Елена Саутина (в центре) и Валентина Петухова (справа)
Елена Саутина (в центре) и Валентина Петухова (справа)
Как это было? Честно говоря, так, как не было никогда. Во всяком случае, ни на одних выборах, имевших место в последние 10 лет, я не наблюдала того, что наблюдала во время прошедших только что выборов и в предшествующий им месяц.
 
Региональные отделения почти всех партий и их кандидаты конкурировали между собой, стараясь не выходить за рамки законодательства. Повторяю, почти всех партий, за исключением одной – КПРФ. Это региональное отделение создавало очень странное впечатление: хрипело, визжало, пускало пену, в общем, билось в конвульсиях, демонстрируя предсмертную агонию.
 
Удивило ли меня это? Нет! На мой взгляд, региональное отделение партии, которое не меняется десятилетиями и, как токсикоман, обожает запах нафталина, которое готово растоптать всех, кто посмеет высказать в её адрес критику, и, если бы ей дали волю, навсегда бы запретило свободу слова и свободу мысли, по определению не могло вести себя иначе.
 
Абсурд, до которого дошло это коммунистическое региональное отделение, не поддаётся никакому описанию. В течение всего предвыборного периода и по сегодняшний день данное региональное отделение пытается заклеймить позором нашу газету только за то, что мы добросовестно исполнили все нормы выборного законодательства РФ.
 
Эта, с позволения сказать, ячейка, видите ли, считает, что наше СМИ не должно было размещать политическую рекламу «Единой России». Поэтому она обращается с открытым письмом во все местные СМИ, которые также, как и мы, размещали в предвыборный период рекламу «Единой России», с просьбой заклеймить нас позором.
 
Сразу скажу: нас это не удивило и не расстроило. Неадекватность поведения некоторых «товарищей» – эта не наша проблема. В конце концов, медицина у нас пока ещё бесплатная.
 
Нас удивило и расстроило совсем другое: нарушения во время выборов и в предвыборный период, которые позволяла себе структура, в чьи непосредственные обязанности входило следить за тем, чтобы этих нарушений не было. Я говорю об областной избирательной комиссии. Начну с примера, который демонстрирует стиль руководства областного избиркома и уровень его культуры.
 
Все мы знаем, что избирать и быть избранным имеет право каждый гражданин Российской Федерации. Оно дано всем нам Конституцией, и никто – ни члены избиркомов разных уровней, ни руководство избиркома региона не вправе предвзято относиться к какому-либо кандидату в депутаты. Для них все должны быть равны. Оценку каждому кандидату дают избиратели посредством голосования. Руководитель избирательной комиссии может не любить или презирать какого-то кандидата только дома, закрывшись в своей квартире, а выйдя из неё, он – должностное лицо, обязанное обеспечить всем равные возможности и равное отношение своё и своих сотрудников к каждому кандидату и политическому объединению.
 
Председатель избирательной комиссии ЕАО Елена Викторовна Саутина, судя по аудиозаписи, фрагменты из которой я сейчас приведу, либо перепутала кухню своей квартиры с помещением избиркома, либо посчитала, что помещение избиркома и её личная кухня – это одно и то же.
 
17 сентября, за день до выборов, кандидат в депутаты Владимир Дудин обратился в городскую избирательную комиссию с просьбой выдать ему копии актов, подтверждающих количество бюллетеней для голосования, переданных в участковые избирательные комиссии. Он действовал в рамках закона, имел право получить эти копии, тем более, что незадолго до этого Владимир Дудин выявил довольно неприятный факт: на предстоящие выборы были напечатаны лишние бюллетени, и довольно много. Получив отказ, он приехал в областную избирательную комиссию.
 
В. Дудин: – … Мы сейчас подадим вам жалобу. В городской комиссии нам не дают копии актов пересчёта бюллетеней.
 
Е. Саутина: – (сразу на повышенных тонах) А ещё нет этих копий актов.
 
В. Дудин: – Есть. Они все там лежат уже подписанные.
 
Е. Саутина: – … Владимир Николаевич! Вы знаете, вот не хотела говорить, но вы меня вынуждаете. Я на вас в суд подам после выборов, честное слово! За унижение нашей чести и достоинства, когда вы пишете кругом, что вы не доверяете комиссии, что мы готовим преступление. И вместо того, чтоб мне работать, меня целыми днями то прокуратура долбает, то следственное управление.
 
В. Дудин: – А кто виноват в этом?
 
