Геннадий Иванович Невельской и Николай Николаевич Муравьев-Амурский на вокзальном куполе во Владивостоке |
|
Вот и сейчас, не прокатившись на трамвайчике до Луговой, не прогулявшись на троллейбусе до Второй речки, зато насладившись видом чудесного морского лайнера, увозившего кого-то куда-то, я устроилась в зале ожидания железнодорожного вокзала, который еще сохранил знакомый с юности облик - люди, чемоданы и диктор на понятном только ему языке, объявляющий о прибытии или убытии поездов.
Среди мыслей мелькнула одна - хорошо бы здесь хор зазвучал - купол высокий, акустика хорошая. Да, кстати купол - поднимаю голову и вижу знакомые лица - Геннадий Иванович Невельской и Николай Николаевич Муравьев-Амурский! Вот, так встреча. На весь потолок огромная картина, в центре которой открыватели Уссурийского края во главе с генерал-губернатором.
Пассажиры блуждающе изучали вокзальную обстановку, наблюдали за вновь прибывшими, но когда их взгляд достигал купола, оживлялись они необыкновенно. Тут же доставались все возможные предметы для запечатления необычного творения, и оно перекочевывало в видеокамеры, мобильные телефоны, фотоаппараты.
Как говорят - рыбак рыбака видит издалека, в том смысле, что ищущий человек всегда поймет такого же собрата по поиску неизведанного - вот и Екатерина из Приморского отделения художников откликнулась на мое обращение и сообщила мне об авторах этого творения.
Над композицией, где Муравьев-Амурский изображен в окружении своих соратников, трудилась группа владивостокских художников. Тема росписи была определена как воплощение символической связующей нити Москва-Владивосток. Веналий Артемович Санников разрабатывал тему - Москва, Николай Егорович Большаков тему - Владивосток.
Оба они - заслуженные художники России. Мастера, не зная отдыха, напряженно работали полгода. Площадь живописного полотна составила 60 кв.м. По старым рецептам художники добавляли в краски восковую суспензию.
Особенностью творческого процесса был тот факт, что рисовать персонажей нужно было под углом 30 градусов для того, чтобы не было визуального искажения, и не казалось, что будто фигуры падают. В процессе работы была еще одна сложность - воплотить задуманный цветовой баланс, потому как расстояние могло давать искажение тона. Рисует художник, вниз спустился, глядь, а цвет другой. На специальных лестницах с поднятой кверху рукой живописцам, как альпинистам-верхолазам или космонавтам в невесомости, приходилось работать целый день.
Интересно, что в этот период начальником железной дороги был человек по фамилии Тарабаров - фамилия-то наша амурская. По-моему, очень символично, что путников в дорогу провожают первооткрыватели и исследователи далекого края России.
С Художником, которого никогда не видела, а будто бы давно знаю - Николаем Егоровичем Большаковым - состоялся у меня душевный разговор - «Я же на даче - сказал Художник, - я здесь все лето. Вот сейчас собираю вещи и на зимнюю квартиру».
Как же дышится ему среди уссурийской тайги, о чем думается, чем душа полнится? Ведь он расшифровывает для нас код красоты.
В старинном здании вокзала приморские экскурсоводы рассказывают туристам об итальянцах-строителях. Туристы восхищаются живописным панно в вышине. А я теперь знаю, что создано оно руками и душой художников Владивостока, и в правом углу есть привет от авторов. Но тайна вокзального купола еще не раскрыта. Художник при встрече обещал рассказать мне еще не одну историю. Скорей бы лето!
Татьяна Ананьина.
Хабаровск