Петропавловск-Камчатский. Автомобилисты протестуют. |
|
Это всерьез заставило понервничать краевую власть и особенно силовиков, т.к. в этом протесте некоторые увидели зачатки «майдана». Ведь революции порой так и начинаются - неожиданно, когда бурлящий на кухнях народный гнев переполняет чашу терпения и выплескивается наружу.
Хроника событий
8 апреля. Самый ходовой бензин Аи-92 взлетел в цене сразу на полтора рубля и стал стоить 40 руб. 60 коп. за литр. Солярка подскочила до 44 руб. 20 коп. за литр.
10 апреля. Около 18 час. где-то с полсотни человек перекрыли въезд на АЗС на ул. Тушканова. Потом эта группа переместилась на АЗС «Камчатнефтепродукта» на ул. Тундровой, что в районе кольца хлебозавода. Около девяти вечера по разным оценкам там скопилось от 300 до 500 человек. Среди них преобладала молодежь. Собрались протестующие посредством интернет-программы «Ватсап» (WatsApp), устанавливаемой на коммуникаторы и смартфоны. Помните, в Тунисе народ самоорганизовался на революцию через Твиттер.
11 апреля. Участники акции собрались на площади Ленина, но там было не более полутра десятков машин. Большей частью протестанты устраивали покатушки по городу с включенными «аварийками», давая власти понять, что мы здесь, и нам что-то не нравится.
Политический требований не было
Акция 10 апреля не была митингом или демонстрацией, к ней, скорее, подходит новое слово флэшмоб (flash - вспышка, миг, мгновение, mob - толпа, переводится как «мгновенная толпа». Это заранее спланированная массовая акция, в которой большая группа людей появляется в общественном месте, выполняет заранее оговоренные действия (сценарий) и затем расходится).
Участники камчатского флешмоба наспех приготовили транспарант против повышения цен, а также небольшие листовки против «Камчатнефтепродукта» («КНП»). Водители писали на листочках «прокламации» и прикрепляли под стеклом. Призывали подписать письмо под обращением к полпреду ДФО Ю. Трутневу на интернет-платформе для петиций с просьбой остановить рост цен. Кстати, чтобы петицию начали рассматривать, нужно собрать 100 тысяч подписей, что в условиях малонаселенной Камчатки очень сложно.
10 апреля на хлебозаводной АЗС появились среди протестантов местные политики: депутаты-оппозиционеры Сергей Голубев и Михаил Пучковский. К месту несанкционированного митинга прибыли представители краевого правительства Александр Потиевский и Юрий Зубарь. По мнению последних, Голубев вел себя вменяемо и конструктивно, а вот Пучковский разошелся не на шутку, зато на радость толпе...
На АЗС приехали много полицейских и людей в штатском. Собравшимся поясняли, что их сборище незаконно. Силовики переписывали номера машин. Позже полиция пояснила, что претензий к акции не имеет, просто ряд машин нарушили ПДД, перекрыв проезд остальным участникам дорожного движения. Полиция поступила мудро, решив никого не привлекать за нарушения карательного думского закона «больше трех не собираться».
Это уже было
Несмотря на нашу политическую протестную жизнь, больше похожую на вялотекущую шизофрению, все же Камчатка не стоит в стороне. Так, 1 декабря 2012 года на площади Ленина состоялся организованный флешмоб против повышения цен на топливо. Тогда съехалось порядка 150 машин. Раздавались стикеры и листовки. Организаторами акции выступили инициативные люди, обитающие на популярном форуме 4x4kam.ru В этот раз «4х4» участия в акции не принимал. Я позвонил предводителю форума Стасу Степанову, который пояснил: «В этот раз молодежь собралась спонтанно через «Ватсап». Мы не принимали участия, видимо, немного отстали от жизни». Мы немного разговорились:
«КВ»: - Стас, вы проводили акцию против повышения цен на топливо 1 декабря 2012 года. Через год на площади Ленина уже были санкционированная акция и митинг против повышения цен. Но тарифы повышаются и повышаются. Не кажется ли вам и вашим сторонникам, что нефтяным и бензиновым магнатам плевать на эти акции?
С. Степанов: - Я считаю, что любые подобные акции несут положительный эффект. Бензиновые магнаты, может, и не обращают внимания на подобное, но власть обращает, и мы слышали, что правительство Камчатки всерьез занимается причинами последнего повышения цен. Если на местном уровне власти решить невозможно, то пусть думают, как решить на более высоком уровне.
Тревожно за авиакеросин
Автор связался с зам. председателя правительства края Юрием Зубарем. Он сообщил, что сразу после повышения цен на заправках «КНП» в краевом правительстве стали изучать причины повышения цен и стихийного митинга автомобилистов. Со слов министра, его сильно волнует цена авиакеросина.
- Мы дотируем внутренние авиаперевозки. В бюджете заложены 400 млн. руб. на них. Если вырастет цена на авиакеросин, то это поставит нас в очень серьезную ситуацию, - говорит Ю. Зубарь. - Такие компании как «Аэрофлот» это переварят, но нам придется урезать финансирование, чтобы люди из глубинки продолжали летать.
На вопрос, кто все-таки приобрел «Камчатнефтепродукт» - компания «Альянс» или «Роснефть», член камчатского правительства ответил по-чекистски прямо, что не обладает документальной информацией, что сделка завершена.
