Уже более двадцати работников котельных жилищно-коммунальной службы Министерства обороны, расположенных в поселках Ванино, Октябрьский, Бяудэ и Заветы Ильича обратились в прокуратуру с жалобами
Уже более двадцати работников котельных жилищно-коммунальной службы Министерства обороны, расположенных в поселках Ванино, Октябрьский, Бяудэ и Заветы Ильича обратились в прокуратуру с жалобами
Уже более двадцати работников котельных жилищно-коммунальной службы Министерства обороны, расположенных в поселках Ванино, Октябрьский, Бяудэ и Заветы Ильича обратились в прокуратуру с жалобами. Их зарплата уменьшилась настолько, что ежемесячно каждый теряет по несколько тысяч...
 
Приказ из Москвы
 
С 2009 года котельные, работники которых сейчас требуют восстановления их трудовых прав, были в ведении «РЭУ», потом ими управляли «Теплосинтез», «Триада», «ГО ЖКХ»... С 1 апреля 2017 года их передали в ведение Министерства обороны и котельные вновь стали государственными, как в советские времена.
 
А в октябре пришел приказ из Москвы «Об утверждении графиков работы на 2018 год». Подписал этот документ начальник Федерального государственного бюджетного учреждения «Центральное жилищно-коммунальное управление» МО РФ Жданов А.А.
 
В нем сказано, что в целях рационального использования работниками рабочего времени, опираясь на статьи Трудового кодекса РФ, начальник приказал с 1 января 2018 года утвердить основные графики работы, установить суммированный учет рабочего времени 12 месяцев для работающих в сменном режиме и установить суммированный учет рабочего времени за квартал для работников занятых на работах с вредными и опасными условиями труда.
 
В этом же приказе начальникам филиалов учреждения было поручено в срок: до 1 ноября 2017 г. утвердить индивидуальные графики сменности, предусмотрев продолжительность рабочего времени за учетный период в соответствии нормальному числу часов; до 20 ноября 2017 г. ознакомить работников с утвержденными индивидуальными графиками сменности под роспись.
 
Что же на деле?
 
Вот что рассказывает начальник котельной в п. Бяудэ Эдуард Бондарев:
 
- Смена у кочегара - 12 часов, но теперь оплачивают лишь за 10, хотя на вахте он один, без подмены и оставить котельную, чтобы уйти на обеденный перерыв, не может. Наше руководство ссылается на приказ из Москвы. Но мы, ознакомившись с приказом, не нашли в нем указание на то, чтобы у работников забирали отработанные часы. Тем не менее, часы продолжают срезать и по расчеткам видно, насколько уменьшилась зарплата - ежемесячно каждый теряет по несколько тысяч. Это хорошо видно по табелям учета рабочего времени за три месяца 2018 года: в январе кочегарам не доплатили за отработанных 30 - 32 часа; в феврале - за 28 часов, в марте - за 32 - 42 часа. Это просто грабеж...
 
На вопрос, как давно произошли такие изменения, отвечает начальник котельных в п. Октябрьский и в п. Заветы Ильича Бахреддин Толибов:
 
- Эти изменения начались с января, а договоры на подпись дали только в феврале. Люди не хотели подписывать, но началось давление, раздались угрозы, мол, не подпишите, значит, снимем стимулирующие или можете писать заявление на увольнение. Ничего не оставалось, кому охота без работы сидеть, у всех семьи… В этой ситуации пострадали работники с вредными условиями труда: кочегары, электро- газосварщики, слесари… Мы хотим, чтобы работникам котельных вернули отобранный у них заработок, полноценную доплату за вредность труда и дополнительные дни к отпуску.
 
В прокуратуру!
 
Работники котельных обратились в прокуратуру ВМФ в п. Заветы Ильича, где им сразу сказали, что происходящее - это нарушение конституционных прав. Надо отметить, что прокуратура ВМФ сработала оперативно - при-ехала комиссия, разобралась, тут же вернули доплаты за вредность и всё остальное. Но это коснулось лишь работников котельных ВМФ.
 
А вот тем, кто трудится в котельных ВВО не повезло. Их жалобы ещё 26 февраля прокуратура направила руководителю Государственной инспекции труда в Хабаровском крае - главному госинспектору труда П.В. Непомнящему. Прошло два месяца, а ответа нет…
 
Зарплата стала ниже на несколько тысяч...
 
Алексей Сувцов, работал 30 лет в Совгаванской КЭЧ, теперь в котельной:
- Повысят ли нам зарплату? Раньше я получал 26 тысяч, сейчас за эту же работу меньше на несколько тысяч...
 
Вячеслав Зиновьев, машинист котельной:
- Была бы возможность устроиться на другую работу, но это сложно, уйти некуда. Зарплата сейчас 17 тысяч, хотя и стаж уже, и районный коэффициент. А до снижения получал за эту же работу 25 - 27 тысяч.
 
Владимир Алексеев, машинист котельной:
- Год назад за апрель я получил 28 тысяч, а сейчас за апрель - 18 тысяч…
 
Алексей Пестеров, машинист котельной:
- Также год назад я получил 27 тысяч, сейчас на 10 тысяч зарплата стала ниже. По какому праву нам урезали зарплату, если условия не изменились, объем работы меньше не стал...
 
Андрей Красильников, машинист котельной:
- Выдали нам уведомления об изменении условий оплаты труда. Требуют, требуют, а изменений в лучшую сторону в условиях труда никаких...
 
