Ежегодно на развитие, капитальный ремонт и реконструкцию сети федеральных автомобильных дорог общего пользования государством выделяются значительные денежные средства. По всей России, в том числе и на Дальнем Востоке, Минтрансом России созданы дирекции, на которых возложены функции государственного заказчика в сфере дорожного строительства. А если проще - государственный заказ. Как же исполняется у нас в регионе такой заказ?
Р. Новиков, директор ФГУ ДСД «Дальний Восток» |
(function(w, d, n, s, t) { w[n] = w[n] || []; w[n].push(function() { Ya.Context.AdvManager.render({ blockId: "R-A-127969-6", renderTo: "yandex_rtb_R-A-127969-6", async: true }); }); t = d.getElementsByTagName("script")[0]; s = d.createElement("script"); s.type = "text/javascript"; s.src = "//an.yandex.ru/system/context.js"; s.async = true; t.parentNode.insertBefore(s, t); })(this, this.document, "yandexContextAsyncCallbacks");
|
В последние годы только ленивый не говорил о проблемах развития сети федеральных автомобильных дорог, прежде всего - о непомерно высокой стоимости строительства дорог в России при, одновременно, их низком качестве.
«Воровство» и «распил» в дорожной отрасли - это уже устойчивое и широко распространенное мнение. Как показывают социологические опросы, Минтранс РФ занимает второе место среди ведомств, которые ассоциируются у населения с коррупцией (первое, судя по всему, принадлежит министерству обороны). Повторим: во многих СМИ именно Минтранс характеризуется как одно из «самых коррумпированных ведомств».
Суммарные бюджетные расходы этого федерального министерства, его агентств и службы составляют свыше 700 млрд руб. в год. Самые крупные расходы приходятся на Росавтодор - около 300 млрд руб. По мнению экспертов, с каждым годом все большая часть этих денег идет «под распил». В доказательство подобных оценок эксперты приводят следующие официальные данные Росстата, Минфина и Федерального казначейства.
Так, расходы Росавтодора выросли с 56,1 млрд в 2000 году до 280,8 млрд в 2010 году. При этом протяженность построенных автодорог - уменьшилась, с 7,9 тыс. километров в 2000 году до 2,1 тыс. километров в 2010 году.
То есть, при росте расходов Росавтодора в 5 раз строительство дорог уменьшилось в 3,7 раза, а производительность упала в 18,5 раз! Даже за вычетом роста цен с середины 2000 года до середины 2010 года в 3,3 раза получается, что эффективность затрат на строительство дорог снизилось в 5,6 раза!
Таким образом, если предположить, что в 2000 году «распиливалось» 10% федеральных расходов на строительство автодорог, то сейчас, чтобы достичь такого впечатляющего падения эффективности затрат, надо «распиливать» более 80%! (см. публикацию «Рейтинг коррумпированности министерств и ведомств России», размещенным на официальном сайте «Новой газеты Н.Н.» 28.06.2011 г.).
Именно с приведенными выше удручающими результатами, «достигнутыми» в дорожной отрасли, многие политологи связывают отставку бывшего министра транспорта Игоря Левитина.
В мае 2012 года новым министром транспорта РФ в правительстве Дмитрия Медведева назначен Максим Соколов. Закономерно, каждый новый руководитель формирует свою команду, которой он доверит решать поставленные им задачи.
Выступая в прошлогоднем сентябре на заседании Государственной думы, Максим Соколов рассказал депутатам о результатах, достигнутых возглавляемым его ведомством. Не обошел стороной кадровый вопрос, отметив, что подготовка высококвалифицированных кадров является одной из основных задач Минтранса. Действительно, кадры решают все!
Возьмем приказ Росавтодора Министерства транспорта РФ № 320/к от 25 июня 2012 года о назначении Новикова Романа Витальевича на должность директора федерального казённого учреждения «Межрегиональная дирекция по дорожному строительству в Дальневосточном регионе России» (ФКУ ДСД «Дальний Восток»).
Однако, ровно три года до этого суд Центрального района Хабаровска признал гражданина Новикова Р.В. виновным в совершении уголовного преступления и приговорил и.о. директора ФГУ ДСД «Дальний Восток» к штрафу - «за злоупотребление полномочиями при распределении федеральных средств на строительстве трассы Чита-Хабаровск...»
