В Хабаровске суд повторно отказал следователям УВД края в санкции на арест бывшего главы ЗАО «Артель старателей „Амур“» Виктора Лопатюка. Проживающий в последние годы в США бизнесмен с подачи нового руководства золотодобывающей артели обвиняется в злоупотреблении полномочиями. На требование следователей прибыть на допрос он ответил, что продолжает курс лечения, но готов сотрудничать заочно.

Железнодорожный районный суд Хабаровска отклонил поддержанное прокуратурой ходатайство следственной части краевого УВД об аресте бывшего гендиректора и соучредителя ЗАО «Артель старателей „Амур“» Виктора Лопатюка. Об этом „Ъ“ вчера сообщил московский адвокат предпринимателя Дмитрий Хорст.

Напомним, уголовное преследование Виктора Лопатюка началось в феврале 2007 года после того, как сменивший его на посту гендиректора Борис Алексеев (представляет интересы нового собственника артели ЗАО «Альянс-Пром», консолидировавшего более 90% акций золотодобывающей компании.— „Ъ“) заявил в прокуратуру о нецелевом использовании предшественником средств артели. По подсчетам господина Алексеева, ущерб составил около 1 млрд руб.

По версии следователей, Виктор Лопатюк в период руководства артелью перечислил на счета одной американской фирмы более $19 млн за поставку «низкокачественной и не пригодной для работы в условиях Крайнего Севера горной техники». Также его уличают в покупках по завышенным ценам (на сумму 361 млн руб.) у четырех московских фирм материалов и оборудования для ремонта хабаровского бизнес-центра «Парус». Сам господин Лопатюк в интервью „Ъ“ в феврале назвал обвинения «настоящим блефом». Он признал, что срочно закупал в США более 20 бывших в употреблении тяжелых бульдозеров Caterpillar на сумму около $6 млн, но эта техника, по его словам, позволила добыть в 2006 году платины дополнительно на $40 млн. Новые бульдозеры артель не смогла бы получить так быстро, и стоили бы они втрое дороже. Насчет реконструкции «Паруса» господин Лопатюк пояснял, что хотел сделать из него самый современный в Хабаровске отель, а потому приобретал высококачественные дорогие материалы и оборудование.

Виктору Лопатюку, в последние годы проживающему в Сан-Франциско, было заочно предъявлено обвинение по ст.201 ч.2 УК «Злоупотребление полномочиями». В середине июля прошлого года он был объявлен в международный розыск.

Ранее Железнодорожному районному суду уже дважды приходилось принимать решения по аресту предпринимателя. 17 августа 2007 года суд с необходимостью ареста согласился, посчитав, что Виктор Лопатюк скрывается от следствия на территории США. Однако после обжалования защитой кассационная инстанция отправила вопрос на пересмотр — адвокаты доказали, что господин Лопатюк на самом деле проходит лечение в калифорнийской клинике после операции на позвоночнике. В октябре райсуд отменил санкцию об аресте и обязал УВД отозвать все документы, поданные для федерального и международного розыска предпринимателя. Это решение в декабре обжаловала уже краевая прокуратура, но безуспешно.

По словам адвоката Дмитрия Хорста, судебные решения еще не вступили в законную силу. Сразу после вынесения последнего, месяц назад, следственное управление направило Виктору Лопатюку требование явиться в Хабаровск для допроса в качестве обвиняемого. Он ответил, что его здоровье пока не позволяет авиаперелеты, но он может ответить на вопросы заочно. После этого следователи вновь обратились за санкцией на арест «в связи с отказом подследственного прибыть» и за отменой запрета на международный розыск. 17 января райсуд оставил ходатайство без удовлетворения, поскольку органом предварительного следствия не доказано нежелание Виктора Лопатюка сотрудничать, а также не доказан тот факт, что он не имеет места жительства в России.

Сотрудник СЧ УВД Хабаровского края Наталья Колдышева вчера наотрез отказалась комментировать ситуацию и ограничилась заявлением: «Мы не считаем решение суда окончательным. Расследование продолжается». У следователей остается возможность добиваться своего через кассацию. По мнению адвокатов бизнесмена, милиция и прокуратура должны прекратить дело как не имеющее почвы.

 

Эрнест Филипповский,

«Коммерсант», № 8.