Е. Лагошина (вторая слева):  Скорей бы всё закончилось... Стопкадр «Открытый диалог», ГТРК Бира
Е. Лагошина (вторая слева): Скорей бы всё закончилось... Стопкадр «Открытый диалог», ГТРК Бира
Век живи, век учись! Воистину мудрая пословица! Я по простоте душевной всегда считала, что открытый диалог - это когда кто-то с кем-то беседует глаза в глаза. А если под названием «Открытый диалог» выходит телепередача, то непременно в прямом эфире, и вопросы от телезрителей поступают во время эфира и тут же озвучиваются. Но, видимо, я ошибалась.
 
Утром 2 апреля на местном телеканале (ГТРК Бира) многие жители города Биробиджана и районов области имели удовольствие стать зрителями передачи «Открытый диалог», которая транслировалась в записи. А запись была сделана задолго до ее трансляции.
 
Заявленные в начале передачи темы: оказание качественной медицинской помощи, капитальный ремонт домов, газоснабжение, поддержка социально незащищенных граждан. На вопросы телезрителей, касающихся этих и других острых тем, должен был отвечать, как сообщила ведущая передачи, губернатор Еврейской автономии и руководители органов исполнительной власти…
 
В кадре за длинным овальным столом с одной стороны - губернатор Левинталь, по его правую руку - заместитель председателя правительства ЕАО по социальным вопросам Елена Лагошина и руководитель комитета соцзащиты Александра Филиппова. По его левую руку - рядом с ведущей передачи руководитель управления жилищно-коммунального хозяйства, промышленности и энергетики господин Клейменов.
 
С другой стороны стола - депутаты и, как назвала их ведущая, общественники. Перед всеми сидящими за столом лежали листы с заготовленными, как я понимаю, вопросами и ответами. Исключение составляла только госпожа Лагошина, перед которой лежала большая, но закрытая записная книга, или, скорей всего, еженедельник. Почему он был закрыт, станет ясно в конце передачи.
 
С удивлением и даже в какой-то степени с восторгом я наблюдала, как зачитываются вопросы и ответы! Где-то в памяти промелькнули воспоминания о семидесятых-восьмидесятых годах, о чиновниках, которые в те времена даже заготовленные на бумажке ответы - и те зачитывали с трудом, запинаясь и допуская ошибки.
 
Хорошее было время, веселое! На мгновение показалось, что оно вернулось, но… К сожалению, все это происходило на экране телевизора 2 апреля 2016 года.
 
- Будут ли восстанавливаться на территории региона предприятия, которые работали в восьмидесятые годы? … Речь идет о заводах «Дальсельмаш», «ЗСТ», молокозаводе, мясокомбинате, овощеконсервном заводе... - озвучила вопрос ведущая.
 
Александр Борисович слушал ее, еле заметно кивая и глядя на лежащие перед ним бумаги.
 

Затем последовал ответ - большой, пространный, с отступлениями и рассуждениями. Я приведу его в сокращенном варианте.
 
А. Левинталь:
- Говорить о прямом восстановлении сегодня было бы не очень верно. Например, о «Дальсельмаше» - нет никаких предпосылок для его восстановления, нет ни оборудования, ни людей. То есть компетенции потеряны… Но что касается других предприятий, здесь, безусловно, надо смотреть. Самое главное, чтобы мы были конкурентоспособны, то есть наши предприятия были конкурентоспособны на существующем рынке, чтобы они могли выпускать продукцию, которая востребована и будет закупаться потребителем. Надо, исходя из этого, и подходить к предприятиям. Если взять «Завод силовых трансформаторов», да, он не в тех объемах сегодня, которые раньше были, но даже те двести человек, которые сегодня работают, они поддерживают определенные компетенции, они превратились в такое среднее предприятие, ближе к малому, которое достаточно инновационно может работать, выпускать достаточно сложную инновационную продукцию, и определенная модернизация ведется. Соответственно, вот такое гибкое производство, которое будет ориентироваться на нужды рынка, мы ему обязательно будем помогать с точки зрения рынка. Ему не надо давать субсидии какие-то, они не просят, они просят помочь только с точки зрения рынка. То есть, когда крупные компании делают заказ на очень крупные лоты, а наше предприятие небольшое, поэтому продукция, которая выпускается, объединяется с другим видом продукции, оно не может участвовать в этих конкурсах. Речь идет о том, чтобы крупные компании, такие как «Газпром», электросетевые разбивали свои заказы на более малые лоты, и тогда мы бы участвовали в этих заказах, конкурсах, и мы смогли бы покрывать потребности Дальнего Востока…. И это хорошее было бы предприятие. Поэтому вот такие предприятия нам, очевидно, нужны. И не надо гигантоманией заниматься сегодня, а вот подобного рода средние и малые предприятия, которые работают на рынок, особенно в инновационной сфере, способны давать хорошую добавленную стоимость. Мы заинтересованы в такого рода предприятиях…
 
Прочли? Вас устроили слова Александра Борисовича о молокозаводе, мясокомбинате, овощеконсервном заводе? Вы их не услышали? Он их не сказал или не прочел? А может, не прочел, потому что их в бумагах, лежащих на столе, не было? А почему их там не было? Ай-я-яй!
 
