не жили богато. Так вот, чтобы не жить бедно, надо уметь считать. И не только деньги в бюджете, но и, образно говоря, трубы на складе. И при этом не забывать, ради кого ты все это считаешь - ради благополучия жителей.
На Бычихе мы с участием администрации создали ряд компаний, среди них, например, управляющая компания «ЖЭК» и «Водоканал» которые, с одной стороны, максимально эффективно справлялись и до сих пор справляются со своими задачами. А с другой – позволили, в результате увеличения налоговой базы, увеличить доходы нашего бюджета. И это несмотря на то, что никакой поддержки в тот период времени район нам не оказывал. Даже когда наше поселение оказалось с арестованными счетами – из-за сформировавшегося в 2012 году и доставшегося нам по наследству долга перед разработчиками проекта газификации.
Да, мы подписали с нашим подрядчиком соглашение о рассрочке платежей по долгу, и они оперативно отозвали исполнительный лист, но, несмотря на это, поселение пару месяцев было с арестованным счетом. И, кстати, население ничего даже не заметило, поскольку мы продолжали справляться со всеми задачами в штатном режиме, благодаря поддержке созданных нами компаний. А вот то, что проектом газификации так и не удалось воспользоваться, это очень обидно. Когда мы перешли в фазу реализации проекта, а в бюджете края были уже заложены средства на газификацию Бычихи, то оказалось, что проект не прошел государственную экспертизу, а без этого нельзя переходить к строительству. Выйти на экспертизу невозможно, поскольку целый ряд изысканий, среди которых, например, экологические, просто не был пройден, а акты выполненных работ предыдущим главой поселения были уже подписаны. Т.е. куча важнейших документов оказалась просто бесполезной бумагой.
Главное, что я вынес из этого опыта – понимание нужд сельского поселения и того, в какой поддержке оно нуждается от главы района.
Корр.: - Но достаточно ли этого опыта для современного руководителя?
Е.И.: - Я уже много лет работаю на руководящих должностях. Мне приходится управлять не только процессами, но и большим количеством людей, среди которых многие знают себе цену и с уважением относятся к тому, что делают, в общем-то, как и я сам. Важно понимать, что самое главное, что у нас есть, причем не только в районе, но и во всей стране, это наши люди. Я не говорю это для красного словца. Многие люди, кто со мной работал, кто в самых тяжелых условиях, а это и наводнение 2013-го и кризис 2014 года и многое другое, был со мной плечом к плечу, работают со мной до сих пор.
Но я думаю, что для современного руководителя важен не только опыт, но и образованнность, которую нужно постоянно повышать. А лучший способ повысить свое образование – это учить других. Поэтому я уже много лет преподаю экономические дисциплины в ведущих вузвх города, являюсь постоянно действующим членом государственной аттестационной комиссии в университете экономики и права на своем родном факультете.
Свои теоретические знания я постоянно подтверждаю практикой. После Бычихи я перешел работать в администрацию Кировского района, где управлял сферой ЖКХ. Я пришел на эту должность в конце июля, то есть в разгар подготовки к отопительному сезону. Весь район был завален твердыми коммунальными отходами. Остро стояла проблема брошенных домов, так называемого «барачного фонда», которые ни одна управляющая компания не хотела брать на обслуживание. Эти и многие другие проблемы не давали расслабиться ни на минуту.
Несмотря на катастрофическую нехватку времени и кадров, большинство стоящих перед нами в районе коммунальных задач было решено. Мы нашли… ну как нашли, скорее, создали управляющую компанию, которая подхватила брошенные дома, выстроили отношения с директорами организаций, которые помогли очистить район от мусора. За что я им очень благодарен до сих пор. Среди них, такие руководители как Крахин В.В., Соечкин А.Е., Изотов А.В. и многие другие.
В сжатые сроки удалось решить не решаемые годами проблемы – например, несколько лет воды заливали территорию гимназии № 4. Детям приходилось и зимой и летом прыгать по досточкам, чтобы попасть на учебу и потом домой. Разобрались. Течь устранили.
В первый же день работы в Кировском районе пришлось взять на себя координацию работы по благоустройству сквера на пересечении улиц Тихоокеанская-Шелеста, в результате у людей появилось новое место отдыха.
То есть, независимо от места работы мне всегда приходилось действовать в довольно непростых условиях. Ну кроме конечно научно-педагогической деятельности.
– Корр.: - А как вы считаете, всегда ли можно оценивать положительно результаты вашей работы?
Е.И.: – Довольных всем и всегда, особенно в наш век глобальной информатизации, конечно не бывает. Как, например, мы прокладываем на Бычихе уличное освещение, где его никогда не было, и ко мне приходят люди, жаловаться, что теперь им по ночам фонари светят в окна. Или начинаем восстанавливать дренажную систему в частном секторе, люди приходят жаловаться, что у них проезд засыпали, или трубу на въезде повредили. Бывали случаи, когда люди жаловались на то, что дороги в селе противогололедными средствами стали посыпать, а потом оно в квартиры попадает. Или вообще ситуация из рук вон выходящая. Полномочия по водоснабжению и водоотведению в 2015 году перешли в район, несмотря на то, что мы просили их оставить у нас, администрация района на это не пошла и их забрала. В результате через полтора года очистные сооружения окончательно перестали функционировать, колодцы забились и встали, в общем, катастрофа. А мы не можем ничего сделать, ни одной копейки потратить не можем, поскольку для нас это нецелевое использование бюджетных средств со всеми вытекающими последствиями.
