|
Проект строительства этого терминала предусматривает несколько этапов, с переходом от традиционного открытого способа перезагрузки угля, который по санитарной классификации относится к «очень опасным» для здоровья человека и окружающей среды, к специализированному угольному терминалу закрытого типа.
На первом этапе предусматривается производить перегрузку угля через вагоноопрокидыватель погрузчиками и бульдозерами на открытые площадки. Затем грейферным портовым краном - в трюмы пароходов. Предполагается перегружать пока 1,5 млн тонн в год. Стоимость капитальных вложений на этом этапе составляет 721,75 млн рублей (24,1 млн долларов). Проект предполагает создание 183 новых рабочих мест.
Но жители Славянки «не оценили» тех благ, что им посулило ООО «Беркут», к которому какое-то отношение имеет депутат Законного Собрания Приморского края Джамбулат Абдулхалимович Текиев. Люди осознали, что все обещания о доходах в бюджет района и «экологической чистоте» - настоящий «троянский конь». Понимают практически все, что угольный терминал - могила поселку. И они не ошибаются!
Руководители проекта сейчас пытаются сбить общественный накал. Через создание каких-то «рабочих групп», через какие-то «Разъяснения о его пользе» и тому подобное. Затянуть, заволокитить решение о референдуме, измотать общественность - вот их цель сегодняшнего дня. И они пускаются во все хитрости. Во всяком случае, таков мой вывод.
К примеру, одна из них: на имя члена инициативной группы Беспаловой Т.Н. пришел ответ из Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Приморского края. В нем говорится: «Выполнение всесторонней экспертной оценки проектной документации должно стать гарантом создания экологически чистого производства и минимизации его воздействия на окружающую среду».
Очень хитро! Проект представляется к официальной экспертизе. Она проводится официально. И дается положительное заключение - не беспокойтесь, мол, граждане. В Проекте все нормально. А я и не сомневаюсь, что на бумаге все «нормально». Ведь Проект готовили специалисты. За него получили 6 млн рублей. Иначе придется их вернуть за невыполненную работу. Короче говоря, Проект (бумага!) обязательно получит положительную оценку. В этом и хитрость господ Текиева с Овчинниковым.
- Мы же вам говорили, что боятся нечего, - скажут они и продолжат строить терминал.
А теперь почувствуйте разницу между бумагой и реальностью
Значительная часть угольной пыли попадает в атмосферу в момент высыпания угля в трюм. Так вот, в Проекте, чтобы снизить образование угольной пыли, предусматривается система непрерывного орошения водой с момента захвата угля ковшом до выгрузки его в трюм. Морская вода для этого непригодна (только пресная). Но в Проекте нет ни слова о том, сколько надо воды, где ее брать, куда она будет стекать… Как нет и выводов о степени эффективности этого метода орошения. Почему?
Считаю, что разработчики Проекта просто «от фонаря» вписали в него этот метод. В Проекте, если бы об этом думали всерьез, такие вопросы обязательно должны были быть отражены. Потому и неудивительно, что ответов на них учредители терминала не знают. На встречах с жителями Славянки такие вопросы вгоняют их в ступор… А ведь в работе по перезагрузке угля будет задействован не только ковш грейфера, а еще и 2 крана-манипулятора, 2 фронтальных ковшовых погрузчика, 2 роторных дробилки, 3 погрузчика и 2 бульдозера. При производительности каждого агрегата на перевалке угля от 370 до 500 тонн в сутки и круглогодичной работе в 3 смены, это неминуемо создаст фронт непрерывного пыления и атмосферного загрязнения.
А теперь - внимание! Отвечая на вопрос: «Где можно посмотреть эту систему пылеподавления или может где-то есть аналоги?» один из учредителей сознался: «Аналогов НЕТ ни в России, ни за границей». То есть, орошать собираются (по Проекту) системой, которая не то, что еще не создана, а даже не изобретена! Сдается мне, что в действительности по-серьезному никто ничего и ничем орошать не собирался. Лишь бы только Проект (бумага) прошел экспертизу.
