Е. Наздратенко
Е. Наздратенко

Оценка любым «бывшим» сегодняшней ситуации всегда в чем-то субъективна, будь то положение дел в поселке, на заводе или в целом регионе. Но именно глубина предыдущего опыта позволяет анализировать и сравнивать, сопоставлять и делать определенные выводы. У корреспондента «Новой во Владивостоке» появилась возможность взять интервью у бывшего губернатора Приморского края Евгения Наздратенко. Мы решили, что для наших читателей этот разговор явно будет небезынтересен.

 

- Евгений Иванович, взять у вас интервью накануне саммита не пришлось, к сожалению. Давно вы здесь не бывали. Не скучаете по Владивостоку?

 

- И по Владивостоку скучаю, и по Дальнегорску, моей родине, и вообще по Приморью. Не был уже пару лет. Так складываются обстоятельства. Но очень внимательно слежу за жизнью на приморской земле. И друзья звонят, рассказывают, и в интернете все новости читаю - и официальные, и неофициальные, потому что, согласитесь, много деталей можно узнать из комментариев в блогах. И, конечно, внимательно смотрел и читал все, что касалось подготовки к саммиту, тем более что имел к этому некоторое историческое отношение.

 

- Что вы имеете в виду?

 

- Знаете, например, как Владивосток появился в списках городов Тихоокеанского региона, где возможно проведение саммита?

 

На саммите, таком же, как нынешний, в Куала-Лумпуре я был в составе делегации с Евгением Примаковым, тогдашним премьер-министром. На одном из заседаний он мне вдруг говорит: «Слушай, Владивосток - это же Азия! А если мы его поставим в очередь на проведение саммита?» Ну и поставили. И потом все годы моей работы в Приморье мысль о такой возможности в нас жила. Юрий Копылов, став мэром Владивостока, очень этой идеей заболел и относился к ней вполне серьезно. Специалисты мэрии просчитывали конкретные проекты и постройки моста через Золотой Рог и строительства дорожных развязок. Делали планшетную проработку и множества других проектов, включая, кстати, и такие нелирические объекты, как очистные сооружения. Другое дело, что тогда многим казалось это маниловщиной. И денег в государстве на осуществление всего этого не было категорически, поскольку, если вы помните, кроме всего прочего, баррель нефти стоил 6–9 долларов, а не сотню, как сегодня. Да и вопрос о проведении саммита именно во Владивостоке тогда был вполне теоретическим. А вот практическим его сделал именно Владимир Путин.

 

И всё, что потом произошло: федеральное финансирование, глобальные проекты и прочее, - тоже происходило по его воле и абсолютному пониманию той роли, которую должны сыграть Приморье и Владивосток в частности в мировой политике и перераспределении экономических и инновационных потоков. Как бы то ни было, но для лидеров стран, где сконцентрировалась половина людских и материальных ресурсов мира, Владивосток теперь - это не просто точка на карте, а место проведения крупнейшего мирового экономического форума, где решались важнейшие вопросы межгосударственных взаимоотношений и направления развития АТР на годы вперед. Для нас же с вами Владивосток как был, так и остался форпостом России на Дальнем Востоке. Раньше - военным, теперь - экономическим.

 

- Завершился саммит, остались проблемы: качество строительства, водоснабжение на Русском острове, дороги… Деньги, неизвестно куда исчезавшие, громадная коррупционная составляющая и так далее…

 

- Что касается «утекших» денег во время разнообразных строек, это вопрос к правоохранительным органам. Известно, что они этим уже занимаются вплотную. Я знаю, например, какой профессиональный потенциал у приморского Следственного комитета. Если им не мешать, они четко и точно работают. И быстро. Я думаю, что те, кому положено, и деньги найдут, и с виновных спросят.  

 

Я тут прочел отзыв одного из японских журналистов, работавших на саммите: «Это, конечно, гигантский проект. Интересно, что с ним будет дальше?» И в этом, что называется, основной вопрос нашей с вами современности.

 

Но!

 

Есть вещи однозначные. Например мост через Золотой Рог, о котором мечтали в городе со дня его основания. Или новый терминал и современнейшая взлетная полоса в аэропорту. Или очистные сооружения - очень дорогостоящие, но уже давно необходимые.  

 

Волнует другое.

