Именно так хотят встречать покупателя работники центральной ярмарки Комсомольска-на-Амуре. |
|
Вето на скоропорт
Главный рынок Комсомольска, сменивший свой прежний статус на вывеску «Специализированная сельскохозяйственная ярмарка «Центральная», и сегодня полностью готов возобновить продажу рыбы, мяса, других скоропортящихся продуктов повышенного спроса.
Предприниматели, ориентированные в основном на потребителя со скромным достатком, нацелены при соответствующем содействии градоначальника Андрея Климова инвестировать собственные средства, привести в полное соответствие с законами киоски, способные дать работу представителям малого бизнеса и многочисленному техническому персоналу торгового предприятия.
С социально ориентированным продторгом у площади Металлургов связывают свои планы и нанайские рыболовы, и пригородные животноводы. Еще жива у них надежда поставлять комсомольчанам доступные по цене дары Амура и плоды сельского труда. В период резкого снижения покупательской способности дальневосточников местные аграрии и предприниматели намерены делать все так, как требует Владимир Путин - без посреднических накруток и монополий крупных торговых сетей, без бюрократических преград и коррупционных интересов, при эффективном взаимодействии с контролирующими и надзорными органами.
Однако соответствующие обращения коллектива работников с площади Металлургов в орган местного самоуправления, как убедился корреспондент, подытожены ответами, в которых нет даже намека на конструктивный диалог. При одном из недавних посещений мэрии, как зафиксировали в аудиоформате лидеры рыночного профкома Наталья Борисова и Елена Субботина, одно из ответственных лиц (фамилию управленца в надежде на его извинение перед женщинами называть пока не будем) встретило предпринимательниц словами «…снова приперлись».
Официальные комментарии администрации Комсомольска по наболевшему вопросу также озадачивают трудовой коллектив ярмарки.
- Чтобы создать условия для реализации данной продукции в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологических требований к организациям торговли, необходимо значительное вложение финансовых средств, что МУП «Рума» (муниципальный организатор торговли. - Авт.) считает экономически нецелесообразным, - отвечает первый заместитель градоначальника Е.В. Коршиков. - Согласно Генеральному плану города территория, на которой расположена ярмарка, предназначена под капитальное строительство.
Кстати, этот давний «кулуарный» проект кардинального изменения «лакомой территории» уже не раз провоцировал социальные инциденты. Горожане отвергают «загадочные намеки» муниципалитета о целесообразности крупной новостройки, причем без какой-либо попытки прежнего мэра В.П. Михалева провести публичные слушания по острому вопросу.
Забыв уроки прошлых лет
Напомним факты, зафиксированные в юридических документах: в начале апреля 2009 года сотрудники ЧОП, призванные охранять порядок на рынке, избили и потравили газом работниц, отстаивающих свои рабочие места.
Ровно 5 лет назад, перед Пасхой, продуктовые ряды «потекли», муниципалитет отключил от электроэнергии десятки киосков со «скоропортом». Тонны рыбы и мяса пропали под солнцем, став «пищей» для различных органов. Сотни предпринимателей несли убытки, тысячи малоимущих потребителей остались без доступных по цене белковых продуктов, а традиционные рыболовы не знали, где еще реализовать улов, чтобы выжить родовым общинам.
После того, как видеозаписи с базарной площади, ставшей «бастионом» тысяч комсомольчан, были переданы Президенту РФ и министру Рашиду Нургалиеву, в Госдуму и Генпрокуратуру, деятельность главы города В.П. Михалева рассматривалась центральными СМИ в рамках статей УК РФ о превышении полномочий и давлении на бизнес. «Крайним» в затяжном противостоянии стал тогда гендиректор «Румы» Л.Д. Хегай. Ему пришлось навсегда покинуть берег Амура.
Судя по заявлениям нынешнего руководства Комсомольска, на площади Металлургов и сегодня нет никакого содействия малому бизнесу, как нет и публичных обсуждений строительства элитного комплекса на месте народной ярмарки.
Вместо конструктивного диалога с предпринимателями о переоборудовании рынка, сегодня назревает, по сути, то же самое, что было весной 2009 года. Ведь продавцы скоропорта, как сообщает профком первичной краевой организации малого и среднего бизнеса, намерены в ближайшие дни открыть продажу мяса и рыбы на свой страх и риск. «Пускай попробуют выгнать нас из наших киосков», - предупреждают работницы рынка.
- Данный торговый объект не выполняет функций социального назначения: розничные цены на социально-значимые товары на ярмарке выше средних цен в сетевых магазинах на 12-20 процентов, - продолжает уверенно убеждать общественность чиновник Евгений Коршиков, оперируя неподтвержденной информацией. - Кроме того, замена торговых мест продажи сельскохозяйственной продукции на места по продаже товаров другого класса нарушит соотношение мест по типу ярмарки, где приоритетными являются места для продажи излишков продукции, выращенной дачниками и огородниками, что соответствует политике Правительства РФ в рамках поддержки садоводческих и фермерских хозяйств, сельхозпроизводителей.
Высокопоставленный представитель местного самоуправления, в особом свете воспринимающий новую продовольственную доктрину России, убежден: «…учтены интересы предпринимателей, которые ранее осуществляли на данном объекте торговлю товарами, согласно утвержденных норм и правил».
