Четверг, 2 сентября 1999 года. «Хабаровские Известия»

Валентин ЦОЙ: мы пахали…

Сергей Лебедев

В № 7 газеты «Люди» (появилась перед выборами и такая вместо почившей в бозе тоже цоевской газеты «Проспект-плюс» которая перед тем как исчезнуть проиграла «героям» своих публикаций около 40 судебных исков) было опубликовано следующее эссе. Цитирую: «Руководители СМИ Хабаровского края получили все документы и уведомления о том, что если все-таки о В. Цое будут распространяться клеветнические сведения, последует судебная ответственность».

Скрытая угроза, почти как в «Звездных войнах». Только лично для меня выслушивать такое — далеко не первый эпизод. Изданию, которое я выпускал когда-то, приходилось отвечать по иску В. Цоя в суде, ни строчки опровержения, ни рубля он от газеты не добился. А вот сам В. Цой, например, очень умело находит причины, чтобы не являться на судебные разбирательства, где не он, а ему вчиняют иск о клевете.

Ну это так, к слову.

А вообще-то меня привлекло депутатское грозное предупреждение потому, что на этой же странице газеты был опубликован отчет Цоя о своей депутатской деятельности под громким заголовком «Обещания подкрепляются делом». В нем по пунктам изложено все, что якобы «было сделано до 1 июля 1999 года». Отчет вроде личный, депутатский, а почему так туманно – «сделано». Кем? Лично Цоем?

Когда стал вчитываться, понял, почему депутат прячется за столь неопределенные формулировки.

Впрочем, по порядку. О всех его деяниях на газетной полосе не поведаешь — места вряд ли хватит. Поэтому лишь о некоторых, самых ярких и эпохальных.

В разделе, где речь идет о депутатских посулах по поводу создания новых предприятий, поддержке товаропроизводителей и предпринимателей с образованием рабочих мест и увеличением налогооблагаемой базы, депутат отчитывается так: «В 57-м округе созданы тысячи новых предприятий». И, надо полагать, если это отчет, с участием рапортующего. Но на сколько я знаю, у нас предприятия регистрируются без разрешения и благословения В. Цоя — было бы только желание да деньги. И к снижению безработицы появления тьмы новых предприятий не ведет.

В отчете В. Цоя называется сумма выделенная и дорожное строительство — 450 млрд. рублей. Если бы именно депутат их для края добыл, ему можно было бы ставить памятник. Но навряд ли в ближайшее время нам удастся лицезреть монумент В. Цою от благодарных дорожников. Как выясняется, деньги эти руководители – «Хабаровскавтодора» добывали сами. Сначала защитили эту сумму в дорожном фонде (было это еще в июле прошлого года), затем с помощью заместителя главы краевой администрации пробивали ее в Госдуме.

Действительно им пришлось обращаться к депутатам. Но не к В. Цою, а к С. Сулакшину и Ю. Тену. Об участии депутатов от края в решении этой проблемы история умалчивает.

Теперь, видимо, понятно почему в депутатском отчете принята такая безличная манера изложения. Факт выделения денег имеет место быть. Вроде бы и я, имярек, к этому причастен. А припрут к стенке дотошные, отбрешусь: там ведь написано «выделено» по просьбам дорожников. Так и тянет депутата обессмертить свое имя чужими делами. Короче, мы пахали...

В депутатском отчете всякое лыко в строку, чтобы создать видимость бескорыстного радения за избирателей.

Читаем дальше. «Было получено согласие Министерства сельского хозяйства РФ о выделении 4 миллионов долларов для спасения Хабаровской бройлерной фабрики». Сумма такова, что вероятно сразит наповал рабочих этого законсервированного предприятия, которые и о рублях-то имеют нынче довольно смутное представление. Специалисты районного аграрного ведомства об этом денежном дожде и слыхом не слыхивали, пояснили мне: бройлерная по-прежнему законсервирована, о ней вспоминают как только начинается предвыборный зуд. Я поздравил их с тем, что хотя бы «получено согласие» на миллионы долларов. Мне ответили довольно грубо, в переводе на язык нормативный: сумасшедший.

В других местах, где я хотел подтвердить размах депутатских свершений В. Цоя, где пытался уточнить фантастические суммы выбитых им для края денег, надо мной смеялись. Хорошо, что у наших людей есть чувство юмора, а то быть бы мне битым...

Интересно, на что рассчитывает депутат, вводя своих избирателей в заблуждение? Может быть, надеется на то, что никто не будет вчитываться в бодренькие победные рапорты, что поверят всему, что он несет? И его расчет верен. Ну кто, например, из нищих пенсионе ров захочет поинтересоваться, а что же на самом деле кроется за этими строчками из цоевского отчета: «По просьбам пенсионеров Хабаровского края принято постановление Государственной думы «О моратории на проведение экспериментов в социальном страховании в Хабаровском крае». Они все примут за чистую монету, поверят, что депутат боролся за их интересы — звон какое постановление через Думу пробил.

