|
Была такая в Приморье, мосты строила. Потом ввязалась в стройки саммита АТЭС, построила мост через Золотой Рог, низководный мост на Дефриз и трассу Седанка-Патрокл. Ну и попала под банкротство, так что нет теперь в Приморье мостостроительной компании. Не сразу банкротство случилось, сначала долги, продажа москвичам, внешнее управление. Потом арестовали бывшего директора Виктора Гребнева…
В прошлом году в апреле присутствовала я на производственном собрании в ТМК. Гребнев был еще на свободе и даже в Администрации края, но компания уже принадлежала москвичам, которые сидели, естественно, в Москве и на собрании не присутствовали. Директором тогда был москвич Игорь Нестеренко. Сейчас он уже под следствием… Как и многие другие…
В общем, вспомнила я о ТМК - что с компанией? У Гребнева не спросишь - он под домашним арестом, который все продлевается и продлевается… Но остались и другие!
И тут в редакцию обратился Александр Ладиков, начальник участка. Они как раз Нарвинский тоннель достраивали, на этой неделе (26 марта) ожидается торжественное открытие. Туда я и поехала…
Тоннель (длина 575 метров, высота 7,5 метров, ширина 8 метров) построен ради леопардов. То есть для машин, по тоннелю машины будут ездить, а леопарды ходить по верху. Они и сейчас там ходят, но им мешают машины. Не так давно машина сбила молодого леопарда, которого Муммий Тролль нарек именем… В общем, печальная история. Вообще-то изначально собирались построить четыре тоннеля, но построили один. Ну хотя бы один!
Меня, конечно, интересовали не леопарды, а ТМК. С чего началось, как продолжается… Еще не разъехавшиеся после завершения строительства работники ТМК (бывшие) рассказали, что знают.
Так вот: началось все на мосту через Золотой Рог. ТМК строило 8-ю опору, а 9-ю опору строило ОАО «Мостотрест». В то время (с августа 2007 по январь 2011 года) председателем совета директоров этой компании был Михаил Абызов. «Мостотрест» отставал в строительстве своей опоры в два раза от ТМК, и в конце концов 9-ю опору тоже отдали достраивать ТМК, чтоб не сорвать сроки ввода моста в строй - разумеется, не один Гребнев это решил, а Дарькин поспособствовал, а уж губернатор, вероятно, с Москвой согласовывал решение.
Возможно, что Абызов из-за этого, как говорится, «затаил в душе некоторую грубость». Следует также учитывать, что указом Президента Российской Федерации от 18 января 2012 года (Указ № 81) назначен Советником Президента Российской Федерации (тогда это был еще Медведев). 21 мая 2012 года вошел в состав нового Правительства РФ в должности министра, ответственного за организацию работы Правительственной комиссии по координации деятельности «Открытого правительства».
Высокого полета птица! И заместителем Чубайса, кстати, долгое время был. Сейчас возглавляет экспертную рабочую группу по рассмотрению общественных инициатив. По состоянию на начало 2016 года, ни одна из инициатив, набравших более 100 тысяч голосов, не была одобрена экспертной группой.
А потом произошел пожар. Горела опалубка. Кто-то смотрел это «живьем», кто-то потом фоточки смотрел. Знатное было зрелище, ну и скандал, естественно, тоже. Вообще-то пожар устроила не ТМК, а субподрядчики (сварка, искры), но искры пожара упали в первую очередь на ТМК. Президент Медведев сказал тогда, что такую компанию надо банкротить!
Кстати, под банкротство попала не только ТМК - попали многие фирмы, участвовавшие в «великих стройках» саммита АТЭС и сочинской Олимпиады. Обанкрочен и уничтожен омский «Мостовик», построивший у нас мост на Русский остров. А это было крупное предприятие - 21,5 тысяч рабочих мест. Теперь предприятия нет, работники - на улице. А глава его Олег Ширшов осужден. Во Владивостоке, только что.
Дело в том, что «Мостовик» построил Океанариум на Русском острове.