Вот вам 1-й этап!
Еще страшнее, ужаснее для экологии и здоровья - разметывание угольной пыли, под действием ветров, с огромных куч угля на открытых площадках для его складирования. Планируется создать и разместить параллельно причальной стенке 2 площадки (размером 134 на 54 метра и 142 на 25 метров) и 3 оперативных площадки для железнодорожного грузового объема работ (80 на 23 метра). Таким образом, складская емкость может составить более 100 000 (!) тонн угля, а высота кучи - более 10 метров.
Проектом, в качестве защиты от переноса пыли ветром, предлагается барьер высотой 21 метр. Он состоит из перфорированных пластин, в которых суммарная площадь отверстий - от 30 до 50 процентов. Его планируется поставить по периметру перегрузочного терминала буквой «П», открытой частью - на север, т.е. в сторону бухты.
Такое расположение барьера даже летом с наветренной стороны (преимущественно при южных ветрах) будет иметь коэффициент подавления не более 80%, что признается и самим Проектом. А оставшиеся 20% пыли в день - куда?
Она будет сноситься в бухту. При этом мельчайшие ее частицы на поверхности воды будут образовывать воздушные пузырьки с частицей угля в его центре, их станут заглатывать личинки рыб и беспозвоночных, которые каждую ночь поднимаются к поверхности для питания. Наглотавшись минеральных частиц, личинки погибнут, а за ними и вся бухта…
Но вернемся к барьеру. В зимний период ветры, как известно, наиболее сильны и продолжительны (в основном, северные). И барьер, поставленный буквой «П», станет ловушкой для ветра в задней своей части, в которой будут обязательно образовываться мощные, направленные вертикально вверх турбулентные вихри. А угольная пыль, подхваченная ветром, перенесется к жилым массивам.
То ли по недоразумению (а скорее всего - намеренно) проектировщики написали, что ветры более 20 м/сек в Славянке дуют лишь… 50 часов в год. На самом же деле (это знает в поселке каждый!) - 150 дней. И повторяемость ветров северного и северо-восточного направлений составляет не менее 31% в год! Если учесть, что, в соответствии с санитарными нормами (СаНПиН, п. 7.11.4), открытые узлы перегрузки на причале относятся к категории «очень опасные» для здоровья людей, а санитарно-защитная зона должна быть не менее 500 метров (при имеющихся 440 метрах до ближайшего жилого массива), то становится совершенно понятным, что нашу Славянку - экологическую жемчужину - будет засыпать черной угольной пылью, как зимой - снегом.
Туберкулезы, силикозы и прочие болезни легочной системы обеспечены каждому жителю поселка! Ну, разумеется, кроме тех, кто будет ходить в респираторах (да и то вряд ли). Ведь угольный терминал построят не на год-два. Если уж летом коэффициент защиты всего до 80%, то зимой - и того меньше. Как «экологическая жемчужина» Приморья, район перестанет существовать уже через один-два года. Кто сможет, тот уедет к родственникам… Хотя желающие купить у них квартиру в Славянке вряд ли тогда найдутся.
А как насчет 2-го этапа?
Когда же начнется переход от открытого к закрытому способу перевалки угля? На этот вопрос будущие хозяева терминала отвечают очень просто: «Когда окупится первый этап Проекта»!
Давайте посчитаем: в режиме открытого способа перевалки угля в объеме 1,5 млн тонн уровень получаемого дохода составляет примерно 495 млн рублей в год (примерно 16,5 млн долларов). Следовательно, примерно чрез два (!) года может только начаться планирование строительства закрытого терминала. Это - по предположениям его учредителей. Но заложенная на переход к закрытому способу сумма настолько недостаточна, что закрадываются большие сомнения, что его вообще будут строить. Но об этом ниже.
