Виктор Галышев - второй слева, на построении. Вручает награды М. Тухачевский, 1921 г. (фрагмент). Любительское фото, автор неизвестен.
Виктор Галышев - второй слева, на построении. Вручает награды М. Тухачевский, 1921 г. (фрагмент). Любительское фото, автор неизвестен.
«Вот карточка. Она порыжела, а у этого паренька словно три руки… Любительский снимок. А как дорога для меня эта карточка! Я ее и таскаю всюду с собой… Видите, стоят - раз, два, три, четыре, пять, шесть… Всего двенадцать человек. Вон тот, что впереди всех, молодой такой, горбоносый парень, в гимнастерке, длиннющих брюках и на петуха чуть смахивает, - это я. Узнать трудно; да это и понятно - с тех пор прошло 13 лет с лишком. Я вот и поседел, и погрузнел, и уж давно не в гимнастерке, а вот в этой синей куртке. Гражданин почтенного возраста… И тем милее для меня эта карточка… Вот, видите, - молодой человек в кожаной куртке, в буденновке и с шашкой на боку - это товарищ Тухачевский: он прицепляет мне на грудь орден Красного Знамени. А все в целом - награждение в июле месяце 1921 года командиров и летчиков, завершивших победу над бандами Антонова».
 
Это фрагмент из книги «Как мы спасали челюскинцев», 1934 года издания. А написал его Виктор Галышев - забытый полярный летчик, который по праву считается у нас в стране - первым летчиком-спасателем. В феврале-апреле далекого 1930 года он провел первую в истории Арктики (!) операцию по эвакуации воздушным путем пассажиров с застрявшего во льдах парохода «Ставрополь» у мыса Северный (ныне Отто Шмидта) на Чукотке. Сделал три рейса в бухту Лаврентия, перевез 15 человек, в том числе нескольких детей, одного новорожденного. Но об этой истории мы еще расскажем. А пока не закончилась история с фотографией.
 
Читаем дальше: «Фото награждения командующим всеми войсками Тамбовского района М. Н. Тухачевским военных летчиков Красного Воздушного Флота. Неизвестная мастерская, РСФСР, 1920-е гг. Размер 167х120 мм». Это уже из описания лота №414 аукциона №20 (28.04.2012) аукционного дома «Империя». Эстимейт - приблизительная оценка стоимости лота: $750-850 (по тогдашним ценам 22-26 тыс. руб.). Дорогая у нас история!.. И короткая память...
 
Летчик Виктор Галышев (1892-1940) - незаслуженно забытый первооткрыватель воздушных трасс Восточной Сибири и Дальнего Востока.
 
Отдельные энтузиасты хорошо изучили его биографию, практически уже не осталось «белых пятен» в его послужном списке.
 
Правда, большей части он известен как советский полярный летчик, а ведь он служил и в царской армии, был командиром авиаотрядов Российского императорского Военно-Воздушного флота!
 
Виктор Галышев участвовал в Первой Мировой войне, в боях против немцев в войну 1914-1917 гг., был дважды ранен, контужен, награжден тремя Георгиевскими крестами IV, III и II степеней «за храбрость и мужество» (в 1944 году была даже идея приравнять награжденных к кавалерам советского ордена Славы, так как статуты наград соответствовали), а также Георгиевским оружием (Золотым оружием «За храбрость»), считалось одним из отличий ордена Святого Георгия (на эфесе был маленький золотой крестик ордена).
 
В 1918 году штабс-капитан Виктор Галышев оказался в Народной Армии Воздушного флота белых войск на Востоке России во время Гражданской войны, и даже довелось служить в авиаотряде армии Колчака (1918-1920). Но вовремя одумался, перешел на сторону Красной Армии. Принят на службу в Рабоче-Крестьянский Красный Воздушный флот Западного фронта РККА под командованием Михаила Тухачевского. И принимал активное участие в подавлении восстания банд Антонова в Тамбовской губернии, за что и получил из рук Тухачевского свой первый советский орден Красного Знамени (1921 г.).
 
Дальше Виктор Галышев демобилизовался, участвовал в становлении Всероссийского общества «Добролет», открывал воздушные линии в Средней Азии и в Сибири.
 
«...Я сделал три рейса на мыс Северный и вывез 15 человек. Среди них были и больные и ребята. Был даже один крошечный, пискливый - новорожденный. После этой спасательной экспедиции меня вызвали в Кремль, и товарищ Каганович вручил мне орден Красной Звезды. Он пожал мне руку, поздравил и пожелал, чтобы этот орден не был последним. Это была большая гордость для меня - рядом с орденом за боевые заслуги получить орден за спасение людей. ...Милая была одна девочка, тоже со «Ставрополя», лет пяти-шести. С самого начала она нисколько не боялась машины и гладила ее ручонками. А потом, когда мы долетели до Лаврентия, где некоторое время мне пришлось жить вместе с моими спасенными, я очень сдружился с ней. Она называла меня дядя Галыш и радовалась, когда я поднимал ее на плечи, потому что выше меня видеть людей ей еще не приходилось. Когда мы расставались, она плакала: Дядя Галыш, прилетай за мной опять!..»
 