По данным Центрального районного суда Хабаровска |
(function(w, d, n, s, t) { w[n] = w[n] || []; w[n].push(function() { Ya.Context.AdvManager.render({ blockId: "R-A-127969-6", renderTo: "yandex_rtb_R-A-127969-6", async: true }); }); t = d.getElementsByTagName("script")[0]; s = d.createElement("script"); s.type = "text/javascript"; s.src = "//an.yandex.ru/system/context.js"; s.async = true; t.parentNode.insertBefore(s, t); })(this, this.document, "yandexContextAsyncCallbacks");
|
Уголовное дело в отношении исполняющего в 2007 году обязанности директора ФГУ ДСД «Дальний Восток» Романа Новикова и главного бухгалтера Татьяны Аксеновой было возбуждено по факту нецелевого расходования бюджетных средств, выделенных на строительство трассы Чита-Хабаровск. Судя по материалам дела, вместо того, чтобы вернуть в бюджет неизрасходованные в 2007 году средства (в размере 1,4 млн рублей), г-н Новиков вступил в сговор с главным бухгалтером учреждения и, заключив фиктивный договор аренды гаража с коммерческой фирмой, произвел оплату за фактически не предоставленные услуги.
Что можно подумать, узнав о хищении почти полутора миллионов бюджетных денег? Наверное, - что фигуранты дела понесли суровое судебное наказание и общественное порицание. (Например, в соседнем Китае за хищение бюджетных средств предусмотрены не только длительные сроки заключения, но и - смертная казнь). А что же в нашем случае?
«Суд признал исполняющего обязанности директора ФГУ ДСД «Дальний Восток» Романа Новикова и главного бухгалтера Татьяну Аксенову виновными по статьи 285 УК РФ (злоупотребление должностными полномочиями) и приговорил их к штрафам: Новикова - к 50 тысячам рублей, Аксенову - к 4 тысячам рублей...»
Из чего исходил суд? Во-первых, было учтено полное признание подсудимыми своей вины, и возмещение ими причиненного ущерба, а во-вторых, пенсионный возраст гражданки Аксеновой и наличие у гражданина Новикова малолетних детей.
И вот, спустя три года г-н Новиков избавляется от приставки и.о. и - вновь назначается руководить и тратить бюджетные деньги, направляемые Росавтодором на строительство дорог на Дальнем Востоке, вплоть до 2015 года.
Хотелось бы задать вопрос министру транспорта России Максиму Соколову: какие еще многоопытные, высококвалифицированные кадры будут назначены для строительства дорог на Дальнем Востоке? И что, извините за прямоту вопроса, в его министерской команде ценится: умение «распиливать» бюджетные средства или все-таки строить дороги на выделенные государством средства?
Кстати, на одном из заседаний правительства глава Минрегиона РФ Игорь Слюняев назвал очень далекими перспективы создания в России сети дорог общего пользования.
«Программа модернизации транспортной системы говорит о том, что нам необходимо построить порядка полумиллиона дорог общего пользования для того, чтобы сформировать ту самую сеть дорог общего пользования. Однако динамика и темпы строительства говорят о том, что с учетом ввода порядка 500 км ежегодно мы эту задачу решим в течение 1000 лет», - то ли в шутку, то ли всерьез пообещал министр.
Понятно, что данные срок, скорее всего, эмоционально заостренная постановка вопроса: десять веков подряд избавляться от главной российской беды - бездорожья. Впрочем, шутка может обернуться полным серьёзом, если все это время будут перетасовывать одну и ту же кадровую колоду.
Николай Носов,
«МК в Хабаровске», 20.03.13
http://hab.mk.ru/article/2013/03/20/828406-kadryi-reshayut-vsyo.html
P.S. Просим рассматривать данную публикацию как официальное обращение к Генеральному прокурору РФ Чайке Ю.Я., а также министру транспорта РФ Соколову М.Ю. и руководителю Федерального дорожного агентства Старовойту Р.В. Просим прокомментировать затронутые в статье проблемы, дать их правовую и профессиональную оценку.
.