Леонид Сунгоркин
Леонид Сунгоркин
Обращаюсь ко всем жителям Хабаровска и россиянам, и хочу рассказать об одном факте, который, как я считаю, грубо нарушает мои права - коренного хабаровчанина, чьи предки веками жили на этой земле.
 
Хабаровск - город Бури и Боли
 
Я занимаюсь правозащитной деятельностью, отстаиваю права аборигенов и метисов Приамурья, проживающих в Хабаровске. Многие даже не знают, что на месте Хабаровска некогда существовало нанайское стойбище Бури. Так же как многие не знают, что китайцы называют Хабаровск Боли. Ударение в обоих случаях падает на последний слог.
 
Однако если не знать этого, то для большинства из нас правильнее будет прочитать с ударением на первый слог. Тогда получается, что Хабаровск - это город бУри и бОли, что в корне меняет вообще весь смысл.
 
Такая игра слов ни в коем случае не допустима, если речь идет о нашей земле. Такой же принцип касается и основополагающих документов. Но я прошу обратить внимание на Устав Хабаровска, в последней его редакции 2014 года. Именно туда я предлагал внести небольшое изменение в части дополнения прав по оказанию содействия коренным малочисленным народам Дальнего Востока.
 
С 8 мая 2009 года года Хабаровск был признан местом традиционного проживания коренных малочисленных народов. Но в Уставе Хабаровска не было даже и строчки, которая бы говорила о том, что для коренных малочисленных народов, проживающих на территории городского округа Хабаровск, разработаны и осуществляются меры на поддержку и развитие языков и культуры коренных малочисленных народов Дальнего Востока, а также реализация их прав, предусмотренных ст.69 Конституции РФ, и обеспечение социальной и культурной адаптации.
 
Инициативная поправка
 
Дабы исправить эту несправедливость и расставить все акценты, как и ударение в Бури и Боли по своим местам, я, как общественный деятель, принял для себя решение - не дожидаться указаний сверху. И, руководствуясь лишь гражданским долгом, и уважая культуру, права и свободы коренного населения, к которому себя отношу, в моем случае - к нанайскому народу, в феврале 2013 года обратился с инициативой к депутатам хабаровской городской думы.
 
Я зачитал на «открытом микрофоне» в гордуме предложение о необходимых мерах по содействию коренным малочисленным народам Приамурья, проживающим в городе. И для реализации этих мер счел необходимым в первую очередь внести изменение в Устав Хабаровска, касающееся жизни и деятельности аборигенов и метисов Приамурья. А после внесения изменения в Устав создать в городе комитет по работе с коренными малочисленными народами.
 
Мое предложение было принято на рассмотрение думой Хабаровска. Однако, по прошествии десяти месяцев мне так и не удалось получить ответа, ни устного, ни письменного, на мое обращение. Такое невнимание к национальному вопросу со стороны городской думы меня настораживало. Объяснить это просто нежеланием тех или иных лиц поработать над моим предложением я не мог, так как понимал, что городская дума в первую очередь должна заботиться о жителях Хабаровска, прислушиваться к инициативам хабаровчан и работать с общественными институтами. Но именно этого и не произошло. Но случилось другое.
 
На публичных слушаниях о внесении изменений и дополнений в Устав городского округа Хабаровск, которые прошли в большом зале администрации Хабаровска 12 декабря 2013 года, обсуждался вопрос о «разработке и осуществлении мер, направленных на укрепление межнационального и межконфессионального согласия, поддержку и развитие языков и культуры народов Российской Федерации, проживающих на территории городского округа, реализацию прав национальных меньшинств, обеспечение социальной и культурной адаптации мигрантов, профилактику межнациональных (межэтнических) конфликтов».
 
Узнав о том, что национальный вопрос будет обсуждаться в думе, я принял решение пойти на обсуждение и поднять свой вопрос: «Почему до сих пор я не получил ответа на предложение по коренным народам?» И почему так активно городская дума принялась отстаивать интересы той части населения, которую, по Закону РФ, нельзя считать коренным малочисленным народом, несмотря на то, что они проживают в Хабаровске или будут в дальнейшем проживать, как в месте компактного проживания коренных малочисленных народов Приамурья.
 