Неужели ведущая передачи позволила себе импровизацию, и к «Дальсельмашу» и «ЗСТ» самовольно добавила молокозавод, мясокомбинат и овощеконсервный завод? Зря.
 
Факт уничтожения этих предприятий по-прежнему воспринимается жителями ЕАО крайне отрицательно, а идея их возрождения будоражит наше общество. И что теперь это общество будет думать об Александре Борисовиче, который проигнорировал то, что их волнует?
 
Видимо, об этом подумала не только я, но и ведущая передачи во время записи. Поэтому дальше все шло, как по маслу.
 
Ведущая:
- Наша область очень богата, и перспективы развития есть у каждого района автономии. Вроде бы и кризис, проблемы, но все-таки не застой…
 
Вот тут я с ведущей согласна на все 100%. Застой - это когда все стоит на месте, никакого движения, то есть ни туда, и ни сюда. А мы движемся. Причем, стремительно движемся, но не вверх, а вниз. Летим со скоростью ракеты в пропасть. И остановить этот полет можем только сами. Это мое мнение. Но вопрос ведущей был адресован не мне.
 
Ведущая:
- Согласен ли с этим один из участников нашей передачи депутат Законодательного Собрания ЕАО, начальник Облученской дистанции пути Александр Рамазанов? Из вашего района очень много вопросов. О них мы поговорим несколько позже, а сейчас ответьте: как житель района вы чувствуете какие-то перемены?
 
И Александр Рамазанов, конечно же, согласился. Ну а как иначе? Застоя ведь, и правда, нет.
 
А. Рамазанов:
- Действительно, наш район Облученский очень богат. Есть работа, экономика растет. Сегодня у нас нет такого понятия, как безработица. И железная дорога развивается, и ГОК, и у меня вопрос будет именно отдельно по ГОКу. Но, однако, меня как депутата Заксобрания сегодня беспокоит демография и миграция, то есть отток населения… Сегодня необходимо в районе строить школы в г. Облучье, и вот люди задают мне сегодня вопрос: а чем нам заняться? То есть, нет сегодня в Облучье храма соответствующего, спортивной площадки… И у меня вот вопрос: люди интересуются, когда же все-таки ГОК заработает?
 
Завидую, ей Богу, завидую депутатам нашего Заксобрания! Что бы они ни говорили, они сами в это искренне верят! Во всей стране есть безработица, а в Облучье нет! И почему бы нам всем туда не переехать, если там такой рай?
 
Хотя сами облученцы так не считают и на этот самый «Открытый диалог» прислали вопрос: будет ли увеличиваться количество рабочих мест для безработных женщин в Облучье?
 
Но вернемся к диалогу.
 
На главный вопрос Александра Рамазанова Александр Борисович ответил:
- Китайцы сейчас выходят на стройку и обеспечивают ввод данного предприятия (первую очередь) до 30 июня. 30 июня ГОК весь будет в рабочем состоянии, можно будет его запускать. До 1 сентября будут продолжены только работы по сушке… К началу зимнего периода сушка будет работать…
 
Вот так! Оказывается, ГОК все-таки заработает. Правда, не очень понятно, как он может заработать, если его сотрудники уходят в отпуск с последующим увольнением, объясняя это тем, что ГОК никогда не заработает? Хотя, если честно, мы уже привыкли к тому, что ГОК вот-вот заработает и начнет засыпать нашу область деньгами. Нам про это уже лет пять говорят, если не больше. Такая усталость от этих обещаний накатывает, - словами не передать!
 
Поговорим лучше о чем-нибудь другом. Вот, например, вопрос телезрителя:
- …Раньше наша область была сельскохозяйственным регионом. Мы продавали молоко и творог в Комсомольск на Амуре, а сейчас нам везут молоко из Комсомольска. Возможно ли вернуть былую славу дальневосточной житнице.
 