Приходится объяснять, что надо немного подождать, трубу обязательно заменим, подъезд к дому восстановим, что все за один день сделать невозможно. Ну а к новому освещению, как и ко всему хорошему, люди быстро привыкают. Все-таки это не только комфорт, но и безопасность.
Могу сказать совершенно точно, я всегда честно выполнял свои обязанности. Конечно, не все получается из того, что планировал. Да, были и ошибки, поскольку мы всегда ставили перед собой довольно амбициозные задачи. Но поймите, кто не ставит перед собой высоких целей, тот не достигает вообще ничего. Я стараюсь с такими людьми не работать.
Более 70 процентов задач, предусмотренных моей программой, обнародованной на выборах главы поселения, было за три года реализовано. Думаю, это неплохой результат, поскольку, как я уже говорил, в 2015 году большая часть полномочий с принятием федерального закона № 136 от 27.05.2014, которым были внесены существенные изменения в наш 131-й закон, с уровня поселения перешла на уровень районов.
То есть, в 2013 году я пришел на одну работу, а в 2015-м – оказался совсем на другой. Все самое важное в функционировании поселения у нас забрали, а это и водоснабжение, и водоотведение, и теплоснабжение, и т.д. Несмотря на это, за неполных полтора года полноценной деятельности мы проделали не просто большой объем работы, но и сформировали хороший задел на будущее в развитии села, в общем, и коммунальных систем, в частности. Как глава района этим распорядился в дальнейшем, когда к нему перешли наши поселковые полномочия - это уже другой вопрос. В целом же, часть наработок, которые мы сделали, была реализована уже после моей отставки. Например, электрификация села Новотроицкое, ремонт дорог и пешеходных тротуаров и т.д. Еще пока не реализован проект по созданию спортивного центра, но глава Бычихи Татьяна Челаева - человек очень последовательный и поэтому, я надеюсь, и этот проект будет в ближайшее время реализован.
А в принципе, знаете, я, например, считаю, что никогда нельзя прощать предательство и подлость. Не имеет значения, как они проявляются. Можно простить слабость, можно простить глупость, один раз можно простить что угодно, но нельзя прощать предательство и нельзя прощать подлость.
Еще я никогда не обращусь за поддержкой или помощью к человеку, которому сам никогда не помог. Бывают трудные периоды в жизни любого человека и это, как бы ни странно прозвучало, обязательно должно быть. Эти времена отсеивают из жизни все лишнее – лишних людей, лишние события, лишние переживания.
Очень важной ценностью для меня является трудовой коллектив, работа в команде. Только хорошая команда может добиваться максимальных результатов. Только, когда в коллективе комфортный микроклимат, у его членов получается решать любые задачи. В этом плане я никогда не понимал руководителей, которые не способны выстроить корректные отношения с подчиненными. Вот посмотрите, наш коллектив на Бычихе практически в стопроцентном составе трудится на благо поселения до сих пор.
Еще я не люблю лживых и ленивых людей. При установлении деловых отношений, я сразу предупреждаю, что меня можно обмануть только один раз. Как правило, это работает, но бывают и исключения. Например, ко мне обращается индивидуальный предприниматель, который выращивает зелень на Бычихе. Просит отгрейдировать дорогу, которая ведет к нему на территорию.
Договариваемся, что сейчас сразу такой возможности нет, поскольку очень много дорог частного сектора, где живет много людей надо привести в порядок, а он по своей дороге ездит один. Пару месяцев надо было на то, чтобы нам подсобрать денег на эту работу, а он, в свою очередь, обещал встать на налоговый учет в нашем поселении, чтобы его налоги поступали в наш бюджет, поскольку он стоял на учете в Хабаровске и платил налоги, соответственно в город. Он пообещал это сделать и не сделал, при этом, не сказав ничего вразумительного. В итоге - мы остались без его налогов, а он - без дороги. Потом это крутили в телевизионных репортажах. Не то, чтобы он большую сумму налогов платит, но здесь было дело принципа.
Наконец, важной частью моего жизненного кредо является любознательность. Считаю, что если знать только то, что нужно «по работе», теряется широта восприятия. Я никогда не стесняюсь задавать вопросы, если чего-то не понимаю и стараюсь приучить к этому своих коллег, учеников и детей. Иногда студентам задаю вопрос: вам все понятно? Молчат.
Стараюсь донести до них эту мысль – не стыдно не знать, стыдно не хотеть знать.
Ну и конечно же стыдно, когда здоровые сильные мужики не хотят брать на себя ответственность. Ответственность за свою семью, свой дом, свой край, свою страну.
Беседовала Анна Романько, корреспондент "Дебрей" по районам Хабаровского края