Могу разочаровать легковерных: найти такой документ в Госдуме мы не смогли. 17 марта 1999 года дума действительно принимала постановление «О проекте федерального закона «О моратории на проведение экспериментов в государственной системе социального страхования» И специально речь о Хабаровском крае там не идет. Инициаторы принятия этого законопроекта депутаты А. Апарина, Н. Герасименко, В. Лисичкин. То есть «слуга народа» от 57-го избирательного округа среди них не значится. Зачем же приписывать себе заслуги в разработке думского постановления, зачем, перевирая и впихивать подобную информацию в отчет. Чтобы обмануть бедных стариков, чтобы при случае заручиться их поддержкой.

Еще одна, последняя, цитата, и летопись окончена моя. Все из того же от чета: «По обращению предпринимателей 57-го округа отменено постановление правительства РФ от 03.09.98 г., подписанное В. Черномырдиным «О введении контрольно-кассовых аппаратов». Честно скажу, у Виктора Степановича я уточнять ничего не стал. Стыдно. Потому что здесь не просто названия документов и даты перепутаны. Дело в том, что постановление о применении контрольно-кассовых аппаратов не отменено! Оно действует. Поправки, уточнения в его перечни вносились, но постановление не отменялось. И местные предприниматели, когда я говорил об их «победе» в противостоянии правительству, уточнили: протестовали и в остальных регионах России. Поскромничали — в отличие от говорливого депутата.

Значит в депутатском отчете изложена, мягко говоря, не достоверная информация. Впрочем, сам В. Цой в выражениях не привык стесняться, так что скажу точнее — ложь.

Семья Цоя (нажмите, чтобы увеличить)
Семья Цоя


Зачем это делается, думаю, долго объяснять не надо. Всем ведь уже известен принцип геббельсовской пропаганды: чем чудовищнее ложь, тем легче ей верят, тем легче людей оболванить. Когда с телеэкрана, в радиоэфире, на газетных полосах люди встречают по добные «отчеты», они, завороженные словоблудием, не будут разбираться и уточнять, что действительно сделано и кем действительно это сделано.

Кстати, вспомним грозное предупреждение В. Цоя о привлечении журналистов к судебной ответственности. А какая последует ответственность, если депутат присваивает себе чужие заслуги или просто привирает ради того, чтобы покрасоваться перед избирателями?

Р.S.Вот если бы Госдума приняла постановление о моратории на обман избирателей в Хабаровском крае депутатом В. Цоем….

 

Текущий момент

Тихоокеанская звезда, 23.04.99., № 77

Такова компроматная жизнь

Оказывается, и в Хабаровске, столь далеком от погрязшей в банно-альковных грехах Москве, компроматная жизнь бьет ключом. Прокуроры или лица, на них похожие, пока могут спать спокойно, а вот главные судьи и милиционеры…

Еще не успел отмыться от мартовской компроматной купели председатель крайсуда Вдовенков, как очередь за начальником крайУВД Золотаревым - депутат Госдумы Цой распространил перед журналистами запрос в МВД о серьезных злоупотреблениях в этом ведомстве. Здесь и посещение генералом в нетрезвом виде ночного клуба «Б-52» и вызов ОМОНа в связи с проявленным недружелюбием, и свара двух жен ответработников УВД, и перерасход вневедомственной охраной средств на покупку компьютерной техники, и пр. и пр.

Прочтя эти интригующие факты, поступившие к Цою в виде донесения от депутата краевой думы Баранова, я живо представил нашего седовласого генерала танцующим с молоденькими девицами. Не Скуратов, конечно, в постели, но тоже хорош! И зачем генералу было пускаться в эти приключения в злачном хабаровском месте?

Выяснилось: описанные события с ночным клубом свежести не первой - относятся к 12 апреля прошлого года, когда Золотарев возвращался с чествования своего бывшего начальника Баланева по случаю его 60-летия. Действительно, пересекая площадь им. Ленина, оказался у ночного клуба «Б-52». Действительно вызвал ОМОН в связи с имевшим там место инцидентом... Действительно уехал с транспортом ГИБДД. Действительно...

Но стоп! Что же происходит? А был ли мальчик? Был. Но, как говорится, «глухой слышал, что слепой видел, как хромой бежал». И бегут эти факты и фактики из запроса в запрос, из радиоэфира в телеэфир, из собрания в митинг, из пресс-конференции в брифинг. Скучно живем, товарищи! А хочется жить, как в Москве - чтоб вздрогнул, всяк газету открывающий и включающий телевизор, чтоб пальнуть из всех калибров, дабы земля горела под ногами не простых смертных, но первых лиц.