А пока вывод (его сделал кандидат биологических наук Д.И. Вышкварцев): технологию открытой перезагрузки угля, в виду ее крайней экологической опасности, следует признать неприемлемой. Она неизбежно приведет к увеличению заболеваемости населения п. Славянка (да и всего района) и к его вынужденному отъезду из районного центра. неизбежна при этом и утрата рекреационной привлекательности для всего Дальнего Востока и Сибири, экотуризма из сопредельных стран Азиатско-Тихоокеанского региона и рыбопродуктивности акваторий залива Славянка и прибрежных вод Хасанского района.
И знаете, кто так собирается «облагоденствовать» местных жителей? Один ведь приехал сюда из Чечни, а другой - из Киргизии… Да-да, те самые Текиев и Овчинников. Видимо, именно для этого последний и рвется сейчас в Главы Хасанского района, с помощью своего сподвижника, заместителя краевого парламента. Просто братья «Твикс» какие-то!!! Только, сдается мне, что всему району будет совсем не сладко от этой «сладкой» парочки.
Закрытого способа не будет!
И вот почему. За образец, как говорят учредители терминала, проектировщики взяли первый на Балтике уникальный закрытый угольный терминал «Baltic Coal Terminal» в Вентспилском торговом порту. Он, действительно, безопасен. Но все равно вынесен от жилых массивов далеко за 500 метров…
Так что г-да Текиев и Овчинников при рассказывании «сказок» о безопасности терминала в Славянке, считаю, бессовестно «передергивают карты». А именно - параметры Балтийского терминала выдают за параметры Славянского. Но, как гласит народная мудрость, «Если воробей и родился на конюшне, это вовсе не значит, что он лошадь».
Для закрытого способа перевалки угля в Славянке ООО Управляющая компания «Беркут» планирует построить 2 закрытых склада, рассчитанных на 140 и 160 тысяч тонн угля, мостовой пирс в 260 метров и произвести дноуглубительные работы. Стоимость проекта составляет 59,6 млн долларов США. Это, как можно догадаться - воробей. Теперь о лошади. Внимание! Стоимость реализованного проекта на Балтике - 173 млн долларов США. Почти в три (!) раза больше.
Специалисты единодушны: суммы в 59,6 млн долларов на строительство закрытого терминала в Славянке с объемом перевалки в 7 млн тонн (столько же у Балтийского!) явно недостаточно для соблюдения всех необходимых требований к сохранению здоровья населения и биологического разнообразия прибрежных акваторий и территорий. Образно говоря, если булка хлеба стоит 30 рублей, то за 10 рублей можно купить лишь 3-ю ее часть.
А может, инвестор Славянского терминала потом добавит? Нет! Иначе сразу бы началось строительство закрытого терминала. Причем, в таком случае, подтверждают специалисты, отпадает и необходимость строительства 1-го этапа. А это - прямая экономия все тех же 16,9 млн долларов. Неужели лишние? Не думаю.
Два этапа обозначаются не случайно. Причем, ко 2-му якобы будут приступать лишь после то, как окупится первый этап. Но окупаться-то он будет более двух (!) лет. О чем это говорит? О том, что у инвестора таких денег нет, либо он не в состоянии или не желает их вкладывать в полный проект.
Главная задача любого бизнеса - извлечение прибыли и, желательно, побыстрей. Это - аксиома. Теперь подсчитайте, сколько лет захочет ждать инвестор, если он вложит в этот проект173 млн долларов США (когда и 16 млн в нем окупаются не ранее, чем через 2 года)? Почти 20 лет? Ведь только тогда ему начнет поступать первая прибыль... Надо быть сумасшедшим, чтобы на 20 лет заморозить 173 млн долларов. В России такого инвестора точно не найдешь, а уж за границей - тем более, там свои денежки хорошо умеют считать.
