Владимир Путин |
|
Разделение России на федеральные округа, с назначением там полпредов президента, а в субъектах федерации главных федеральных инспекторов, произошло 18 лет тому назад, в конце 2000 года, когда Владимир Путин, став президентом страны, начал выстраивать «вертикаль власти». Которая в то время послужила стержнем федерализма удержав многие субъекты от губительных сепаратистских идей, порожденных «парадом суверенитетов».
Хабаровск на то время был куда более стабильным, спокойным и развитым городом, нежели Владивосток, с постоянными энергетическими, водными, транспортными, топливными, мусорными и прочими кризисами.
Что были обусловлены непреходящим политическим кризисом, конфликтом экс-мэра Виктора Черепкова с экс-губернатором Евгением Наздратенко, длившемся с 1994 по 1999 год включительно. Причем, двухтысячный год городу покоя тоже не принес, не говоря уже о «ликвидации последствий» прошедшей «военной пятилетки»: старожилы помнят баннеры, развешанные по городу тогдашним мэром Юрием Копыловым, гласившими «Владивосток - не психушка!» и «Приморье - не пуликовское поле!» с намеком на фамилию первого полпреда президента в ДФО Константина Пуликовского и заодно - на историческую битву на Куликовом поле, с которой началось избавление Руси от татаро-монгольского ига…
И куда, простите, было в такой обстановке помещать резиденцию полпреда и сопутствующие представительства федеральных структур? В эпицентр политических распрей, сдобренных дорожными пробкам и отключениями воды, тепла и света по непредсказуемым мотивам?
Так и оказался город Хабаровск столицей Дальневосточного федерального округа: вкупе со всеми сопутствующими проблемами и профитом — именно там разместились аппарат полпреда президента РФ, окружные управления Генпрокуратуры и МВД (ныне упраздненное), СК России, а также целого ряда федеральных контрольных органов и агентств, включая созданное в 2013 году министерство по развитию Дальнего востока и госкорпорацию. А Владивосток, несмотря на внушительные перемены к лучшему, грандиозно расстроившийся перед саммитом АТЭС-2012, остался «на задворках» - в официальном статусе.
Будучи де-факто не менее развитым центром, чем Хабаровск, де-юре Владивосток всего лишь центр Приморского края, да и то без столичного статуса даже в региональном законодательстве, что тоже является сдерживающим фактором в развитии города из-за распределения бюджетных средств, где столичный статус не учитывается, тогда как вопрос обеспечения «столичного уровня» муниципальной власти краевого центра приходится решать самостоятельно, чтобы не ударить в грязь лицом перед высокими зарубежными гостями.
И это все - несмотря на уровень ежегодно проводимых во Владивостоке масштабных мероприятий, как Восточные экономические форумы, международные конгрессы рыбопромышленников и прочие в этом ряду, политические, деловые и культурные.
Поэтому вопрос столичного статуса, определяющий, помимо престижа, еще и меркантильные моменты финансирования, поднимался в общественном срезе, неоднократно.
Обычно - перед какими-либо выборами, где данный вопрос разыгрывался «козырной картой», чтобы со временем поблекнуть и «слинять» с актуальной повестки. Привычная к этому местная публика так и восприняла заявления Олега Кожемяко о его поддержании «столичной идеи Владивостока».
Но, чу! - как некогда писали классики: выглядевшая чисто популистской тема переноса столицы ДФО из Хабаровска во Владивосток внезапно нашла отклик прежде всего у самого полномочного представителя президента России в ДФО, первого вице-премьера правительства РФ Юрия Трутнева, а затем, в кратчайшие сроки, была доведена и до администрации президента.
Это - сам по себе серьезный сдвиг. От привычной болтологии к конкретике и воплощению в реальность. А реальность в данном случае означает для Владивостока множество позитивных моментов для развития:
- решение давно наболевших транспортных проблем, новые авиарейсы и ж\д маршруты, включая международные;
- вложения в транспортную инфраструктуру и субсидирование тарифов;
- использование федеральной недвижимости во Владивостоке;
- формирование инфраструктуры по обслуживанию и обеспечению работы окружных ведомственных подразделений федеральных служб;
- перспективы для молодежи, включая выпускников ДВФУ, действующие «карьерные лифты» на государственной службе и в управлении;
- более активное формирование деловой среды в городе Владивостоке;
- активизация работы по благоустройству города, придание этой проблеме принципиального нового качества и статуса, приоритета – высоких гостей по таким дорогам возить просто нельзя, им необходимо будет создавать уровень комфорта городской среды, привычный для столиц;
- дальнейший рост культурной составляющей городской инфраструктуры – по той же причине: обеспечения ее столичного уровня в международном масштабе;
- закрепление во Владивостоке и дальнейший рост программ и центров финансовой, научно-технической, инновационной деятельности, где так же будут востребованы растущие перспективные кадры.
В общем - Нью-Васюки да и только. С той лишь разницей, что воплощение этих перспектив в реальность уже начинается. И развивается на глазах у всех, в режиме реального времени.
Неделю тому назад инициативу переноса столицы озвучил Олег Кожемяко – никого при этом не удивив очередным предвыборным посылом. Затем эту идею одобряет Юрий Трутнев, транслируя ее в администрацию президента России, которая, собственно, изначально ведает всеми полпредствами во всех федеральных округах Российской Федерации.
И вот уже комментарий Дмитрия Пескова, дословно: «Вы знаете, сначала все-таки должна более четкая быть сформулирована позиция на местах в самом регионе. Очевидно, что существует много факторов, которые, наверное, делают весьма вероятной такую инициативу и говорят в пользу этой инициативы».
То есть, как говаривал первый и последний президент СССР Горбачев, «процесс пошел». А это уже немало. Ведь в России издавна «медленно запрягают, да быстро ездят» и «лиха беда начало». А начало положено.
Илья Пахомов