Тоже «великая стройка». О том, как это было, рассказал сам Ширшов - в «последнем слове»:
«Проектирование и строительство этого объекта было начато в 2005 г. по личной инициативе Президента РФ В.В. Путина. За 5 лет! С 2005 по 2010 годы Заказчик и его подрядчики не только ничего не построили, но не смогли даже разработать проект. Были выполнены только некоторые подготовительные работы.
Эта ужасная для Заказчика (Управления делами Президента), ситуация требовала решительных изменений - привлечь нового, самое главное мощного, способного сделать все самостоятельно, проектно-производственного исполнителя.
В 2010 г. мы, НПО «Мостовик», успешно вели проектные и строительные работы по мосту на о. Русский во Владивостоке, а также на самых сложных Олимпийских объектах в Сочи. После неоднократных и настойчивых предложений от Управления делами Президента, мы взялись за эту работу и подписали 17 марта 2010 г. соответствующий договор №4с. Совпадение, но 17 марта уже 2016 г. состоялось основное рассмотрение этого уголовного дела.
Приступив к выполнению работ «Мостовик» и я лично, попали в большую финансовую и административную зависимость от директора Заказчика этого объекта - господина Поплавского А.А. по двум основным причинам.
Во-первых, полное отсутствие проекта. Были лишь общие пожелания и тайваньские картинки. В подтверждение сказанному - положительное заключение Главгосэкспертизы России на весь проект этого сложного объекта было получено только в июле 2014 г., когда этот объект уже должен был сдаваться.
Обеспечение подрядчика проектной документацией - основная функция и забота Заказчика. В этой ситуации работать на очень сложном объекте без проекта было просто нельзя. Нам нужно было не начинать, а останавливать выполнение всех работ до получения утвержденного проекта.
Но ни я, ни «Мостовик» не могли этого сделать, т.к. объект контролировал лично В.В. Путин и я от лица всего НПО «Мостовик» гарантировал, что этот уникальный объект будет построен в соответствии с заданными самыми высокими требованиями. В России таких сложных аналогов не было, да и сейчас нет. В сложившейся ситуации, без проекта, без определения стоимости работ, «Мостовик» выполнял сложнейшие строительные и технологические работы, согласовывая каждую мелочь с «капризным» Заказчиком.
Зачастую многие важные технологически связанные работы, с целью соблюдения общего графика строительства, приходилось выполнять без этого согласования с Заказчиком, и лишь после выполнения работ, решался вопрос об их стоимости. И здесь срабатывал тезис - нет ничего более дешевого, чем уже выполненная работа.
Во-вторых, приемка и оплата этих сложных работ осуществлялась фактически лично господином Поплавским А.А., по его внутреннему усмотрению, без ссылок на проектно-сметную документацию. Отсутствие проекта позволяло Поплавскому А.А. самолично решать: выдавать в производство или не выдавать разработанную нами же рабочую документацию, принять или не принять хотя бы по фактическим затратам выполненные работы (на прибыль трудно было уже рассчитывать), профинансировать или нет уже выполненные работы. А перед нами были обязательства: вовремя платить зарплату, налоги, рассчитываться за материалы и с субподрядчиками. Иначе строительство объекта остановилось бы.
Таким образом, созданные Поплавским А.А. условия финансовой и административной зависимости заставили меня не сразу, но ради выполнения работы в срок и стабильной работы двухтысячного коллектива, согласиться с требованиями Поплавского А.А. о незаконных выплатах ему денежных средств, которые он умело «выбивал» из меня разными изощренными методами. Но при этом важно (и в материалах дела это есть), что это были мои личные деньги. …
При этом также считаю важным отметить, что я через «Мостовик» полностью возместил причиненный ущерб еще до возбуждения уголовного дела.
В апреле 2014 года, не смотря на сложное финансовое состояние, в которое «Мостовик» попал после завершения Олимпийских объектов, вложив в Сочи более 20,6 млрд. руб. собственных и кредитных средств, мы, по согласованию с Заказчиком Приморского океанариума, перечислили на его расчетный счет необходимые для гарантированного завершения этого строительства денежные средства в размере более 2,9 млрд. руб.