Вывод: явно заниженная стоимость капитальных вложений в реализацию закрытого способа перегрузки свидетельствует о том, что этого делать никто и не собирается.
Это во-первых, а во-вторых - пропускная способность железной дороги! На участке Барановский - Хасан она составляет лишь 14 миллионов тонн в год. Но ни реконструкции этого участка, ни тем более строительства нового?(дополнительного) участка в ближайшие лет 50 не предвидится… Этого-то проектировщики не могут не знать. Это - азы! Это та самая «печка», от которой они должны начинать танцевать!
Следовательно, ни они, ни хозяева будущего терминала всерьез не рассматривали и не рассчитывали возможность достижения в п. Славянка проектного объема перевалки угля в 7-10 млн тонн. А значит - ни о каком строительстве закрытого терминала и не думали. Ведь на такой объем по их проекту можно выйти только, построив дополнительные пути по всему участку.
Кроме того, и ОАО «Морской порт Посьет» уже заявил об увеличении объемов перегрузки угля на всю пропускную способность этого участка железной дороги - до 14 млн тонн. Попробуйте-ка меня убедить, что инвестор, собирающийся «вбухать» аж 59,6 млн долларов США, об этом хуже информирован, чем я! Он же не больной на голову? Без увеличения объемов перевалки он даже через 100 лет не вернет свои инвестиции. Не будут же, в самом деле, уголь самолетами поставлять?
И последнее, мы не взяли в расчет еще планы ЗАО «Восток-Бункер». Компания тоже заявила об увеличении перевалки нефтепродуктов практически в 2 раза и даже начала уже это реализовывать. А ведь нефтепродукты и к ней приходят по железной дороге…
Вывод: предусмотренного объема капитальных вложений для создания закрытой технологии перевалки угля и пропускной способности железной дороги в п. Славянка явно недостаточно. Следовательно, включение закрытого угольного терминала в Проект было осуществлено лишь для того, чтобы тот прошел экспертизу и не будоражил местных жителей.
Есть и третья причина, почему я считаю, что закрытой технологии не будет, это - люди, стоящие за проектом и двигающие его. Знаю их, и потому - увы, не верю (как говорил Станиславский).
Тактика «выжженной земли»
Оговорюсь сразу: словосочетание «выжженная земля» следует воспринимать как образное выражение, а не буквально.
Главные лоббисты угольного терминала в п. Славянка - депутат Законодательного собрания Приморского края Джамбулат Абдулхалимович Текиев и секретарь местного отделения партии «Единая Россия» Сергей Владимирович Овчинников, который изо всех сил пытается стать главой района. Многие, вероятно, помнят педагогическую заповедь: сначала человек работает на имя, потом имя работает на человека. Предлагаю посмотреть - что из ранее сделанного можно поставить им в заслугу?
ФИО второго «персонажа», г-на Овчинникова, например, неоднократно упоминалось в полицейских протоколах. То при подозрении о подделках автомобильных документов, то в связи с обнаружением в его машине героина (об этом я уже писал в первой части «Прощания со Славянкой»).
Присмотримся теперь и к первому из них. Вот, выкупил Джамбулат Абдулхалимович рыбозавод «Славянка» (п. Нерпа)… Когда-то предприятие было цветущим, его продукция славилась на всю страну. За великие достижения рыбозаводу даже выделили квоту на избрание своего депутата Верховного Совета СССР. Им стала рыбообработчица Т.Г. Коробова… Сегодня рыбозавода нет! Распродан и флот, и вся техника. Продали даже ленту транспортера! Вместо рыбопродукции на территории рыбозавода режут металлолом…
А в п. Зарубино Джамбулат Абдулхалимович выкупил предприятие «Нереида» по выращиванию гребешка… В результате, заложенный ранее гребешок оказался проданным в Корею, а новый не вырастили. И предприятия - нет.
