Макеты ракет семейства «Ангара». Викисклад |
|
С таким предложением к главе государства обратились вице-премьер Дмитрий Рогозин и руководитель Федерального космического агентства (Роскосмос) Игорь Комаров, посчитавшие, что нет смысла создавать на новом космодроме инфраструктуру для устаревших средств выведения и кораблей «Союз», миссия которых, таким образом, должна закончиться через девять лет вместе с МКС.
По данным источников «Ъ», Владимир Путин инициативу поддержал. Положительно решен вопрос и о создании отечественной пилотируемой станции: она должна быть к 2023 году.
О предложении Дмитрия Рогозина и Игоря Комарова «Ъ» рассказали сразу несколько источников в ракетно-космической отрасли, подтвердил это и собеседник в аппарате правительства.
По их словам, вариант переноса пилотируемого пуска с Восточного на период после 2020 года вместе с одновременной адаптацией под эту задачу «Ангары-А5В» обсуждался на встрече вице-премьера и главы Роскосмоса с президентом Путиным 13 апреля (в закрытой для журналистов ее части).
Тогда же Игорь Комаров сообщил представителям СМИ, что первый пуск «Ангары-А5В» запланирован на 2021 год, а уже в 2024-м в Роскосмосе рассчитывают осуществить стыковку перспективного космического корабля разработки РКК «Энергия» с орбитальной станцией.
Идея с отказом от пилотируемых запусков кораблей типа «Союз» с Восточного не была спонтанной, говорит один из собеседников «Ъ»,- на различных уровнях она обсуждалась еще с конца прошлого года, и несколько недель назад по поручению правительства Роскосмос подготовил по ней доклад на имя президента.
Владимир Путин ознакомился с ним, на встрече 13 апреля принципиальных возражений с его стороны не возникло, в тот же день глава государства поставил на докладе положительную резолюцию. Можно предположить, что уже в ближайшее время указ президента от 2007 года о сроках пилотируемого пуска будет частично скорректирован.
Причиной для такого решения стало нежелание создавать на новом космодроме инфраструктуру под старые корабли, говорит источник «Ъ» в Роскосмосе: ««Союзы» с 1960-х годов эксплуатируются на Байконуре, а с учетом того, что Россия продлит свое участие в программе МКС до 2024 года, необходимости создавать под них дублирующие площадки на Восточном нет.
Это бессмысленная трата денег, потому что потом все равно пришлось бы перестраивать инфраструктуру под новые корабли и задачи». Схожей позиции придерживается и источник «Ъ» в правительстве: ««Союзы» - это наше прошлое и настоящее, а нам надо смотреть в будущее, поэтому и выбор был сделан в пользу «Ангары»«.
«По дате пилотируемого запуска с Восточного действительно произошли изменения,- подтвердил вчера «Ъ» официальный представитель космического агентства Игорь Буренков.- Такое решение принято с учетом необходимого времени для строительства стартового стола для перспективной ракеты-носителя, на нем и будет реализовываться пилотируемая программа». Всего же, как решено теперь, на новом космодроме будет три стола: один под ракеты «Союз» и два - под семейство ракет «Ангара».
Напомним, что изначально вариант с «Ангарой-А5В» возник в контексте спора о необходимости создания собственной сверхтяжелой ракеты.
Предыдущий глава Роскосмоса Олег Остапенко предлагал выделить из бюджета на ее создание около 215 млрд руб.: при условии начала работ в 2016 году через 10-12 лет у России должен был появиться носитель, способный вывести на низкую орбиту порядка 70-80 тонн нагрузки и отправить к Луне пилотируемый транспортный корабль (без высадки на нее).
Эта идея была воспринята скептически: эксперты указывали, что создание для сверхтяжелой ракеты инфраструктуры и последующие эксплуатационные издержки на нее до 2030 года обошлись бы бюджету примерно в 1 трлн руб., компенсировать такие расходы за счет коммерческих заказчиков было бы просто невозможно.
Сменивший господина Остапенко Игорь Комаров посчитал, что целесообразнее не создавать новый носитель, а модернизировать уже имеющийся, добавив третью водородную ступень к «Ангаре-А5»: специалисты рассчитали, что в этом случае на орбиту можно будет вывести 37 тонн нагрузки, а также достигать поверхности Луны (при двухпусковой схеме). Затраты на альтернативный вариант господин Комаров оценил в 60 млрд руб.
Новая пилотируемая программа с «Ангарой-А5В» и перспективным транспортным кораблем увязана и с проектом национальной орбитальной станции, создание которой вчера президент анонсировал в ходе своей прямой линии.
Дело в том, что запуски пилотируемых кораблей с Восточного на орбиту с наклонением 51,6 градуса (как у МКС) сопряжены с большим риском для экипажа на этапе выведения: в случае нештатной ситуации космонавты окажутся в открытом море. Собственную же станцию предложено развернуть на орбите с наклонением 64,8 градуса - в таком случае трасса выведения будет пролегать над материковой частью. Правда, в этом случае возникает другая угроза: чем выше наклонение орбиты, тем большему радиационному воздействию подвергается станция и ее экипаж.
Однако в правительстве считают, что эта проблема решается, например, сокращением времени пребывания экипажа на орбите: станцию не обязательно делать «постоянно обитаемой» (как МКС), а достаточно сделать просто «посещаемой».
Наименее же проработан, по данным «Ъ», вопрос о задачах новой отечественной станции: они пока не конкретизированы. Вчера на прямой линии Владимир Путин просто сказал, что она будет иметь «большое народнохозяйственное и всякое другое специальное значение».
Иван Сафронов,
Газета «Коммерсантъ» №68 от 17.04.2015, стр. 1