Ответ А. Левинталя:
- Надо, действительно, чтобы у нас были фермы, большие фермы и малые, чтобы животноводство восстановилось, чтобы свиноводство появилось у нас на территории. Тогда появится потребитель кормовой базы… Самое главное для нас - это развитие животноводства, и в этом направлении мы будем делать и уже делаем, ряд проектов реализуем. В частности, я должен сказать, что в Смидовичском районе сегодня будет свиноводческий комплекс на 27 000 голов. В этом году уже 8000 будет первых и буквально год-два, и мы выйдем на 27 000. Дальше планы есть создать комплексы по 100 000 голов в Биробиджанском районе, в Ленинском районе, и тд… В Смидовичском районе уже реализуется этот проект, есть конкретные инвесторы - это китайцы… Там достаточно комплексно китайцы подошли. Мы провели переговоры. Они будут заниматься всем, начиная от кормовой базы. Они построят комбикормовый завод, свиноводческий комплекс, разделочный - мясоперерабатывающий комплекс, создадут базу по ремонту и обслуживанию с/х техники, тепличные комплексы, овощехранилище…
 
В общем, если я правильно поняла господина Левинталя, славу дальневосточной житнице будут возвращать китайцы. Они все могут, и если надо, я думаю, они даже свинину кошерной сделают, если Александр Борисович попросит. Они вообще молодцы, не то что мы - жители ЕАО. Нас все время что-то не устраивает, какие-то неудобные вопросы задаем.
 
Ведущая:
- Следующая тема, которая очень волнует людей - капитальный ремонт… На каком основании берется комиссия в 30-40 рублей в «Едином заказчике» и почтовых отделениях за оплату квитанции за капремонт?
 
А. Левинталь:
- Да, тема капитального ремонта, она, безусловно, острая такая и социальная, и политизированная, как угодно ее можно назвать. Действительно, что касается платы вот непосредственно - 30-40 рублей и т.д. В этом году возник такой вопрос. Плата эта существовала и раньше. Только платил ее оператор капремонта. Мы выделяли из бюджета области для оператора ресурсы. Соответственно, оператор проплачивал той же почте. Но, к сожалению, в этом так скажем году, когда формировался бюджет, мы несколько сократили смету оператору. Мы поджимали все статьи расходов, в том числе и оператора. Поэтому у оператора сегодня нет возможности, нет дополнительных ресурсов, чтобы оплачивать еще и этот, скажем, комиссионный сбор.
 
То есть, простыми словами, уважаемые жители ЕАО, учредитель регионального оператора капремонта решил всю тяжесть этих платежей возложить на ваши плечи. Ваши платежи в результате увеличились на треть, если речь идет об однокомнатной квартире. А в однокомнатных живут, как правило, малообеспеченные люди. Да, с социальной политикой Александр Борисович не очень дружен. Зато он крутой экономист!
 
Вопрос телезрителя:
- Почему правительство автономии не исполняет свои обязательства по возмещению компенсации на жилищно-коммунальные услуги? Например, ТСЖ стали должниками перед ресурсоснабжающими организациями, которые уже через суд требуют оплаты оказанных услуг.
 
А. Левинталь:
- Действительно, серьезный очень вопрос. Действительно, обязательства есть, и я не ухожу от этого вопроса. И мы должны понимать, что это обязательство, действительно - эта компенсация, которое на себя наша власть взяла областная, и поэтому мы должны эти платежи производить. Но ввиду вот ситуации, которая сложилась в целом, в прошлом году - в конце прошлого года и начале этого… Ну, в конце прошлого года кризисные явления привели к тому, что мы почти миллиард недополучили.., у нас возможности были крайне ограничены. И мы постарались в конце прошлого года хотя бы обеспечить, и мы обеспечили зарплаты… В этом году первые два месяца были крайне сложными… Мы вынуждены были все ресурсы направлять на то, чтобы выплачивать 100% заработную плату. Сейчас мы решаем вопрос… соответственно, мы сейчас с Минфином работаем по получению дополнительных доходов в бюджет и в ближайшее время, я надеюсь, что вот буквально в течение апреля мы начнем, дополнительные доходы получим и начнем выплаты уже в этом направлении. Мы знаем об этой ситуации и просим просто чуть-чуть терпения, буквально уже не месяцами, а вот тут недели, может, дни, для того, чтобы мы начнем рассчитываться по этим направлениям, безусловно, получив вот эти дополнительные доходы и от развития экономики, соответственно, ну и от федеральной помощи. За счет этого мы постараемся покрывать вот эти вот.. , те задержки, которые были.
 
Вот так успокоил господин Левинталь многочисленные ТСЖ, которым правительство задолжало кучу денег, и которые, в свою очередь, задолжали ресурсоснабжающим организациям. А те пытаются получить деньги с ТСЖ через суд.
 
