Первый полет, 19 мая 2008 г. Фото: КнААЗ
Первый полет, 19 мая 2008 г. Фото: КнААЗ
Десять лет назад, 19 мая 2008 года в Комсомольске-на-Амуре состоялся первый полет опытного образца самолета «Сухой Суперджет-100» - первого отечественного самолета современной России. Пилотировали авиалайнер старший летчик-испытатель Александр Яблонцев и летчик-испытатель Леонид Чикунов.
 
Самолет поднялся на высоту 1200 метров, совершил четыре прохода над взлетно-посадочной полосой, сделал «коробочку» (пролетел по квадрату) и успешно приземлился. Полет самолёта длился 65 минут.
 
Авиалайнер стал первым российским самолетом, отправной точкой создания которого стали требования ведущих авиаперевозчиков мира.
 
Для реализации проекта была проведена комплексная программа техперевооружения заводов в Комсомольске-на-Амуре и Новосибирске. «Сухой Суперджет 100» полностью спроектирован на основе цифровых технологий. В его производстве применяются ранее не использовавшиеся в отечественном гражданском самолетостроении технологии, такие как бесстапельная сборка, автоматическая стыковка агрегатов планера, автоматическая клепка и ряд других.
 
В 2011 году самолет получил Сертификат Межгосударственного авиационного комитета (МАК), в 2012 году - Сертификат Европейского агентства по авиационной безопасности EASA.
 
Перспективный российский региональный самолет «Суперджет 100» разрабатывался АО «Гражданские самолеты Сухого» в тесном сотрудничестве с филиалом ПАО «Компания «Сухой» «Комсомольский-на-Амуре авиационный завод им. Ю.А. Гагарина» и другими предприятиями, входящими в ПАО «Объединенная авиастроительная корпорация» (ОАК).
 
Комсомольский-на-Амуре авиационный завод имени Ю.А. Гагарина (КнААЗ) является одним из ведущих предприятий авиационного комплекса России. С 2003 года предприятие было подключено к программе нового регионального самолета «Суперджет 100». На КнААЗ ведется изготовление деталей и агрегатов самолетов, окончательная сборка выполняется на производственных площадях Комсомольского-на-Амуре филиала АО «Гражданские самолеты Сухого».
 
На сегодняшний день 121 самолет «Суперджет 100» эксплуатируется в российских авиакомпаниях и госструктурах: «Аэрофлот», «Газпром авиа», «Якутия», «Ямал», «ИрАэро», МВД России, МЧС, СЛО «Россия», «Азимут», «РусДжет», а также в иностранных: «Interjet» (Мексика), «CityJet» (Ирландия) и Королевских ВВС Таиланда.
 
25 апреля с.г. в Комсомольске-на-Амуре совершил первый полет уже 159 самолет этого типа, предназначенный для ПАО «Аэрофлот». В 2017 году было выпущено 34 самолета, за 4 месяца нынешнего года - восемь самолетов.
 
У российского регионального лайнера хорошие перспективы роста и развития.
 
Подписаны соглашения о намерениях на поставку «Сухой Суперджет 100» с авиакомпанией «Aero Mongolia» (Монголия), «Iran Air Tours» и «Aseman Airlines» (Иран), ведутся переговоры по поставкам «Суперджет 100» для европейских, южно-азиатских, африканских и латиноамериканских авиакомпаний, заключен контракт на покупку шести самолетов «Суперджет 100» с авиакомпанией «Северсталь».
 
Из резервного фонда правительства Российской Федерации в 2018 году согласно распоряжению от 27 апреля 2018 г. №786-р будет выделено 6 млрд руб. для программы развития семейства российских региональных самолетов «Суперджет 100», реализации мероприятий по импортозамещению систем и компонентов авиалайнера и разработки его 75-местной модификации.