Виталий Совюк, слесарь:
- Инструмент для ремонта не выдают, всё из дома приносим...
 
В лучшую сторону ничего не изменилось
 
Александр Шалагин, машинист котельной:
 
- Сейчас мы подписали подневольное дополнительное соглашение, так как нам сказали, что если мы не согласны, то нас переведут на другую работу, если будет такая возможность. А если нас что-то не устраивает, то можем увольняться. Выходит, что условия труда в котельных не изменились, средств индивидуальной защиты нет, из спецодежды за весь сезон нам дали по одной паре верхонок, не говоря уже о респираторах и о чем-то другом. То есть, в лучшую сторону ничего не меняется. Непонятно на каком основании убирают доплату за вредность. Мы выполняем не только работу кочегара, но и зольщика, а в договорах об этом ни слова. На каком основании убирают по несколько часов с каждой смены, хотя я работаю один и не могу уйти на обеденный перерыв? Сам по себе труд тяжелый и еще условия не созданы для работников. Нет водоснабжения, душа, туалета. Я отработал в котельной 9 лет и за это время ничего в лучшую сторону не изменилось! Даже тележку для ввоза угля в котельную и вывоза золы покупали за свой счет. Всё это делаем вручную! За свой счет покупаем инвентарь, известку для ремонта…
 
Тяжесть трудового процесса
 
После выхода приказа вредные условия труда вдруг стали называть иначе - тяжесть трудового процесса. И если раньше о вредных условиях труда писали: загазованность, запыленность, шум, то сейчас ничего подобного, а просто тяжесть трудового процесса. Такова новая формулировка, «благодаря» которой, как уже рассказали рабочие, зарплаты резко снизились.
 
А тех, кто с этим не согласен, никто не держит. Ведь в уведомлении об изменении условий оплаты труда сказано, что «в случае несогласия продолжать работу в новых условиях может быть предложена иная работа, соответствующая квалификации и состоянию здоровья, а при отсутствии такой работы - нижестоящая должность или нижеоплачиваемая работа. При отсутствии указанной работы или в случае отказа от предложенной трудовой договор будет прекращен…»
 
Трубы драят маслом. Едят хлеб да воду...
 
Рассказали рабочие и о том, что почти половина их небольшой зарплаты уходит на рукавицы, лопаты, общественный транспорт, еду... Остаток - на коммунальные услуги. И всё на этом. Порой, под конец месяца, денег нет и на хлеб. Занимать приходится… Бывало, на хлебе и воде сидят - вот и вся еда на смену. И это в то время, когда президент страны в «майских указах» говорит о необходимости борьбы с бедностью. Читают ли эти указы начальники, издающие приказы, после которых против работяг устраивается настоящий беспредел - урезают зарплату с целью «рационального использования рабочего времени...»? При этом и пикнуть не моги - переведут на нижеоплачиваемую работу или вовсе на порог укажут...
 
Процветает в котельных и нещадная эксплуатация - кочегаров, слесарей, электриков без всякой доплаты используют на ремонте крыш, теплотрасс, котлов, уборке свалок... Словом там, к чему они никакого отношения не имеют. «Почему слесари или кочегары должны ремонтировать крышу, какое они имеют отношение к профессии строителя?! - возмущаются работники котельных. - Почему мы обязаны сами доставать кирпичи, чтобы отремонтировать котельную? Почему, если для трактора нет соляры, то кочегары пашут за трактор - тоннами врукопашную закидывают уголь в котельную, потом в котлы, а потом еще и золу вручную вывозят?»
 
При этом есть и вакансии, но людей по штату не набирают - говорят экономия заработной платы. Для кого экономия? И давно ли ступала нога прокурора с проверкой туда, где выдают устные приказы натирать машинным маслом трубы, оборудование, потом фотать весь этот блеск и отправлять начальству как отчет, что выполнены работы по ремонту и покраске? «Хотя пальцем ткни - будет дырка. Как в той котельной, где крыша настолько гнилая, что не спасает от снега и дождя…», - рассказывают рабочие и готовы это повторить для любых проверяющих, в которых давно нуждаются изрядно поизносившиеся объекты жизнеобеспечения...
 
Татьяна Седых.
Газета «Моё побережье», 16.05.18,
п. Ванино Хабаровского края.
 
P.S. Редакция направила запросы в Министерство обороны РФ, Генпрокурору РФ и в Госинспекцию труда РФ, в которых сообщила о многочисленных нарушениях в условиях труда работников местных котельных.
 
Хоть у работников вышеуказанных котельных МО нет профсоюзной организации, тем не менее прокомментировать происходящее я попросила председателя профсоюза МУП «Янтарь» Хабаровской краевой организации профсоюза работников жизнеобеспечения Анатолия Губенко:
 
- То, что происходит, это действительно откровенный грабеж и нарушение трудовых прав. И это не единственный случай. В ближайшее время в Советской Гавани намечается собрание профсоюзной организации работников котельных города. Поводом стало очередное нарушение закона - с работниками заключили срочные, а не трудовые договора, хотя люди работают ежедневно, посменно и полное рабочее время. В итоге, по окончании отопительного сезона их просто уволят. На собрание планируем пригласить главу Советско-Гаванского района, главу администрации города Советская Гавань, сотрудников прокуратуры, представителей краевой организации профсоюза работников жизнеобеспечения и «Хабаровского краевого объединения организаций профсоюзов».