Юрия Николаевич немало волнует вопрос, будет ли новая компания, которая приобрела «КНП», возить авиакеросин в поселки края, как это делал «Солнечный ветер».
Антимонопольщики валят на губернатора
Поспешил отойти в сторону от проблемы начальник местного антимонопольного управления Андрей Петров. Ранее при каждом повышении цен антимонопольщики утверждали, что проводили проверки, но нарушений не выявлено, ибо повысились отпускные цены и т. п.
Петров сделал упреждающий удар, разместив 14 апреля на сайте УФАС обращение к действующему губернатору, в котором пишет, что еще при губернаторе А. Кузьмицком антимонопольщики предлагали установить фиксированную наценку на нефтепродукты, за нарушение которой ФАС имеет право привлекать к ответственности нарушителей. Однако их не услышали.
Мудрый Петров пишет: «Мной лично эти предложения были озвучены вам, на IV и V съездах предпринимателей, а также неоднократно в письменном виде... Отсутствие прозрачности не дает возможности антимонопольному органу проводить должный анализ и оценивать правомочность поднятия цен по каждой конкретной поставке».
Не знаем, успел ли прочитать это письмо губернатор, но в этот же день, 14 апреля, В. Илюхин предложил ограничить торговые надбавки на топливо. Поручение проработать вопрос об установлении предельных надбавок на автомобильное топливо глава региона дал министерству экономического развития и торговли Камчатского края.
Кто помогает монополистам?
Уже несколько лет руководитель УФАС проводит проверки обоснованности повышения цен на топливо на заправках «КНП» и каждый раз говорит, что монополист в лице нашей нефтебазы ничего не нарушил, ибо цены поднимают нефтеперегонные заводы.
В правительстве края считают, что А. Петров действует не до конца. ФАС - вертикальная структура, не подчиняющаяся краевой власти. Глава региональной антимонопольной службы должен был информировать о повышении цен главу ФАС РФ Артемьева, не останавливаться на «НПЗ», а выяснить, почему переработчики нефти повысили цены, и т.д. Хотя понятно, что нефтеолигархи всегда отмажутся перед Кремлем. Повышение цен на бензин - своего рода закамуфлированное налогообложение. В стране, где предприниматели тотально скрывают налоги, зарплаты платятся по серой схеме, властям приходится придумывать как пополнять казну непрямыми налогами.
«Камчатнефтепродут» является монополистом в нашем регионе. В первую очередь, на бензин и авиакеросин. Если солярку на полуострове еще можно где-то хранить, то бензин - только у «КНП», т.к. к нему строже нормы и правила на ту же перекачку. В Петропавловске-Камчатском, кстати, альтернативные продавцы дизтоплива продают его по 30 - 35 руб./л.
Еще один любопытный момент. Если завтра вы привезете на Камчатку 1000 тонн бензина, то монополист не имеет права вам отказать в приемке этого топлива, если у него имеется место в емкостях. За последние годы появлялось немало фирм, готовые везти на Камчатку и бензин, и солярку по очень приятным ценам. Но почему-то этот бизнес не налаживается. Возможно, нефтебаза назначает цены, крайне невыгодные поставщикам, или чинит препятствия в перевалке этого топлива...
Поступали жалобы на «КНП» и в антимонопольное ведомство от альтернативных поставщиков. Но антимонопольщики отговаривались, что не могут вмешиваться в хозяйственную деятельность предприятий.
Вовремя вставил слово
Свое хитромудрое словечко в ситуацию с топливом вставил и председатель федерации профсоюзов Камчатки Андрей Зимин.
В комментариях на Фэйсбуке (сейчас так модно!) он пытался, как в той поговорке про рыбку, и съесть, и куда-то там сесть. Защитник прав трудящихся считает, что во всем виноваты краевые чиновники, к которым он применяет термины: «То ли ленивцы, то ли двоечники, то ли бездари... Не профессионалы».
И тут же Зимин пишет, что эти слова не против чиновников, а в защиту всех нас. Такой дуализм - и вашим и нашим - в попытке угодить всем. Смею предположить, что данное раздвоение будет усиливаться, потому что Зимину в этом году придется переизбраться на новый срок председателем ФПК. Андрей Владимирович тянет профсоюзную ношу уже 15 лет. Так недолго превратиться в члена Политбюро и сидеть в кресле до упора, пока не понесут ногами вперед. Может, хватит нашему профбоссу заниматься правами трудящихся, а его бесценный опыт направить в русло экономики, поскольку он у нас профессионал и не бездарь?
Бензин из Кореи?
В правительстве края сейчас изучают цены на топливо в странах АТР, в Японии, Южной Корее. Если окажется, что существуют варианты закупки более дешевого бензина, то чиновники будут думать как наладить поставки. Пока же нефтебазу «КНП» никак не обойти. Даже если начать строить новую, то на это уйдет время - не менее года.
Может, стоит рассмотреть вопрос о строительстве на Камчатке небольшого нефтеперерабатывающего завода? Эта идея витала в администрации В. Бирюкова. Тогда просчитали, что Камчатке намного выгоднее притащить сюда танкер нефти и перегнать ее здесь. Мы получим все фракции бензина, авиакеросин, солярку, масла и даже битумы, которые мы привозим для ремонта дорог. Нужно посмотреть опыт перегонки нефти в той же сейсмоопасной Японии. Там есть заводики с неплохой очисткой выбросов, т.е. экологически чистые.
Игорь Кравчук,
«Камчатское время», №14,16.04.14