Не разжигать
 
Именно здесь я усмотрел нарушение моих прав, а также прав тех, кто относит себя к коренным жителям Хабаровска. То есть, какая-то странная ситуация, когда ущемляются права коренного населения, но создаются благоприятные условия для всех остальных! Без преувеличения можно сказать, что это безобразие, которому сейчас придали форму этакого мирного сосуществования народов в городе, дабы не разжигать межнациональные конфликты и прочее.
 
Без учета мнения коренного населения рано или поздно это приведет к тому, что именно коренное население будет вынуждено отстаивать свои права и заявлять о себе, как о той части населения, чьи права ущемляются. Чтобы исправить это, мною было предложено еще раз внимательно изучить подготовленный вопрос и внести в Устав Хабаровска дополнение, предусматривающее оказание содействия коренным малочисленным народам Дальнего Востока.
 
Публично выступая на слушаниях, я обратился ко всем присутствующим: «Коренные малочисленные народы имеют особый статус, и сначала было бы правильнее предоставить особый статус в Уставе Хабаровска коренным жителям и уже только потом говорить о реализации прав национальных меньшинств. Если меня сейчас не услышат, то пусть все знают, что я, как коренной житель, чьи предки веками жили на этой земле, против любых мер, направленных на укрепление межнационального и межконфессионального согласия без учета мнения коренного населения».
 
Национальный вопрос
 
Обратившись к депутатам, я сказал, что они должны понимать всю ответственность и не просто проголосовать «за» или «против», а с учетом тех исторических особенностей и культурных традиций, которые уже сложились у нас в городе.
 
В пример я добавил, что национальный вопрос не поднимался так остро, как сейчас, когда мы уже говорим о том, что главы муниципалитетов несут ответственность вплоть до снятия за разжигание межнациональных конфликтов. И что я, метис, у которого отец русский, а мать нанайка, очень остро чувствую те процессы, что сейчас происходят в обществе.
 
Обращаясь же к председателю думы С.Н. Савкову, попросил разобраться с тем фактом, почему до сих пор дума не рассмотрела мое февральское предложение, и еще раз внимательно подумать над моим предложением, и внести в Устав Хабаровска дополнение, гарантирующее особый статус коренным малочисленным народам Дальнего Востока, проживающим в Хабаровске.
 
И председатель городской думы С.Н. Савков и вице-мэр города, председатель комиссии по Уставу города В.Ф. Лебеда публично заверили меня в том, что проработают мой вопрос и примут все необходимые меры для того, чтобы коренные малочисленные народы, проживающие в Хабаровске, получали законное содействие со стороны органов местной власти.
 
Через два дня меня пригласил начальник юридического управления администрации Хабаровска К.П. Тарасова для рассмотрения моего вопроса, а также для уточнения деталей внесения изменения в Устав, его формулировка и место в Уставе.
 
Поправка для коренного народа
 
17 декабря 2013 года меня пригласили на заседание хабаровской городской думы, где наряду с другими вопросами рассмотрели и мое предложение. Депутаты единогласно приняли его.
 
После, на сайте администрации Хабаровска появился документ «Заключение результатов публичных слушаний по проектам решений хабаровской городской думы. Утверждено уполномоченным органом комиссией по Уставу городского округа «Город Хабаровск», протокол от 12.12.2013 г. №3», подписанный вице-мэром города, председателем комиссии по Уставу города В.Ф. Лебедой».
 