В конце марта компетентный управленец Е.В. Коршиков и вовсе решил завершить официальный диалог с местными инициаторами продовольственной программы. Он уведомил: «В связи с тем, что Ваше обращение содержит вопрос, на который Вам неоднократно давались письменные ответы по существу,…переписка с вами по данному вопросу будет прекращена».
Так чего же еще после этого намерены добиваться более 700 торговых работников и тысячи аграриев, чья трудовая деятельность так или иначе увязана с «искусственно угасающим» рынком? Почему он настолько важен для малого бизнеса и многих комсомольчан? С этими вопросом журналист обратился к Н.П. Борисовой, председателю профкома специализированной ярмарки в центре Комсомольска-на-Амуре.
Двойные стандарты
- Когда в лихих 90-х комсомольчане теряли работу на застывших предприятиях, не прося у власти помощи, мы кормили семьи на этом рынке, очень удобном по своему расположению у транспортно-кольцевой развязки, соединяющей два городских округа. Рынок стал именоваться народным, он был доступен небогатому населению города и прилегающих деревень. В 2008 году чиновники тихо наметили очень кому-то выгодную продажу «бойкого местечка». Но комсомольчане не позволили поставить здесь очередную коробку торговой сети, вытеснив малых предпринимателей на периферийные торговые ряды. Чем закончилось для экс-мэра и бывшего начальника «Румы» тотальное давление на группу скоропорта, известно.
В 2012 году федеральный закон, наметивший ликвидацию открытых торговых рядов, стал настоящим праздником для крупных монополистов с толстыми денежными мешками. А малый бизнес, почти два десятилетия поставлявший мясо и рыбу населению индустриального центра, пополнявший городской бюджет, просто попросили «вон». Команда В.П. Михалева не успокаивалась, а местные слуги народа вообще не реагировали на обращения тысяч горожан.
После ряда многолюдных акций протеста и обращений во все высшие госинстанции вплоть до Президента России, наш рынок оставили до 2017 года, но при этом запретив торговлю рыбой, мясом и колбасными изделиями как раз в преддверии общероссийских продовольственных проблем. В результате продуктовый рынок теряет свое предназначение. Зачем населению ряды, где продают только свечки и спички, образно говоря?
В то же время мы обращаем внимание нового мэра Андрея Климова на другие специализированные ярмарки города, отдаленные от «лакомой территории» в центре Комсомольска. Они точно в антисанитарных условиях беспрепятственно торгуют всем перечнем скоропорта. Бойкая торговля мясом и рыбой идет даже за оградой рыночной территории!
Зато на нашем рынке, где есть ветеринарная служба, подведена горячая и холодная вода, уже седьмой год стоят пустые торговые павильоны с разделочными столами для фермеров. Здесь есть возможность в считанные часы подключить холодильники и кондиционеры.
Оценить ситуацию в соответствии с действующими нормами права и продовольственной стратегией страны обязаны прокуратура, правоохранительные органы. Ведь Закон для всех един. Неужели в такое время позволительно вырывать у рыночного продавца кусок хлеба, чтобы построить на приглянувшемся земельном участке очередной торговый «дворец». Соответствует ли это установкам Владимира Путина - всячески поддержать средний и малый бизнес? На наши вопросы получаем абстрагированный ответ: «Будет строить дом, садик на 320 мест…».
Игнорируются и доводы экологов. Ведь нельзя строить жилые комплексы и дошкольные учреждения в местах, примыкающих к дорожному кольцу с постоянным потоком автотранспорта в четырех направлениях, трамвайным линиям и железнодорожным путям, по которым бесперебойно идут составы с топливом, углем, опасными грузами для заводов.
В то же время администрация Комсомольска ничего внятного о конкретных рисках торговли скоропортом на рынке у площади Металлургов не отвечает, а запреты мэрии лукавы. Ведь запрещенная на центральной специализированной ярмарке группа товаров, отнесенная к сельхозпродуктам, фактически без ограничений реализуется на необорудованных прилавках в других районах города.
Зачастую, как свидетельствуют фотофакты, грязные туши продаются прямо с земли! На рынках «Орехово» и «Комфорт», функционирующих вдали от центра Комсомольска, нет капитального санитарного узла, водопровода, скоропорт выложен на прилавки без холодильного и климатического оборудования.
Зачем местные управленцы построили в центре города специальные киоски для фермерских хозяйств? Они за несколько лет ни разу не открылись! Ни не один аграрий так и не реализовал здесь свою продукцию. Хотя сельскохозяйственная ярмарка вправе реализовывать не только излишки с огородов, но и мясо, рыбу, молоко, яйцо, дикоросы.
Опросы населения в 1998, 2008, 2012 годах подтвердили значение нашего центрального рынка. Большинство горожан считают торговые ряды на площади Металлургов социально значимым объектом. Но комсомольчане так и не дождались четкого заявления главы о конкретном использовании земли, на которой сейчас находится народная ярмарка. Что здесь уготовлено населению? Многоярусная парковка, очередной бизнес-ангар из металлических конструкций, яблоневый сад? Что сегодня важнее?
Юрий Ковалев.
«Приамурские ведомости», 06.04.15