После снегопада в канун 8 марта руководство краевого ГИБДД резко перекрыло для большегрузной техники трассу Комсомольск-на-Амуре - Хабаровск. С 16 часов 07.03. до начала текущей недели (по данным на 11 марта) без движения также оставались все легальные пассажирские автолайнеры, курсирующие из краевой столицы и города юности в отдаленные районы края. Пока полицейский шлагбаум перекрывает путь легальным перевозчикам, извозчики-нелегалы отмечают свой «профессиональный праздник».
До Хабаровска можно доехать через Амурск - Вознесеновское, но по амурскому льду... |
(function(w, d, n, s, t) { w[n] = w[n] || []; w[n].push(function() { Ya.Context.AdvManager.render({ blockId: "R-A-127969-6", renderTo: "yandex_rtb_R-A-127969-6", async: true }); }); t = d.getElementsByTagName("script")[0]; s = d.createElement("script"); s.type = "text/javascript"; s.src = "//an.yandex.ru/system/context.js"; s.async = true; t.parentNode.insertBefore(s, t); })(this, this.document, "yandexContextAsyncCallbacks");
|
ДЕНЕЖНАЯ ПУРГА
Шанс выбраться с периферии в индустриальный центр Хабаровского края или добраться без приключений обратно к родному дому потеряли не только жители отдаленных населенных пунктов Приамурья, но даже обитатели пригородных поселков. В кассах Комсомольского автовокзала билеты на текущие рейсы несколько суток просто не продавались. Невозможно было выбраться легальным автобусам и из Хабаровска, пост у ключевой развилки «34 километр» миновать легальным перевозчикам невозможно.
Зато «праздник снегопада» параллельно Международному Женскому Дню отмечали по полной программе вездесущие дальнобойные бомбилы. Уже после обеда 7 марта места в микроавтобусах, облепивших все обочины вокруг городских автостанций, продавались по 2,5 тысяч рублей.
На линию Комсомольск-Хабаровск в предвкушении суперприбыли вывалили практически все резервные ресурсы теневых бригад. Им закон не писан. Хотя каждый гаишник знает, насколько согласно статистике ДТП безопасней «микрушника» пассажирский автоэкспресс с ремнями безопасности, расположением кресел в 1,5 метрах от асфальта и солидными габаритами, спасающими пассажиров при возможном столкновении.
Если в обычные дни между главными городами региона курсирует, как правило, от 18 до 20 пиратских микроавтобусов, то в минувшие праздники, по сводкам оперативных служб, в указанных выше направлениях прорывалось до 40 салонов. В каждом - от 14 до 18 сидений. На них, поджав коленки, летят под суровыми взглядами постовых неучтенные потребители нелегальных услуг.
Техническая исправность машин, выползших на запах халявы из отстойников, проявилась в первые же часы снегопада. Один из «корейцев», взявших на борт полный комплект до Хабаровска, задымился уже через 30 километров под поселком Гайтер. Вместе с пассажирами его доставили коллеги обратно в город на буксире.
ПОПУСТИТЕЛЬСТВО ИЛИ ПОКРОВИТЕЛЬСТВО?
Гибкая ценовая политика и неконтролируемая жадность, пренебрежительное отношение к правоохранительным органам и бездействие дорожных служб, пиратская взаимовыручка и длительная безнаказанность позволили организованным автогруппам в периоды снегопадов буквально хозяйничать на большой дороге.
Подобный беспредел, как отмечает член краевой Общественной палаты Владимир Герасимов, уже не первый раз в 2013 году позволяет собирать нелегальным извозчикам невиданный урожай. Размеры его, скорее всего, так и не пытаются подсчитывать уполномоченные государством территориальные службы 27 региона. В то время как крупные законопослушные компании с прозрачной бухгалтерией несут колоссальные убытки. Теряет бюджет. В недоумении жители и гости Хабаровского края.