В этом заключении, в частности, говорится:
 
«Инициатор проведения слушаний хабаровская городская дума, уполномоченный орган на проведение публичных слушаний - комиссия по Уставу городского округа «Город Хабаровск». Время и место проведения слушаний 12 декабря 2013 г. в 18.00, большой зал администрации Хабаровска, ул. Карла Маркса, 66. Количество участников слушаний - 105 человек, количество составленных протоколов - 1, количество участников слушаний, подавших предложения и замечания - 3. Предложение Сунгоркина Л.С. изменить Устав в части дополнения прав по оказанию содействия коренным малочисленным народам Дальнего Востока. По предложению Сунгоркина Л.С. №5 предложение Сунгоркина Л.С. принять, внести изменение в статью 9-1 «Права органов местного самоуправления на решение вопросов, не отнесенных к вопросам местного значения» Устава: пункта 7 части 1 статьи 9-1 Устава после слов «оказание содействия национально-культурному развитию народов Российской Федерации» дополнить словами «в том числе коренным малочисленным народам Дальнего Востока».
 
На этом можно было бы поставить точку, если бы не одно «но». Пока я ждал редакцию нового Устава Хабаровска, много людей, общественников поздравили меня с моей личной победой.
 
Они отмечали, что мой личный вклад в развитие и сохранение национальной культуры аборигенов и метисов Приамурья в Хабаровске после этого думского решения можно считать не просто значительным, а историческим для многих поколений тех, кто будет жить на этой земле и пользоваться теми правами, которые прописаны в Уставе города.
 
Пожалуй, стоит добавить, что беспредельно были рады члены Хабаровской краевой общественной организации «Объединение по защите культуры, прав и свобод коренных малочисленных народов Приамурья».
 
Без преувеличения можно сказать, что весть о том, что аборигены Хабаровска смогли добиться права признания себя как части населения города, которые сейчас, при поддержке администрации, смогут решать все наболевшие вопросы, связанные с их жизнедеятельностью в городе, разлетелась по всем уголкам нашей необъятной Родины.
 
Уже стали поступать поздравления от представителей других коренных малочисленных народов России. Не оставили это событие без внимания и СМИ. Потому как случай этот уникален, и более того, признание особого статуса коренного населения в городе - это торжество исторической справедливости и дань памяти тем нанайцам, которые не дожили до этого момента, но жили здесь.
 
Наши права
 
Событие для всего аборигенного мира было настолько неординарным, я бы сказал, фантастическим, что мне самому не верилось, что удалось осуществить то, что не удавалось многим поколениям. Нанайцы жили в своем родном стойбище Бури, который сейчас называется Хабаровск, но странным образом не имели никаких прав.
 
В Хабаровске у нанайцев нет ни места, где они могли бы собираться для общения, назовем это этнокультурный центр «Бури», нет рыболовецкой тони, где они могли бы отлавливать положенную им нормовую рыбу, нет национальной нанайской школы, где дети могли бы изучать родной язык, нет национального кафе, где можно посидеть в непринужденной атмосфере и отведать блюда национальной кухни и после этого посетить национальный нанайский театр. Нет также теле- и радиопередач. Есть одна газета «Пост Хабаровка» и журнал «Aborigen», но и те вынуждены выживать.
 
Все это вместе говорит о том, что Хабаровск не может считаться родным городом для жителей стойбища Бури. Нанайцы, по моему мнению, до сих пор находятся в некой культурной и социальной изоляции, что, конечно же, способствует только одному, потере их культуры и самобытности.
 
Все это печально, особенно на фоне того, что в соседней Китайской Народной Республике, в провинции Хэйлунцзян, нанайцам создаются благоприятные условия для их развития, существования и жизнедеятельности. Огромный упор сделан на развитие туризма, и большинство нанайского населения Китая задействовано в этом процессе.
 
Новый Устав со старым текстом
 
И вот случайным образом актив ХКОО «Объединение по защите культуры, прав и свобод коренных малочисленных народов Приамурья», проводя очередное собрание с актерами нанайского театра «Бури» в городском ресурсном центре, обнаружил Устав в новой редакции за 2014 год.
 
Они не сомневались, что увидят в нем внесенное изменение, предложенное мною, но к собственному удивлению были ошарашены тем, что права национальным меньшинствам прописали, после слов «народов Российской Федерации» так и не увидели «в том числе коренным малочисленным народам Дальнего Востока». Тут же я предложил сменить повестку дня.
 