Так кто же против? Святым делом считалось всегда говорить о власть предержащих или плохо, или очень плохо. Но больно в нашем случае пластинка заигранная и почерк знакомый: сначала выбирается «объект» к коему априори много вопросов, подбрасывается несколько правдоподобных фактов - пусть теперь отмывается. На то они и первые - народ (читай - электорат. - С.Т.) «клубничку» страсть как любит.

Читатель помнит горячую пору 1995-1996 гг., когда тот же Цой вставил на ушив общественность газетой «Проспект-плюс», собственным телеканалом, откуда извергались бурные потоки компромата о соперниках в борьбе за депутатский мандат или губернаторское кресло. Чего там только не было - от сугубо «коррупционно-экономических» схем «группы Восток – Москва», статей Абрама Шварца - он же Моисей Щукин, он же Андрей Мирмович «Красная крыса и черный дракон», до разоблачительных признаний на голубом экране бывших жен о своих неверных мужьях, решивших соревноваться с Цоем.

Теперь, когда все ощутимей очередные выборы в Госдуму, старая пластинка опять в работе. Ее протерли от пыли, чуть-чуть отреставрировали и поставили на компроматный диск. Но своеобразие текущего момента в другом. Теперь Валентин Евгеньевич запускает «красных крыс» уже без Абрама Шварца. Да и зачем мараться о псевдонимы? Ведь в нашей краевой думе давно созрела группа единомышленников.

Ну, скажем, Сергей Баранов. Это он, давно претендующий на роль хабаровского комиссара Катаньи, ищет и всегда находит не что «жареное», нечто такое, чем всегда можно заменить рутинную депутатскую роботу. Когда краевой суд проверяло КРУ и нашло там достаточно негативных фактов, я понял: Вдовенкову не сдобровать - наш депутат его «достанет», не сам, так через Москву. Ведь у Баранова с крайсудом старые счеты - еще в 1992 году, будучи руководителем пресс-службы УВД края, он опубликовал в одной из газет зубодробительную статью «Суд неправедный», в которой элементарное гражданское дело по спорной квартире поднял до такой степени обобщения, что никому мало не показалось. Ну представьте, каково было читать судейским работникам такие пассажи: «Пустыми бесцветными глазами смотрела вдаль судья Казанцева… «Барственно раскинувшись в судейском кресле восседал судья Серов»… Это еще что! Дальше куда круче. «Подобно колючей проволоке, оградил он (суд) болотную свою жизнь оградой из разного рода законов и постановлений. Но как бы ни пряталась мерзость, она все равно вылезет наружу, хотя бы вонью - таково ее свойство».

И здесь рассчитано точно. У народа столько накопилось «негатива» к судам, что каждый подойдет и пожмет руку смелому журналисту. Однако есть смелость журналиста-аналитика и журналиста-популиста. Хорошо бы не путать эти вещи, разобраться, кто и чего стоит. Аналитики в статье не было никакой - зато амбиций выше крыши. Досталось тогда и нашей газете за то, что старейшина журналистского цеха Вера Побойная заняла позицию по спорной квартире иную, нежели С. Баранов. А это, по его логике, недопустимо - поэтому статья «Лимитная квартира» была названа насквозь лживой, а Вера Павловна - пасквилянткой.

И опять Баранову было мало: больше года он таскал нас по судам с одной целью - растоптать, опозорить, дискредитировать. Не получилось - в иске отказали. Стало быть, «ТОЗ» как и крайсуд, оказался еще хуже болота или помойки? Кто не за нас, тот против нас? Враг должен быть уничтожен в собственном логове?

Как известно, в конце марта этого года Верховный суд РФ восстановил В. Вдовенкова в должности - и это было справедливое решение, ибо его прегрешения никак не тянули на «расстрельную» статью, хотя и Цой, и Баранов лично участвовали в московском судилище как главные правовые эксперты, претендующие на роль не то прокуроров с депутатскими мандатами, не то адвокатов от широких общественных масс. Но Вдовенков

- только начало в спланированном предвыборном наступлении. Завтра будут другие фигуранты, естественно, из того же ряда - начальники всевозможных «органов», крупные военные чины, губернатор, спикер думы и т. д.