В п. Посьет Джамбуллат Абдулхакимович выкупил склады морского снабжения… Складов теперь тоже нет. Та же история - с лесопилкой. Предполагаю, что с появлением угольного терминала такая же участь ждет и Славянский судоремонтный завод… Но об этом - ниже. Хасанцы, думаю, и сами без труда продолжат список «свершений» г-на Текиева.
Вывод: после его «хозяйствования» предприятия в районе почему-то разоряются. Особенно те, которым для развития требуются капиталовложения…
Может, ему просто не везет с бизнесом, а так-то он вполне порядочный человек? Тогда - о факте, который весьма наглядно отвечает на этот вопрос. Как только заговорили, что депутатам всех уровней придется декларировать доходы и расходы (свои и ближайших родственников), в Госдуме начались повальные разводы (почему? - ответ может дать любой школьник). Так вот, с 4 июня 2012 г. дружная семья Текиевых официально не существует. Джамбулат Абдулхалимович официально развелся со своей супругой. Теперь она, как говорится, владелица всех «заводов, газет, пароходов», а сам г-н Текиев официально живет лишь на «скудную» зарплату депутата.
Конечно, дело тут сугубо личное. Можно (и это было бы правильно) только посочуствовать. Но… кроме изменения статуса и перераспределения собственности, в их отношениях больше ничего не изменилось. Как жили, так и живут вместе, как представлялись семьей, так и представляются. А зачем же тогда Джамбулату Абдулхалимовичу понадобился этот развод?
Ну, и последнее. Депутатам запрещено Законом не только заниматься любой коммерческой деятельностью, но и лоббировать чьи-либо коммерческие интересы. Однако он с легкостью этого не замечает и, не стесняясь общественного мнения, продолжает «продавливать» проект угольного терминала…
Что ожидает завод?
Однозначно - закрытие! Он станет нерентабельным. И вот почему.
Во-первых, даже название проекта по созданию угольного терминала обозначено как «Переспециализация достроечного причала ОАО «Славянский СРЗ» перевалки угля» (ключевое слово здесь - «переспециализация»).
Во-вторых, существует требование Морского регистра: на участке грунтовки и покраски корпуса судна пыль не допускается! Даже просто пыль! А, по Проекту, в 50-ти метрах от этого участка будет построен угольный склад вместимостью 100,7 тысяч тонн с высотой кучи до 10 метров. Так, что вряд ли найдется сумасшедший судовладелец, который поставит свой пароход сюда на ремонт, заранее зная, что Морской регистр такой ремонт не примет. Поэтому владелец завода с легким сердцем просто закроет убыточное предприятие (частная собственность, имеет право)!
А как же заводчане? А нигде не прописано, что господин Текиев обязан о них заботиться…
Скоро, или чуть погодя, незавидная судьба ждет и одну из достопримечательностей поселка - парк «Треуголка». Озерцо с растущими в нем лотосами просто закопают… Требование о передаче этой территории заводу уже направлено главе поселка его директором А.Т. Якимчуком. Дело за малым.
Обыкновенное предательство
Мартовский митинг в п. Славянка против строительства угольного терминала, собрал около тысячи человек. Но политическая «элита» района предпочла его «не заметить» и заняться более важными делами - решением собственных нужд.
Сергей Овчинников срочно улетел на отдых в Москву, другие его однопартийцы-коллеги по районной Думе тоже разбежались «как тараканчики» по своим углам. Одним словом, интересы «верхов» и народа разошлись, как в море корабли. Тем не менее, резолюция о проведении референдума митингом была принята. А чтобы властям было понятно, чью сторону следует принять, группа молодых людей провела и свой опрос населения, официально передав его результаты (протоколом) главе п. Славянка Кучиной.
Молодые люди отпечатали более 3-х тысяч бюллетеней с одним только вопросом: «Вы «за» или «против» угольного терминала?». Чтобы ответы были объективными, паспорта и фамилии у людей не спрашивали. Желаешь проголосовать? Пожалуйста… Результаты этого опроса: «за» - 71; «против» - 2 757 человек.