 

Сейчас встает проблема собственности. Чьи они, все эти гигантские сооружения? Кто и на какие деньги будет их содержать? Какие налоги и кто будет платить?    

 

Или дороги. Это отдельная, больная, трудная тема. И если внимательно почитать, что пишут об этом в блогах приморцы, то поводов для оптимизма маловато. Я лично не понимаю одного: как могли депутаты, не подвластные административному давлению и якобы существующие для того, чтобы защищать интересы людей, которых они представляют, допустить такое наплевательское отношение к интересам этих самых граждан при строительстве автобана?  

 

Что мы имеем сегодня?

 

На новой дороге нет аварийных карманов. Поэтому любое дорожное происшествие чревато осложнениями. Нет съездов в поселки и кварталы, люди вынуждены полдня объезжать по кочкам, чтобы вырулить к себе домой. Уже сейчас идет самовольное строительство съездов во многих местах. А что делать тем, кто живет значительно ниже эстакады? Я уже не говорю о полностью разбитых внутриквартальных дорогах в самом городе. Их подробно и со вкусом показывали во время саммита все федеральные телеканалы. Или о размытых новых трассах. Создается впечатление, что те, кто проектировал и строил, не слышали ничего о приморском климате. О сильных морозах и не менее сильных тайфунах. О туманах, способных «съесть» все от железа до бетона. О влажности в 100 процентов и т. д. Где были и куда смотрели народные избранники? Почему не били во все колокола и не заявляли протесты на всех уровнях? Почему, наконец, не приняли срочного документа, запрещающего ТАКОЕ строительство? Ведь сумели же они в срочном порядке принять законодательные акты по землеотводу. Что им в дальнейшем помешало показать, кто здесь хозяин? Как это было, кстати, при строительстве Московской кольцевой дороги (МКАД).

 

В этом грандиозном проекте принимал участие практически каждый депутат московской областной думы. Скрупулезно контролировались все этапы строительства - от проектной мастерской до перерезанной ленточки. Съезды и развязки в своих регионах депутатские комиссии проверяли едва ли не по сантиметру. Результат: вот уже много лет одна из самых загруженных в мире трасс исправно работает. Обидно, что во Владивостоке сместили приоритеты. И то, что должно было строиться для удобства жителей края, оказалось просто «гостевым маршрутом». А гости что? Гости приехали, проехали и уехали.

 

Повторюсь: не надо забывать, что власть исполнительная во многом, в отличие от депутатского корпуса, зависима. А глас народный должны и обязаны были транслировать именно депутаты.

 

- А почему вы не говорите о личной ответственности губернатора? Из корпоративной солидарности?

 

- Подождите-подождите! Конечно, сейчас найдется масса желающих всех собак повесить на действующего губернатора. Но эти местечковые политические игры, в которые играет пара десятков заинтересованных лиц, на самом деле негативно отражаются на всем крае. Создают нервозную обстановку, порождают неуверенность, мешают работать. И какая выгода от всего этого приморским жителям?

 

Губернатор, безусловно, несет свою долю ответственности и имеет свои рычаги влияния. Однако не надо забывать, что он человек в крае новый. Психологи говорят, что чем выше должность, тем больше времени требуется человеку для адаптации. Президент как-то сказал, что при замене министра нужно ждать год, пока новый освоится. Губернатору такого времени никто не даст. Ни сверху ни снизу. А Владимир Миклушевский вообще угодил в котел с проблемами. Ему достались уже утвержденные проекты со всеми заложенными в них дисбалансами, практически законченное строительство, множество сложностей краевого значения, которые никуда не делись и о которых так скромно умалчивалось все время подготовки к саммиту.

 

А край - это люди, которые один на один сражаются с безработицей, отсутствием всяческого, в том числе и медицинского обеспечения, с невозможностью послать своих детей учиться в тот же вновь созданный федеральный университет, поскольку не на что этих детей там содержать. И многое другое. Не надо забывать, что вид на красивый мост или прогулка по новенькой набережной Цесаревича не могут заменить людям хлеб насущный. И абсолютное большинство оставшихся без средств существования бывших работников Дальзавода или 178-го завода, в одном из корпусов которого сейчас размещается немецкий пивбар, в этот бар зайти не смогут. Не с чем!