Е. Саутина: – Владимир Николаевич! Немножечко мозги включите!.. Уже сил нет! Спокойно не могу с вами разговаривать! Трясёт от одного упоминания Владимира Николаевича!.. Закон предусматривает возможность лишних бюллетеней, и мы их все уничтожаем. Вам ещё что надо?
 
В. Дудин: – Мне? Честность, ответственность, порядочность…
 
Е. Саутина: – Пишите! Дайте ему бумагу! Самый честный и порядочный у нас Дудин! Как же он с нами – с нечестной комиссией становится всё время депутатом, а?..
 
В. Дудин: – Почему вас возмущают жалобы? Они же все обоснованы. ЦИК признал их обоснованными.
 
Е. Саутина: – Что? ЦИК признал их обоснованными?
 
В.Дудин: – Вы же мне ответы прислали: баннеры убрали, убрали листовки…
 
Е. Саутина: – Да мы сейчас не про то говорим. Можно подумать, у вас на это у самого ума хватило! Господи! Вам просто подсказали.
 
В. Дудин: – Кто подсказал? У меня, наверное, юрист сильнее, чем вы все вместе взятые.
 
Е. Саутина: – Да что вы говорите? Ещё раз оскорбление! Знаете, вот я лично поеду сейчас после выборов в Москву и буду требовать, просто настаивать, чтобы в закон внесли: прежде, чем зарегистрироваться, вот, я, когда иду на государственную службу, меня заставляют все виды медицинской комиссии пройти, в том числе и психиатра. Так вот я буду говорить, чтобы обязательно всем, кто идёт баллотироваться, чтобы они тоже медкомиссию вначале проходили. Чтоб обострения осеннего не было! Чтоб дурацких жалоб не было. Те, которые мы признали, мы вам на них ответили. А сегодня вы ходите с этими своими бюллетенями и просто смешите народ!.. Вот я вчера разговаривала с прокуратурой, и они мне сказали: Елена Викторовна! Мы прекрасно знаем Владимира Николаевича. Я им пожаловалась, что думала, что у него только в период выборов так активность повышается. «Нет! – говорят мне. – Это у него кредо!» …
 
В. Дудин: – Вы меня сейчас просто охаяли…
 
Е. Саутина: – Каков привет, таков ответ! Это вы охаяли всех подряд!.. Вот мне, например, звонят сегодня избиратели и говорят: вот как же Владимир Дудин идёт в Заксобрание, а дочка у него, например, в Америке? Ну, нормально, да?..
 
В. Дудин: – Знаете, вот с Центральной избирательной комиссией мы нормально разговариваем, потому что никто на меня не орёт...
 
Е. Саутина: – Потому что после того, как вы с ЦИКом разговариваете, ЦИК орёт на нас! Слюной брызжет так, что у меня тогда губы дрожали, когда я после Левичева разговаривала с Валентиной Ивановной. Разговаривают с нами, как будто мы какие-то эти… шавки подзаборные.
 
В. Дудин: – Так надо по-честному поступать, и всё будет нормально. Первый раз такая плохая организация выборов!
 
Е. Саутина: – Да что вы говорите? Плохая организация, потому что вас не изберут? А если изберут, то будет хорошая?
 
В. Дудин: – Нет, не будет хорошая ни в первом, ни во втором случае, потому что она на самом деле плохая…
 
Е. Саутина: – …Я сегодня ЕАОмедиа открываю, а там идёт опрос: если бы выборы были завтра, за кого бы вы проголосовали? И 46% говорят: за коммунистов. Никогда такого не было! И 21% только говорит, что за «Единую Россию». Никогда такого не было, но, наверное, мы и не жили никогда так, как мы сейчас живём…
 
Вот такой стиль общения руководителя избиркома ЕАО с кандидатом в депутаты, вот такой уровень культуры!
 
Видимо, результаты упомянутого Е. Саутиной опроса так сильно на неё подействовали, что она вместе со своим заместителем В. Петуховой решила «подыграть» местным коммунистам. Ну, наверное, чтобы не опоздать… на тот случай, если они и правда выборы выиграют. Вот только не учла госпожа Саутина один нюанс: если даже результаты этого опроса достоверны, то голосуя «за» коммунистов, люди голосовали не за местных представителей этой партии, потому что здравомыслящие люди в большинстве своём вряд ли стали бы голосовать за ненависть ко всему, что не устраивает товарищей из регионального отделения КПРФ, за ненависть ко всем, кто думает иначе, чем они. И это доказали сами выборы 18 сентября.
 
