На портале можно прочитать: СССР. Тоннель имени тов. Сталина. https://ru.wikipedia.org
На портале можно прочитать: СССР. Тоннель имени тов. Сталина. https://ru.wikipedia.org
На Дальневосточной железной дороге с октября месяца начинаются работы по реконструкции тоннеля имени Сталина, расположенного на участке Вторая Речка – Гайдамак во Владивостоке.
 
Строительство данного объекта началось в далеком 1914 году, а завершилось – в 1935 году. За более чем вековую эксплуатацию объект обветшал. В последние годы регулярно фиксировались случаи выхода из строя систем электроснабжения, автоблокировки и связи. По мнению специалистов Дальневосточной дирекции инфраструктуры, данные неудобства хоть и не несли прямой угрозы безопасности движения, но в значительной степени осложняли эксплуатационную работу. Для его надлежащего содержания регулярно приходилось задействовать целый штат работников, иногда и в круглосуточном режиме.
 
Помимо этого, спроектированный изначально для военных нужд тоннель еще на стадии разработки не обладал необходимыми параметрами для постоянного движения поездов. Учитывая объем перевозок и общую значимость тоннеля для Владивостокского транспортного узла, было принято решение о его модернизации.
 
Генеральным подрядчиком работ стала компания ОАО «Мосметстрой», имеющая долгую историю и богатый опыт сооружения сложных транспортных объектов. Объем инвестиций в модернизацию объекта превышает 3 млрд рублей. Проектом предусмотрена герметизация швов, укрепление стен, система обогрева дренажных лотков, замена конструкции верхнего строения пути и другие работы. В ходе модернизации будут применяться самые современные технологии и материалы. Гидроизоляция тоннеля будет выполнена в виде мембраны на основе полимера, а рабочий слой обделки – из состава тиксотропного типа, содержащего металлическую фибру. Завершить реконструкцию планируется в течение двух лет.
 
В связи с производством работ с 1 октября изменяются маршруты и график следования ряда пригородных пассажирских поездов.
 
Грузовые поезда, следующие на припортовые станции Гайдамак и Мыс Чуркин, будут пропускаться через тоннель имени Сталина в ночное время с 22:00 до 10:00. Сроки доставки груза и технология работы с портами будут в полной мере соблюдены.
 
Инна Пепеляева, пресс-служба ДВЖД
 
Историческая справка
 
Тоннель имени Сталина - однопутный железнодорожный тоннель во Владивостоке, проложен под горой Шошина, связывает долину Первой Речки с районом Минного городка и ул. Луговая. Расположен между платформами Третья Рабочая и Луговая. Имеет статус стратегического объекта и памятника истории и архитектуры краевого значения. Находится под охраной воинской части внутренних войск МВД.
 
Через тоннель осуществляются грузовые перевозки в порты на полуострове Голдобина (мыс Чуркин), подвоз угля к Владивостокской ТЭЦ-2, а также движение пассажирских электропоездов.
 
Длина тоннеля 1 382 м, ширина 5 м, высота — 8 м.
 
Впервые вопрос строительства тоннеля возник в русско-японскую войну 1904—1905 годов. Строительство тоннеля было обусловлено необходимостью соединения Первой речки железнодорожной веткой с южным берегом Золотого Рога и бухтой Улисс, с целью прикрытия Владивостока со стороны Уссурийского залива.
 
13 декабря 1912 года был утверждён проект железнодорожной ветки от станции Первая Речка до станции Гнилой угол, со строительством тоннеля длиной 600 саженей. Строительство началось в мае 1914 года. Предполагалось, что пробивка направляющего хода должна была быть закончена не позднее 1 октября 1915 года. Полностью тоннель должен был быть сдан в эксплуатацию к 1 мая 1916 года. Но в связи с начавшейся мировой войной в 1916 строительство было остановлено, было пройдено только 90 м тоннеля.
 
К вопросу возобновления строительства вернулись только в 1931 году, когда стала возрастать угроза вторжения Японии. К концу 1933 года строительство было продолжено, на сооружении тоннеля работали вольнонаёмные рабочие, преимущественно из шахтёрских посёлков Сучан, Тетюхе и Артём. В 1934 году для ускорения строительства на помощь рабочим был брошен личный состав воинских частей, и в 1935 году, в торжественной обстановке, тоннель был сдан в эксплуатацию.