 

Особенно тяжело, повторюсь, в крае. В Арсеньеве, Находке, Дальнегорске, Дальнереченске, Кавалерово… Там, где стоит разоренная уникальная промышленность. Там, где без работы и надежды влачат существование тысячи высоко-квалифицированных инженеров, рабочих, горняков, шахтеров, теперь готовых работать хоть где-нибудь и за любые деньги.

 

Многие еще помнят те времена, когда Приморье считалось в стране - не в России, а в огромном Советском Союзе - одним из самых высокообразованных регионов.

 

Судьба приморцев и будущее их детей - тоже забота и работа губернатора. Поэтому говорю вам: не нагнетайте! И дайте человеку спокойно разобраться в ситуации.

 

- 14 октября во Владивостоке состоятся выборы в городскую думу… Вы верите, что новые депутаты смогут поднять те вопросы, о которых вы говорили?

 

- Один из владивостокских блогеров так обратился к своим землякам: «Что вы сделали для этого города, чтобы считать его своим?!»

 

Я думаю, что для вновь избираемой владивостокской думы это должно стать лозунгом, эпиграфом к работе. Есть люди, которым есть что ответить на этот вопрос. Но есть и те, кто давно забыл, кто и зачем послал его в депутатское кресло. И перед кем он обязан отвечать за свою так называемую, деятельность. Вы лучше меня знаете фамилии тех, кто не один созыв использует депутатство как возможность набивать карманы. И, отдавая должное истинным патриотам города и края, я уверен, что и в думу, и в Законодательное собрание должны приходить и новые люди. Не те, кто ораторствует на площадях, сделав это своей основной профессией, а те, кто доказал свою состоятельность. Имеет опыт организации производства. Управлял людьми, а не только женой на кухне или барменом в харбинской забегаловке. То есть опытные, состоявшиеся люди, способные не болтать, а ДЕЛАТЬ.  

 

Я, по счастью, знаю многих молодых, кто за эти годы вырос, выучился, возмужал и приобрел опыт. Они, притом что вполне комфортно чувствуют себя в любой части света, не потеряли чувства Родины. Такие люди и есть  необходимая для здоровья города и края свежая кровь. Но не все просто. Такое ощущение, что те, кто сегодня у власти, испытывают дискомфорт от мысли, что могут появиться свежие силы, не входящие в привычную тусовку.  

 

Вот и начинаются манипуляции с подписями, судами, отказами в регистрации и прочие игрища.

 

- Евгений Иванович, вы имеете в виду какую-то конкретную ситуацию?

 

- Конечно. Я вот тут днями узнал, что в регистрации на выборы в городскую думу отказали Юрию Рябко. Мы с ним во время последних выборов в Госдуму довольно близко познакомились. Была, если помните, такая организация «Крайтоп», управлял ею многие годы Борис Дмитриевич Даньшин. Вполне успешно управлял. Потом в результате приватизации, реорганизации и прочих «заций» «Крайтоп» реформировался. А необходимость снабжать топливом огромный приморский частный сектор осталась. Тут и появился Рябко, который взял на свои плечи эту обузу. Это рассказывать быстро. А организовать такое дело нелегко и непросто. А Рябко смог. Наверное, все понимают, что такой род деятельности имеет вполне серьезный социальный аспект. И с этой стороной его фирма вполне справляется. Он, кстати, известен в крае еще и как инициатор проведения здесь чемпионата мира по гонкам на аквабайках. Как вы понимаете, заполучить это мероприятие в Приморье тоже непросто. А он и его товарищи сумели это сделать. Так что на вопрос, что он дал городу, Рябко уже сейчас вполне конкретно может ответить. То есть человек сделал себя сам, не благодаря властной помощи, а вопреки. Вот такие люди нужны сейчас в городской думе.

 

Я, правда, не знаю, к какой партии он себя относит и относит ли вообще. Да и не думаю, что это важно. Опыт показывает: когда надо решать серьезные, важные, глобальные проблемы, а не заниматься самопиаром, единороссы, коммунисты, справедливороссы, депутаты от ЛДПР работают плечом к плечу, осознавая себя прежде всего земляками, а не представителями различных партий. Я это испытал на собственном примере. Помните Хасан? Когда в результате предательской политической позиции тогдашнего министра иностранных дел Козырева хасанские земли с могилами погибших там защитников страны должны были отойти сопредельному государству, вместе с исполнительной властью поднялись все депутаты краевой думы независимо от партийной принадлежности. Тогда, кстати, партий в думе было много.