Как вы могли догадаться, речь Виктор Галышев ведет о спасении людей в Арктике с парохода «Ставрополь». Первое спасение людей в Арктике по воздуху, за четыре года до челюскинской эпопеи, когда за такие подвиги семерым летчикам присвоили звание Герой Советского Союза.
 
История первого спасения начиналась летом 1929 года, когда пароход «Ставрополь» (капитан П.Г. Миловзоров) отправился в рейс на Колыму. Он уже возвращался из Нижнеколымска (Якутия, по реке Колыма) назад, направляясь во Владивосток, как огибая мыс Северный (ныне Отто Шмидта) по Чукотскому морю, 5 сентября 1929 года застрял во льдах и вынужден был стать на зимовку. На «Ставрополе» находились пассажиры, в том числе женщины и дети.
 
В это же время у мыса Северный зимовала американская шхуна «Нанук» с грузом пушнины. Кроме самого владельца шхуны Олафа Свенсона (Olaf Swenson), на борту была его 17-летняя дочь Марион. Свенсон договорился с авиационной компанией на Аляске переправить пушнину воздушным путем в Америку. Эту операцию на самолете «Гамильтон» взялся  компании «Аляска Айрвейс» (Alaska Airways) провести пилот - известный полярный летчик Карл Бен Эйелсон (Carl Ben Eielson).
 
После одного удачного рейса 7 ноября 1929 года Эйелсен вместе с бортмехаником Франком Борландом снова вылетел из Фэрбенкса (Аляска, США) к мысу Северный. На трассе полета свирепствовала сильная пурга и самолет разбился (нашел их, кстати, Маврикий Слепнев - будущий Герой Советского Союза). Коса, где погибли американские авиаторы, была названа в их память Косой Двух Пилотов. Об этой истории рассказано в американском издании «Russian Arctic Seas. Navigational conditions and accidents» («Моря Российской Арктики. Условия навигации и происшествия», 2012 года издания).
 
На помощь советским и американским зимовщикам направился ледорез «Литке». 7 ноября 1929 года он вышел их Владивостока с Виктором Галышевым и его самолетом на борту. 9 декабря того же года «Литке» прибыл в бухту Провидения, откуда можно было в дальнейшем лететь к «Ставрополю».
 
Спасательная операция началась в январе 1930 года. Виктор Галышев сделал к пароходу «Ставрополь» три рейса, перевезя 15 человек, в том числе нескольких детей, одного новорожденного в бухту Лаврентия, а это расстояние в 600 км, проведя, повторимся, первую в истории Арктики операцию по эвакуации пассажиров воздушным путем!
 
Принимал он участие и в розыске французского пилота Коста, совершавшего кругосветный перелет в 1929 году и пропавшего в степях Маньчжурии. Оказалось, что 29 сентября 1929 года самолет «Бреге-19» обогнул озеро Байкал и прошел над Киренском и Баргузином, а затем над станицей Даурия (по запрещенной зоне через район Читы и станции Борзя и Даурия, перелетел советско-китайскую границу в 40 км юго-восточнее станции Маньчжурия), пересек китайскую границу невдалеке от ст. Пограничная. Самолет Коста совершил благополучную посадку в Цицикаре, пройдя 9 610 км без посадки (по прямой - 8 тыс. км) и побив предыдущий рекорд дальности, поставленный итальянцами Артуро Феррарин и Карло Дель-Прете (7 180 км).
 
Виктор Галышев участник поисковой операции полярного летчика Отто Кальвица. Он пропал севернее устья Лены, в районе Ляховских островов в сентябре 1928 года. Оказалось, Кальвиц потерпел аварию около Булуна, у него сломался коленчатый вал. Его подобрала баржа. С баржи Галышев доставил летчика до Якутска.
 
В 1934 году Виктор Галышев принял участие в спасении челюскинцев. Тогда он был командиром спасательной группой (авиазвена), куда вошли Иван Доронин и Михаил Водопьянов. Группа летчиков вылетела из Хабаровска в Анадырь 17 марта 1934 года.
 