Я был ошарашен подобной новостью. Подобное унижение я испытал в 2003 году в паспортном столе Краснофлотского района Хабаровска, когда получал новый российский паспорт взамен советского, где, не взирая на мою письменную просьбу, не указали мою национальность. А начальник паспортного стола на мое возражение ответила по-хамски, оскорбив не только меня, но и весь нанайский народ, дословно она произнесла: «Скажите спасибо, что мы вам, нанайцам, паспорта выдаем...».
 
После этих слов мне хотелось выкинуть паспорт в ответ на хамство. Еле сдержался. Тот день я запомнил. Он стал той отправной точкой, когда я серьезно задумался над тем, что мы, нанайцы, беззащитны.
 
Именно выдача российского паспорта без национальности послужила для меня толчком к моей правозащитной деятельности.
 
Сейчас же, когда я держал в руках Устав в окружении молодых активистов, я понимал, что в сущности ничего не изменилось за это время.
 
Власть по-прежнему безразлична к проблемам коренного населения. Никто не слышит голос аборигена. И власти, как мне кажется, безразлична судьба коренных жителей Хабаровска.
 
На земле нанайцев
 
Чувство унижения и боли за нанайский народ усиливалось в разы от того, что буквально на днях президент РФ В.В. Путин в диалоге с губернатором Хабаровского края В.И. Шпортом сказал: «Мне все равно, нанайцы или евреи, у вас там проживают. Главное, чтобы дома строились…»
 
Чем заслужил нанайский народ, вкупе с еврейским, такое неуважение, для меня остается загадкой. Но если так думает президент, то логично предположить, что и все чиновники, к которым мы обращаемся, кто за паспортом, кто за пенсией, кто за лесом, кто за нормовой рыбой, думают так же. Им все равно. Они не несут никакой ответственности за нанайцев.
 
Главное, чтобы здесь, на Дальнем Востоке, что-то делалось, например, дома или газопровод, космодром или гидросооружения, цель которых развивать Дальний Восток, делать его привлекательным, повышая уровень жизни населения.
 
Но, по всей видимости, это станет возможным после того, когда вымрет последний нанаец и уедет к себе в Израиль последний еврей?!. Вот тогда-то и можно и даже нужно отстаивать права национальных меньшинств, так как им, будущим строителям космодромов, гидросооружений, мостов, тоннелей, нефтепроводов, портов, кластеров и еще неизвестно чего, и предстоит жить на земле нанайцев.
 
Мне искренне жаль тех представителей власти, кто до сих пор еще не понял, что прописывая какие-то мифические условия дабы избежать в последствии межнациональных проблем для тех, кто будет здесь жить, не понимает самого главного, что она, тем самым,  может ущемлять права коренных малочисленных народов.
 
Я сейчас пытаюсь предостеречь всех и предупредить, что если сейчас мы не изменим отношение к коренному населению Хабаровска, к которому я отношу не только аборигенов, но и всех тех, кто родился в этом городе, то будущего у нас не будет
 
Обращаясь же к депутатам Хабаровска, как общественный деятель, хочу сообщить, что если вы сами не начнете расследование по данному факту и не установите причину случившегося - отсутствие моей поправки в Уставе города, то можно усомниться в эффективности вашей депутатской деятельности.
 
В сентябре 2014 года состоятся выборы в хабаровскую городскую думу, и те кандидаты, среди которых наверняка будут и те, кто вчера поддержал мою инициативу, не должны обойти вниманием сей факт, когда решение депутатов, а, следовательно, и воля народа ставится под сомнение. Когда каждый может задать себе вопрос: «Чьи интересы вы представляете в думе? И как далеко вы способны зайти, чтобы защитить права ваших избирателей?»
 
Ну, а тем же, кто подписал решение №831 от 17.12.2013 г. «О внесении изменений и дополнений в Устав городского округа «Город Хабаровск», я желаю хорошенько поразмыслить над тем, что мне не все равно, как здесь живут русские, нанайцы, евреи и другие народы, которые хотят жить мирно на нашей святой земле.
 
Леонид Сунгоркин,
президент Хабаровской краевой общественной организации
«Объединение по защите культуры, прав и
свобод коренных малочисленных народов Приамурья»