Казалось бы, что тут сложного - губернатору встретиться с руководством ресурсоснабжающих организаций, объяснить им ситуацию и предоставить гарантийные письма: мол, правительство ЕАО гарантирует в такие-то сроки выплатить ТСЖ задолженности, после чего ТСЖ рассчитается за коммунальные услуги. Ну, раз виновато правительство, зачем же подставлять ТСЖ? Ан, нет! Александр Борисович никаких гарантий не дает, только обещания…
 
Передать все, о чем шла речь в этом «Открытом диалоге» не возможно. Час эфирного времени - это несколько газетных полос. Но обойти тему здравоохранения я не могу. Слишком уж наболело.
 
О здравоохранении говорил не Александр Борисович, а присутствовавшая за столом, видимо, в качестве общественницы заведующая офтальмологическим отделением областной больницы Раиса Михайловна Федичкина.
 
Р. Федичкина:
- Хотелось бы сказать немножко о хорошем, что у нас происходит вообще в нашем здравоохранении, и в частности, в областной больнице. Значит, вот в феврале прошел годовой отчет и, как бы, вот так вот анализируя работу всех отделений больницы, можно сказать, что во многих отделениях изменилась работа по диагностике, лечению заболеваний различного профиля в лучшую сторону. Вот, например, в нашем отделении - в глазном появилось новое оборудование, на котором мы можем оперировать, допустим, через малый разрез катаракту, оперировать новым способом. Такие методики применяются во всех регионах нашей страны… Я могу сказать, что мы оказываем помощь на довольно-таки высоком уровне. Конечно, у нас есть необходимость приобретения нового оборудования, но это, в общем-то, вопрос решаемый. Последнее время, значит, главный врач областной больницы Гасиленко поставил вопросы перед всеми заведующими отделений о внедрении инновационных технологий на том оборудовании, которое у нас имеется, вот. Ну и можно сказать, что во всех отделениях без исключения какие-то новшества произошли. Например, в ЛОР-отделении появилось эндоскопическое оборудование, которое позволяет прооперировать больных на современном оборудовании быстро и качественно…. И вот после открытия кардиологического отделения нашел широкое применение метод тромболизиса, и четко определена маршрутизация этих больных. При последней проверке Росздравнадзора, в общем-то, замечаний особых не было, и были отмечены положительные изменения в работе областной больницы…
 
Слушала и не верила своим ушам.
 
В нашем здравоохранении, оказывается, все замечательно. Оно вообще состоит из одной областной больницы.
 
Других больниц нет, а значит, и проблем нет: онкологический диспансер не платил несколько месяцев не известно кому деньги за хранение томографа, последнее место нахождения которого - республика Франция; районные больницы из-за сокращения финансирования не сокращают штат медперсонала и заработную плату оставшимся медработникам, и это притом, что в области не хватает двести врачей; в областной поликлинике пациенты не дерутся за возможность получить талон на прием к врачу и т.д., и т.п.
 
Всего этого просто нет? И здравоохранения нет?
 
Есть только довольная Раиса Федичкина?
 
Это она что ли отвечает за областное здравоохранение или госпожа Лагошина, которая так и просидела рядом с губернатором, не открыв рта и своего еженедельника в течение всей этой передачи?
 
Так же молча со скучающим видом просидели целый час и господин Клейменов с госпожой Филипповой.
 
Странное правительство ЕАО - молчаливое, скучающее и абсолютно безразличное ко всему, что вещал губернатор.
 
Судя по всему, все перечисленные мной персоны присутствовали на этом так называемом открытом диалоге в качестве статистов. На самом деле они и не собирались что-то говорить и, наверное, даже не знали, что говорить, когда говорить нечего.
 
Вообще, весь этот спектакль вызывал гнетущее чувство безысходности. Если режиссура данной постановки принадлежит господину Левинталю, то остается лишь признать: хороший экономист далеко не всегда хороший режиссер, и почти всегда отвратительный актер. Думаю, тут уместно будет вспомнить слова Шекспира: актер должен вовремя уходить со сцены.
 
А вот жители ЕАО всегда были и остаются хорошими зрителями. Они тонко чувствуют фальшь и всегда очень точно предсказывают финал плохого спектакля. А финал был таков: ведущая озвучила темы, которые не успели озвучить на этой передаче.
 
Цитирую: «для кого реализуется программа по приобретению жилья молодым семьям, почему в деревне простым пенсионерам нет льгот на проезд, почему отменили часть автобусных маршрутов на окраины Биробиджана, почему задерживается выплата зарплаты в ПАТП и многие другие».
 
То есть, самые больные темы не успели озвучить в передаче, которую записали дней за десять до ее показа. Да, Александр Борисович?
 
Елена Голубь,
«Газета на Дом», №13.
ст. «Шекспир: Актер должен вовремя уходить со сцены»