«Летчик-ас Виктор Львович Галышев, который прибыл дожидаться самолетов во Владивосток из Иркутска, где собирали их винтокрылые машины и поездом отправили в порт, тоже опоздал на «Смоленск». Он предложил Светогорову, мол, по воде долго, по воздуху будет быстрее, полететь отдельным звеном. Командир звена Галышев, а с ним еще двое ребят: Водопьянов, и, числящийся везунчиком - замкомзвена Доронин (до этого, за десять лет, у него не было ни одной аварии, но в первом же вылете к челюскинцам, сломает лыжу самолета), решили попытать счастье по воздуху и чтобы не ждать с моря погоды, стартовать не из Владивостока, а из Хабаровска. Туда же, на поезде, как раз прибыли их самолеты: Р-5 («М-10-94») из Москвы Водопьянова «домчался» в товарном вагоне транссибирского экспресса, латанные ПС-4 («Юнкерс-W-33») «малой скоростью» добрались по железной дороге из Иркутска и были так называемого «иркутского производства». Из Хабаровска тройка вылетела 17 марта (Водопьянов «заплутал», вернулся и стартовал 18 марта), самостоятельно стала пробиваться на Чукотку - это более 6,5 тыс. км по воздуху - 3,5 недели до Ванкарема...». Это из книги «Красный сон Светогорова»...
 
Галышеву не повезло, из-за поломки самолета ПС-4 - отказал мотор - он не долетел до лагеря челюскинцев, а остался в Анадыре на целых десять дней. 26 марта 1934 года вылетев из Анадыря в Уэлен, ему лишь осталось перевозить спасенных челюскинцев на материке, к пароходу, из с. Ванкарем в бухту Провидения. Его друзьям - Ивану Доронину и Михаилу Водопьянову присвоили высшее звания страны (высшая степень отличия) - Героя Советского Союза. А Виктор Галышев был награжден вторым орденом Красной Звезды «за мужество, проявленное в перелете, и оказание помощи людям» в челюскинской спасательной операции.
 
В 1938 году Виктор Галышев стал жертвой сталинский репрессий. По одной версии, он был арестован за ослабление дисциплины Ленской авиагруппы Управления полярной авиации (УПА) Главного управления Северного морского пути (Главсевморпуть, ГУСМП), где был командиром и за связи с Тухачевским (помните то фото с награждения орденом Красного Знамени?!). По другой, «по доносу, а может быть просто по произволу НКВД, летчик был брошен в застенки ГУЛАГа».
 
В феврале 1939 года Галышева освободили по заступничеству председателя Совнаркома СССР Вячеслава Молотова.
 
Вот что вспоминает ветеран якутской авиации В. Протодьяконов: «Неожиданно в феврале 1939 года мне дали указание взять Виктора Львовича из тюрьмы и организовать его отправку в Москву на лечение. Как и все непонятное, эта, я бы сказал, невероятная команда сверху - а таким было внезапное освобождение из тюрьмы Галышева - обрастала легендами. Вот одна, из них. Передавали друг другу шепотом, под большим секретом, что Виктор Львович смог передать из тюрьмы письмо Ворошилову, с которым был лично знаком еще со времен Гражданской войны, и тот распорядился выпустить Галышева. Тогда этому верили. Теперь-то мы знаем, что «первый маршал» не торопился выручать не только своих знакомых, но даже близких соратников, безвинно отданных на заклание. Я на руках вынес неправдоподобно легкого, донельзя истощенного и истерзанного Галышева за пределы страшного учреждения и привез на повозке, запряженной лошадью, в общежитие авиагруппы, где для него подготовили комнату (жена Галышева жила в Иркутске). Два месяца лежал он с отбитыми почками и печенью, переболевший пневмонией. Когда медицина дала разрешение, в автобазе авиагруппы оборудовали на полуторке коробку и отправили Виктора Львовича в сопровождении врача на станцию Невер, что на транссибирской магистрали, а дальше поездом в Москву. Там Галышева поместили в больницу, где он и скончался в скором времени...»
 
Умер Виктор Галышев 11 августа 1940 года. В газете «Известия» вышло скромное сообщение: «В Кремлевской больнице в Москве умер выдающийся летчик нашей страны В. Л. Галышев. Всю свою жизнь он посвятил развитию авиации в Сибири и на Дальнем Востоке».
 
Виктора Львовича Галышева похоронили в Москве, на Новодевичьем кладбище. Так закончилась жизнь отважного летчика. Его героическая биография, похоже, стала заложницей политических интриг конца 30-х годов.
 
Константин Пронякин.
 
P.S. О нем написана ст. для «Википедии».
 
Летчик Виктор Галышев и переводчик Виктор Голышев
Летчик Виктор Галышев и переводчик Виктор Голышев
Кстати
Вот так начнешь изучать фамильные портреты... Переводчик англо-американской литературы, «патриарх отечественной школы художественного перевода», который перевел в нашей стране Джорджа Оруэлла «1984» Виктор Петрович ГОлышев (1937 г.р.), как две капли воды похож на спасателя челюскинцев Виктора Львовича ГАлышева, в том числе и «птичьим профилем», которым так гордился летчик. Уж не родственники они или есть какая-то семейная тайна с их фамилией?..