Но владельцы больших автобусных парков не в силе что-либо предпринять самостоятельно. Им, как и населению края, приходится лишь регулярно наблюдать на трассе Комсомольск-Хабаровск самый настоящий управленческий бардак, которому никто из ответственных лиц региона пока и не пытался противостоять на системной основе. Разовые устрашительные акции и периодические полицейские рейды в этой сфере оказались бессильны.
Кстати, репортер еще раз выяснил независимую оценку состояния закрытой трассы. Экспертами вновь выступили водители с многолетним стажем безаварийной работы на общественном транспорте. Они уверены: переметы и наледи в начале февраля и в начале марта на трассе Комсомольск-Хабаровск, действительно, были, но они вовсе не создавали особого риска для легальных пассажирских экспрессов, привыкших преодолевать куда более сложные зимние препятствия между городом юности и краевой столицей. И ранее их продвижению по замороженной трассе так жестко никто не препятствовал.
Зато не все наши читатели уверены в том, что полицейский шлагбаум на трассе связан лишь с ужесточением требований к безопасности перевозок в России. Тем более, что применяются они пока в основном к законопослушным предприятиям. Версия о коррупции на этом фронте не случайно звучит в СМИ все чаще.
ОТЗОВИСЬ, ЧИНОВНИК!
Ситуацию, кроме прочего, значительно осложняет отсутствие действующего договора краевых властей с ХКГУП «Крайдорпредприятие». Его предшественники приводили в порядок трассу Комсомольск-Хабаровск даже в экономически непредсказуемые 90-е. Ресурс иссяк? Теперь внешний управляющий госпредприятия О. В. Дьяченко, отвечающий за полноценное обслуживание краевых дорог, бойкотирует факсограммы первого заместителя краевого Минтранса С. И. Ивашкина, так и не дождавшегося руководителей участков на экстренное совещание во время недавнего обледенения и сужения трассы.
Дорога, как сообщили разведчики «Дальавтотранса», чистилась 9-10 марта только на территории Комсомольского района силами ПМК-83. Возможно, что эта механизированная колонна, чего не отрицают источники в Правительстве Хабаровского края, в дальнейшем выиграет тендер на облуживание и других участков трассы. Но хватит ли сил у предприятия со сравнительно небольшими силами?
С другими, не менее острыми вопросами к министру Владимиру Быченко обращалась намедни и председатель краевой организации общероссийского профсоюза работников автотранспорта и дорожного хозяйства С. А. Мельникова, поддержавшая дорожных работников, отправленных конкурсным управлением в отпуска без сохранения зарплаты.
Бойкот аппарата власти со стороны «Крайдорпредприятия», судя по всему, продолжается. Кроме того, до сих пор в регионе, как лично убедился в минувшие выходные наш корреспондент, не налажен даже мониторинг ситуаций на главной краевой трассе. В прошлое воскресенье вместе с руководителями нескольких транспортных предприятий, а также с тысячами пассажиров автор материала пытался прояснить ситуацию и по номеру 112, и в аппарате краевого ГИБДД, и у дежурного Правительства Хабаровского края.
Увы, ответственные чиновники настроили в выходные свои телефоны на «факс», а экстренные службы отвечали лишь одной, словно зазубренной фразой: «Ждем особого распоряжения». Пассажиры и работники легальных автопредприятий, специалисты разрушающихся дорожных служб не без оснований нынче ассоциируют обычный снегопад над центром края с самой настоящей ЧС.
МЕЖДУ ТЕМ
... Когда вышеизложенные факты готовились к публикации, в редакцию долетела и хорошая новость с главной автостанции Комсомольска-на-Амуре. Проезд в междугородних автобусах компании «Транстур» подешевел сразу на 60 рублей. Хабаровский бизнесмен Виктор Мазурский, выигравший тендер на право аренды автовокзала города юности, решил в пользу потребителя вопрос продажи билетов без торговых накруток в открытой намедни фирменной кассе транспортной группы «Дальавтотранс».
Юрий Ковалев,
фото автора.
«Приамурские ведомости», 11.03.13