Если бы заказчик, как он гарантировал, направил эти средства по целевому назначению - на финансирование завершения строительства океанариума, а не на коммерческий депозит в банке, как он фактически сделал, то этот объект очевидно, при его готовности в марте 2014 г. на 94-96% был бы сдан нами в эксплуатацию в сентябре 2014 г. Фактически этот уникальный объект полностью создан «Мостовиком». Строительство велось по разработанной нами рабочей документации - это техническая документация только без стоимости.
Прокурор в своем выступлении обвинил меня в том, что Приморский Океанариум до сих пор не сдан. Но повторяю - мы сделали все, чтобы этот объект начал успешную эксплуатацию еще в сентябре 2014 г. И если бы Поплавский А.А. из корыстных интересов не заморозил наши деньги на депозите в банке - все было бы выполнено вовремя и качественно - это основа всей деятельности «Мостовика» в нашей большой истории.
И формально Приморский океанариум уже сдан и все работы закончены в сентябре 2015 г. Это подтвердил 17.03.2016 г. на заседании суда и представитель Управления делами Президента. А то, что Приморский океанариум не эксплуатируется, почему прокурор меня в этом обвиняет? Вопрос эксплуатации океанариума никогда не стоял перед нами».
Длинная цитата, да. Но она того стоит. Как видите, компания, которая делает реальную работу, вынуждена платить откаты… за что и огребает по полной. Правда, и упомянутого Поплавского А.А. (уже бывший директор ФГУП «Дирекция по строительству в Дальневосточном федеральном округе») обвинили в мошенничестве - но какое наказание понесет он? И понесет ли? Все мы помним фигурантов «Оборонсервиса» (особенно гражданку Васильеву) и их счастливую жизнь. Ну да, осудили к небольшим реальным срокам, но тут и УДО подоспело…
Итак, «Мостовик» прекратил свое существование. Но, в конце концов, он в Омске базировался, какое дело нам до Омска. Фактически прекратила существование и «Тихоокеанская мостостроительная компания», а это Приморье, это нам гораздо ближе. Имущество распродается. Пока что вагончики. Бытовки, столовая, сантехнический и так далее. Распродается по дешевке. Скоро дойдет дело до техники - а техника у ТМК мощная, современная. Тоже пойдет по дешевке? Кто ее купит? Кто сможет ею воспользоваться? И работники разбредаются по разным организациям. И - теряют свои уникальные свойства, которые воспитал в них Гребнев.
Али Кафаров, инженер по охране труда и промышленной безопасности, пришел в ТМК из армии и восхищался работой бригад: как ракетный расчет действуют - никакой суеты, ничего лишнего, все быстро и четко. Александр Лапиков говорит, что ушедшие из рушащейся ТМК и вернувшиеся (Нарвинский тоннель строить) изменились к худшему: в других ведь местах царит расслабуха и безалаберность, а к этому человек быстро и легко привыкает.
С Гребнева сначала залог взяли и оставили на свободе. Но следствие, конечно, возразило: он, возможно, будет мешать расследованию дела! Гребнева «приговорили» к домашнему аресту, который регулярно продлевается, пока имущество компании распродается.
За Виктора Гребнева до сих пор борются его работники. «Он был хозяин, и я при нем не чувствовал себя работа, - говорит Александр Лапиков. - А сейчас наоборот…» Гребнева уважают по-прежнему, считают, что он ни в чем не виновен, что обвинения надуманные. Открытое письмо в его защиту написали строители Нарвинского тоннеля.
«Верните нам нашего руководителя!» - взывают они в этом письме. К кому взывают? К власти. А люди у власти говорит, что я бы рад (вариант: рада), но я же ничего не решаю… Еще бы. Гневить начальство, даже докучать ему просьбами о провинциальном мостостроителе, тем более советовать разобраться - это не патриотично.
В общем, нет больше в Приморье мощной мостостроительной компании, только Примавтодор остался.
А мосты рушатся…
Марина Завадская.
Фото автора.
«Арсеньевские вести», №12, 24.03.16