«Элита» оказалась в шоке. Руководителей района срочно вызвал к себе на совещание первый вице-губернатор края Сидоров. Но совещание получилось весьма странным. Совещались не о том, как провести референдум, а о том, как его сорвать, усмирить активность жителей и убедить их, что угольный терминал - это благо для п. Славянка. Далее - суть прозвучавших выступлений (хорошо, что на таких совещаниях - для составления протокола - ведется диктофонная запись).
Текиев, зам. председателя Законодательного Собрания: митинг организовали из-за предстоящих выборов. На самом деле жителей Славянки не интересует угольный терминал. Специально эту тему подняли.
Овчинников, председатель Думы Хасанского района: этот угольный терминал очень нужен Славянке. Особенно для экономики. Люди не понимают своей выгоды. Им надо разъяснять это.
Сидоров, первый вице-губернатор: сейчас каждый будет показывать свою необходимость на выборах. Тем, кто вышел на улицу, объективность не нужна. Это непорядочно в отношениях. Я не согласен с выводами на митинге. Не надо противопоставлять бизнесмена, желающего заработать, народу. Митинг расцениваю, как мероприятие с одной целью - заявить о своих политических амбициях.
Нарыжный, глава Хасанского района: мы просили организаторов перенести митинг до сегодняшнего совещания. Но они решили его проводить, и люди вышли, чтобы высказаться.
Ролик, вице-губернатор: Ваша задача, Александр Степанович, не допускать протестных митингов. И если Вы не можете разъяснить людям обратное, то грош Вам цена. Главы, которые допускают такие митинги, нам не нужны. Вам надо разъяснять только одно: нет фактов, что будет загрязнение воздуха, а то, что кто-то вкладывает деньги в угольный терминал, это хорошо.
Нарыжный: но они меня избирали…
Ролик: Вы, видимо, не поняли, какие главы нам нужны...
Кучина, глава п. Славянка: Вы правы, Александр Иванович, людям надо разъяснять пользу. Но кто допустил, что какая-то молодежь провела опрос населения? Там из трех тысяч «против» - 2757 человек! Кто им разрешил? Нельзя их как-то найти и запретить? Что я сейчас буду людям говорить?
Сидоров: правильно Нина Аркадьевна говорит…
Так подробно я описываю это совещание, чтобы каждому стало понятным: «Единая Россия», в лице своих депутатов и руководителей, попросту предала жителей Славянки. Поэтому не стоит удивляться, что в проведении референдума инициативной группе уже отказано. Откажут и еще раз. Потом еще… И так будет до тех пор, пока его проведение станет невозможным. Ведь даже глава поселения г-жа Кучина на следующий день после издания распоряжения о подготовке референдума поспешила его отменить.
Что делать?
Во-первых, поблагодарить инициативную группу за то, что подняли этот вопрос, что это стало гласно обсуждаться. Они действительно никем не ангажированы, за ними нет политических партий. Ими двигает лишь желание сохранить Славянку экологически чистой.
Но они, образно говоря, столкнулись с «матерыми волчищами» от политики. И до тех пор, пока губернатор края вроде как в стороне, они до последнего будут отстаивать свой экономический интерес.
Вывод: готовить и проводить еще один митинг! По-настоящему многотысячный (3-5 тысяч человек), с приглашением губернатора края, чтобы он громогласно повторил свои слова: если люди против, то этого не будет! Чтобы в конце концов славянцам не только разрешили реализовать их право на референдум, но и помогли в его организации. Но проводить митинг надо в 20-х числах июня. Иначе можно не успеть подготовить все документы. Ведь 17 июля - последний день принятия решения о референдуме.
Так что отсидеться дома или на даче не получится. Или придется уезжать из Славянки. Поэтому: «Вставай, страна огромная»!
Игорь Крутых,
«За народ!», № 3(69) июнь 2013 г.