Но вернёмся к нарушениям. Мною 15 сентября были поданы две жалобы в избирком ЕАО. Их рассмотрение не состоялось. Ответ на них мне обязаны были дать в течение 5 дней, но его до сих пор нет. Жалобы, поданные коммунистами на меня, главного редактора «Газеты на Дом» и редакцию были рассмотрены, практически, моментально.
 
Но, при рассмотрении председатель и заместитель избиркома ЕАО проигнорировали предмет жалоб и большинством голосов было вынесено решение на основании их впечатлений, ощущений, предположений и догадок. Кроме того, на рассмотрение этих жалоб были приглашены не все члены избиркома ЕАО. Видимо, чтобы не нарушить заранее спланированный результат голосования?
 
Идём дальше: 14 сентября в №36 коммунистической газеты «Голос Биробиджана» в одной из статей были нарушены все допустимые нормы закона и морали. Тем не менее на заседании избиркома Е. Саутина несколько раз повторила: претензий к тексту этой статьи нет! Цитирую выдержку из этого «опуса»: «…Надо было видеть удивлённые лица работников местного избиркома, когда они по секрету говорили автору этих строк о том, какие суммы перечисляет региональное отделение партии «Единая Россия» на счета «Газеты на Дом» за определённые услуги…».
 
Во-первых, работники избиркома не имели права давать посторонним людям информацию о доходах частной структуры. Во-вторых, говоря о каких-то «определённых услугах», работники избиркома пытались ввести в заблуждение автора, поскольку услуга в предвыборный период, которую оказывали все СМИ, включая наше, имела конкретное название: размещение агитационных материалов. Необоснованный отказ зарегистрированного для работы на выборах СМИ размещать агитационные материалы какого-либо кандидата или какой-то партии российским законодательством не допускается. Про это почему-то работники «местного» избиркома автору упомянутого бездарного пасквиля не сообщили. Важно было, как я понимаю, навести тень на плетень, создать образ продажной газеты. Да, уважаемые работники «местного» избиркома?
 
Во время заседания избиркома ЕАО, на котором «шельмовали» «Газету на Дом» и меня, как автора аналитических публикаций, я потребовала ответить, на каком основании работники избиркома подстрекали автора пасквиля облить грязью «Газету на Дом», внушая ему, что «Единая Россия» перечисляет нашей редакции десятки тысяч рублей за «определённые услуги»?
 
Цитирую ответ В. Петуховой: – Это ваши сплетни!
 
Я: – Мои? О чём вы говорите? Это написано в газете «Голос Биробиджана». Это текст автора статьи!
 
В. Петухова: – Это сплетни! А вы их повторяете!
 
И никакого разбирательства! Никто за эту неправду в наш адрес не ответил. Вот мне интересно: а почему? Может, автор пасквиля, говоря о работниках «местного» избиркома, имел в виду саму Валентину Ивановну Петухову? Или Елену Викторовну Саутину?
 
Во всяком случае, я не знаю других работников «местного» избиркома, которые стали бы откровенничать с автором указанного пасквиля, провоцируя его на публикацию недостоверной информации. Конечно, он и сам мог всё придумать, мог сочинить такую сплетню… А если у него есть аудиозапись данного разговора? Он ведь всегда всё записывает, пряча диктофон в кармане или за спиной… Ай-я-яй, товарищи работники «местного» избиркома! Так проколоться!..
 
Как это было? Честно говоря, так, как не было никогда! Например, один избиратель, придя на участок, обнаружил, что в журнале учёта выдачи бюллетеней за него кто-то расписался. Оказалось, его подпись подделал один из членов избирательной комиссии. Списали всё на неопытность этого члена…
 
Или вот ещё: прямо рядом с избирательным участком один из кандидатов в депутаты открыто агитировал шедших голосовать людей отдать голос за него! Городской избирком как-то вяло, с неохотой прореагировал на жалобу, в которой был озвучен этот факт, и отделался отпиской. Областной избирком вообще никак не прореагировал.
 
В местном электронном СМИ размещались материалы о кандидате в депутаты Государственной Думы, которые этим кандидатом не были оплачены (как положено по закону).
 
На радио в течение нескольких дней транслировался анонс его предстоящего интервью, но оговорки о том, что этот анонс оплачен, тоже не было. Незаконная агитация? Да! Но это же кандидат-коммунист! К нему, как я понимаю, у избиркома ЕАО было особое отношение, которое выше закона Российской Федерации? Или я ошибаюсь?
 
Как это было? Отвратительно, грязно и нагло! Это моё мнение, моё впечатление, но с ним, как оказалось, согласны многие.
 
Елена Голубь, "Газета на Дом", №38, Биробиджан