 

Я тут посмотрел результаты интернет-опроса: за представителя какой партии на выборах в думу вы проголосовали бы сейчас?

 

Ответили более четырех с половиной тысяч человек.

 

35 % КПРФ, 7 % «Единая Россия, 7 % ЛДПР и 3 % «Справедливая Россия». Возможно, цифры как-то откорректируются, но тенденция очевидна. Это, заметьте, не бабушки и дедушки голосовали. Это так называемое интернет-сообщество, то есть гораздо более молодая возрастная группа.

 

В чем причина? Будем говорить о приморской ситуации. Мы знаем многих заслуженных единороссов, которые всегда работали на благо родного края. Я уже не раз называл фамилии, и мое отношение и уважение к ним останется прежним. Но есть и особый «колорит» в этой теме. Всем известно, что едва ли не половина прежнего политсовета краевого отделения «Единой России» съехала за границу, практически ограбив край. Известные персонажи: Лысак, Степанченко и т. д. Под следствием бывший председатель краевого Законодательного собрания Овечкин. Еще называть? Если они не чувствуют за собой вины, то почему боятся приехать и объясниться с правоохранительными органами? Престиж партии от их «деятельности», мягко говоря, пострадал.

 

Коммунисты же в любой думе прежде всего отстаивают социальные гарантии, дерутся за те пункты в бюджете, которые близки, понятны и необходимы каждому человеку, если он из тех, кто не входит в список «Форбс». А таких у нас - вся страна. В идеологии ЛДПР всегда была сильна национальная направленность. Возможно, делают они это несколько своеобразно, но вполне грамотно. Кроме того, как любит говорить один мой знакомый, без них было бы скучно. Что касается «Справедливой России», она тоже имеет своих приверженцев, это новая растущая партия, и ее никак нельзя заподозрить в равнодушии. Так вот, завершая тему «Саммит уехал, а проблемы остались»… Остались и люди, их немало, которые, объединившись, способны эти проблемы решать.

 

- Евгений Иванович, а что вы думаете о новых проектах, таких как строительство Уссурийской и Восточной ТЭЦ, нефтехимический комплекс, газохимический завод? Это ведь большие перспективы для краевой экономики, в том числе краевой.

 

- Мы с вами все знаем о сроках строительства этих объектов и их реализации. Не хочется здесь повторяться. Я могу только сказать, что такого рода проекты требуют квалифицированной рабочей силы. Таких специалистов или имеющих другую квалификацию, но вполне обучаемых в крае много. Если вы помните, здесь когда-то было больше 40 профтехучилищ и большое количество высокотехнологичных предприятий. Не все эти люди уехали из края в поисках работы, когда все рухнуло. И это тоже одна из забот депутатского корпуса и исполнительной власти - следить за тем, чтобы в первую очередь были заняты люди, живущие на территории, а не гастарбайтеры. Как это было на Русском, мы все видели. Повторение такой ситуации способно на корню угробить самый перспективный проект.

 

Есть и масса претензий экологов к этим проектам, что тоже не секрет. А экологи - это вовсе не надоедливая мошкара, от которой небрежно пытаются отмахнуться большие дельцы. Экологи - это люди, которые думают о том, где, как и в каких условиях будут жить наши дети и внуки. И, наконец, не новость, что главный показатель, от которого зависит рейтинг любого государства, - занятость населения. Занятость населения! Это значит, что людям есть где работать и они способны тратить заработанные деньги, платить налоги, поддерживая этим бюджет страны и социальную сферу. Да, Владивостоку повезло, что пришли федеральные деньги. Большие деньги. И некоторые сложные проблемы стало возможно решить.

 

Так уже однажды было - полвека назад. Тогда, осенью 1959-го, Никита Сергеевич Хрущев пролетом из Сан-Франциско посетил город, и после его визита начал строиться Большой Владивосток. И он был построен. И люди в нем жили счастливо, понимая, что да, они использовали уникальную возможность, но все, что сделано, сделано их руками. И сейчас, после праздничных салютов и высоких гостей, должно прийти понимание - главное заключается в том, как мы сумеем всем этим распорядиться.

 

Павлов Сергей,

«Новая газета во Владивостоке», №154, 20.09.12

http://novayagazeta-vlad.ru/154/Obshchestvo/EvgeniyNazdratenkoPrimoreforpostRossiinavsevremena

.