«Метода» проверенная: когда-то у Валентина Цоя командующий ДВО Новожилов «торговал» Курильскими островами и установками «Град», для Чечни, начальник городской налоговой инспекции Евдокимов фигурировал как отъявленный коррупционер, а начальник налоговой полиции Пархоменко - как лжец и фальсификатор. По страницам цоевских изданий кочевали броские газетные заголовки с фамилиями многих известных людей на воздушных шарах с надписями «Отмывать - так миллиарды, надувать - так целый край». Но мало кто знает, чем закончились эти «ужастики». А закончились они обращениями в суд на газету о защите чести, достоинства и деловой репутации. По самым скромным подсчетам, таких исков было удовлетворено тысяч на 100 «новых» рублей. Но когда судебные приставы стали искать следы газеты «Проспект-плюс», оказалось, что ее природе не существует, по исполнительным листам не удалось описать даже стул с авторучкой, не говоря уже о банковском счете.

Еще о красноречивый пример - Центральным РОВД Хабаровска в 1997 году было возбуждено уголовное дело по статье за клевету в отношении одного из авторов «Проспекта-плюс», который обвинил благотворительный фонд «Надежда» в расхищении одного миллиарда рублей, собранных на телемарафоне. И вы думаете сыщикам удалось провести хотя бы один допрос? Ничуть не бывало! Истцам они объяснили, что автор публикации по данному адресу не проживает. Тогда учредители фонда сами отправились в розыск и без труда «вычислили» клеветника. На том дело и кончилось: ни фамилия, ни адрес больше не пригодились - расследование превратилось в обыкновенный «висяк», как в индульгенцию, что и дальше можно публиковать беззастенчивое вранье.

Меж тем корреспондентов «Тихоокеанской звезды», выступающих нередко с остро критическими материалами, мытарят как отъявленных шельмователей. Вот уже не сколько лет Валентина Семенова - автор нескольких публикаций о злоупотреблениях бывшего ректора академии экономики и права П. Коневских - ходит к следователям Кировского РОВД на допросы и объясняет очевидные вещи. Следователи меняются, истец пишет все новые и новые заявления, а РОВД присылает новые и новые повестки. И каждый раз мочало начинай сначала.

Такая же участь - ходить по судам, как на работу, - у Леонида Гапича, Ольги Новак, других журналистов, не совершивших ничего предосудительного. А все потому, что их оказалось легко найти в отличие от боевой цоевской гвардии разоблачителей, разбежавшейся сразу после выборов и превратившейся в ничто. Ситуация весьма узнаваемая: ведь ни у кого из нас нет депутатского иммунитета - значит можно по любому поводу затевать сутяжные процессы, вплоть до привлечения к уголовной ответственности.

В порядке общего развития, а точнее к сведению хабаровчан, вовлеченных Цоем в очередной шумный проект с «Домом для вашей семьи», на этой неделе мы опубликовали перепечатку из мартовского «Коммерсанта», из которой следует, что никаких американских долларов Российская ипотечная ассоциация не получит, а в скудном российском бюджете их просто нет. Впрочем, этого и следовало ожидать: на борьбе с коррупцией и компроматах сегодня далеко не уедешь - в обществе наступила своеобразная атрофия к «жареному». Нужны новые выборные технологии, нечто оригинальное, и ипотека здесь неплохой ход.

Ипотека - ипотекой, но депутатские запросы множатся. Как некий рыцарь тайного ордена, как спецслужба в единственном лице, Валентин Евгеньевич чутко прислушивается к каждому скандалу и скандальчику, чтобы тотчас в глазах избирателей предстать борцом с несправедливостью и защитником обиженных.

Из студии контролируемой им радиостанции «Олимп» месяц назад он обещал разобраться с теми, кто позволяет против него критические выпады, а с иными грозил сразиться и в прямой предвыборной борьбе. Когда об этом заявляет человек с «уголовкой» за плечами (здесь астрономические суммы неуплаты налогов, незаконное перемещение через таможенную границу 20 тыс. долларов США, арест и удерживание неугодного лица) - это уже серьезно. Тут простым компроматом не обойтись. Тут вникать и вникать.

Но вернемся к А. Золотареву. Действительно, после вступления его в должность начальника во многие инстанции пошли сигналы на жесткий стиль руководства, безапелляционность суждений, неумение применять компромиссы, особенно в работе со старыми кадрами. Действительно, за время его правления, совпавшее, правда, с широкомасштабным министерским сокращением, из УВД ушли вполне достойные люди. Но это уже совсем иная проблема - наших героев она интересует меньше всего, ибо, как говаривал незабвенный Шелленберг, «не важно, с чем войти в разговор, важно, с чем выйти». Так что дискотеки, ночные клубы, ОМОНы и скандальные жены - это больше не для реального разбирательства, а для общественного подсознания. Где-то да отложится, когда-то да пригодится. Предвыборная борьба все стерпит, все спишет.

Сергей Торбин.