Гендиректор Александр Литвиненко |
(function(w, d, n, s, t) { w[n] = w[n] || []; w[n].push(function() { Ya.Context.AdvManager.render({ blockId: "R-A-127969-6", renderTo: "yandex_rtb_R-A-127969-6", async: true }); }); t = d.getElementsByTagName("script")[0]; s = d.createElement("script"); s.type = "text/javascript"; s.src = "//an.yandex.ru/system/context.js"; s.async = true; t.parentNode.insertBefore(s, t); })(this, this.document, "yandexContextAsyncCallbacks");
|
Итак, судья Р. Лаевская признала ОАО «СК БСФ» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2-й статьи 8.17 КоАП «Нарушение регламентирующих деятельность во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе и (или) в исключительной экономической зоне РФ стандартов (норм, правил) или условий лицензии», и назначил наказание в виде административного штрафа в размере 5 млн. 175 тыс. руб. с конфискацией судна СТР «Чапаево» (со всем судовым, промысловым, механическим, навигационным, рефрижераторным, радиоэлектронным оснащением и оборудованием).
Напомним, что 25 июня с.г. данная рыболовецкая фирма была привлечена к административной ответственности, и судья горсуда Лобановская постановила взыскать штраф в размере 3 млн. 596 тыс. 250 руб. с конфискацией СТР «Чапаево», а также рыбопродукции, которая была за 3 месяца до решения суда продана. 18 июля 2012 года в связи с рядом допущенных процессуальных нарушений решение было отменено с направлением дела в городской суд на новое рассмотрение в ином составе суда. В новом составе суда штраф увеличили, хотя предприятие вины своей категорически не признает.
О том, что ничего хорошего не стоит ждать в новом рассмотрении дела, автору этих строк стало ясно, когда судья Лаевская отказала в ходатайстве на ведение фото- и видеосъемки в зале суда. В моей практике такое часто случается, если будущее решение не понравится жалобщикам... Понятно, что суду в такой ситуации не хочется мелькать в СМИ.
Поскольку дело получило широкую огласку (по некоторым данным дошло до центральных СМИ и не только... см. «Рыбаки схлестнулись с пограничниками»), суду предстояло нелегкое решение. Бытует мнение, с которым трудно не согласиться, что у российских судей патологический страх перед вынесением оправдательных приговоров и решений, особенно, когда на стороне обвинения стоит государство. В данном случае - пограничная структура ФСБ. Потому-то силовиков и окрестили силовиками, что руки у них длинные.
Но вернемся к судебному заседанию. Судья Лаевская установила, что 27 января 2012 года рыбаки СТР «Чапаево» в исключительной экономической зоне РФ (Западно-Камчатская промысловая подзона) добыли 150 тонн сырца минтая. При этом в судовой промысловой документации и суточных донесениях отражена информация, что указанное количество минтая было выловлено в Северо-Охотоморской промысловой подзоне, что явилось нарушением условий разрешения на вылов рыбы. Оценив в совокупности все добытые по данному делу доказательства, суд нашел вину ОАО «СК БСФ» доказанной и квалифицировал действия рыбаков как нарушение правил добычи (вылова) водных биологических ресурсов, регламентирующих осуществление промышленного рыболовства в исключительной экономической зоне РФ.
Решая вопрос о виде и размере наказания, суд учел характер совершенного правонарушения и то обстоятельство, что судном общества осуществлена незаконная добыча минтая-сырца в большом количестве с указанием в судовых и промысловых документах недостоверных сведений о районе добычи, что свидетельствует об умышленном совершении правонарушения. Постановление в законную силу не вступило и может быть обжаловано в Камчатском краевом суде. В начале судебного заседания генеральный директор ОАО «СК БСФ» Александр Литвиненко вину предприятия не признал, заявив, что пограничный инспектор придрался к записям в судовой документации спустя месяц после проверки в море, нарушив тем самым процессуальные правила.
В судовых журналах было указано время на постановку два раза снюрревода (каждый раз – меньше часа), тогда как, по мнению дознавателей ФПС ФСБ и привлеченных ими экспертов, трал выбирается часами. По сути предприятие судили за журнал, который капитану, наверное, следовало бы выбросить за борт, сжечь, спрятать, и тогда дело бы развалилось... Важный момент, который ставит на понятии «браконьерство» крест: фирма имела достаточное количество квот, чтобы не заниматься незаконным промыслом.
Губернатор Камчатского края Владимир Илюхин на встрече с Александром Литвиненко как-то сказал, что наблюдается тревожная тенденция – часть предприятий уходит с Камчатки, регистрируя свои предприятия в других дальневосточных регионах. «Может, нам так же поступить? - говорил в суде А. Литвиненко. – Оставить здесь пару прибрежных заводов и мелкий флот, а всё остальное зарегистрировать в других регионах, да и налоги платить там». Он говорил, что такой произвол со стороны силовиков к рыбакам наблюдается, в основном, на Камчатке. И не скрывал, что многие вопросы рыбопользователи решают в морях и кабинетах за взятки, т.е. браконьерят и откупаются.
Руководители ОАО «СК БСФ» и юристы ждут письменного решения суда, которое будут обжаловать. Но на Камчатке, по всей видимости, им уже «ловить» нечего. Есть слабая надежда на апелляцию в краевом суде, а потом наступит черед Верховного суда. Но в каждой последующей судебной инстанции шансы заявителей уменьшаются...
P.S.
В новом судебном процессе ответчики из «СК БСФ» очень хотели увидеть экспертов, которых привлекали пограничники, на основании чьих данных суд сделал вывод о виновности рыбаков. Но ни в первом суде, ни во втором экспертов никто не увидел, хотя капитан СТР «Чапаево» в суде говорил, что очень хотел бы задать вопросы лично экспертам. В процессе дознания права рыбаков были ущемлены в той части, что их не допустили к экспертизам, хотя они имели полное право участвовать при исследованиях экспертов, задавать им вопросы и пр. Любопытно, что некоторые СМИ вовсю говорят о том, что в новом решении суда в основу положены показания экспертов, но последних никто, кроме пограничников, почему-то не видел... А вот эксперт, давший невыгодные показания силовиков, пришел в суд.
Любопытно, что по этому человеку проводилась проверка, и, якобы, было установлено, что он знаком с гендиректором А. Литвиненко. Руководитель ОАО «СК БСФ» говорит, что фирма готова оплатить проезд на Камчатку тех экспертов, чьи выводы фигурируют в административном деле, чтобы убедиться, существуют эти люди на самом деле, задать им вопросы хотя бы на стадии обжалования в апелляционной инстанции. «В суде мой заместитель по рыболовству долго пояснял судье Лаевское, что такое шворка, ваер, куток. По сути обучал азам промышленного рыболовства, - говорит Александр Литвиненко. - Как судья без заслушивания экспертов со стороны наших «палачей» вынесла такое решение? Мы снова были лишены возможности услышать их и задать вопросы. А это неравная борьба, заведомо направленная против нас».
Игорь Кравчук,
«Камчатское время», №33, 23.08.12
------------
Переименовать СТР «Чапаево» в «Генерала Даербаева»!
Городской суд Петропавловска, повторно рассмотрев дело в отношении владельца рыболовного судна «Чапаево», вынес новый вердикт. Рыбакам дали понять: воевать с системой бесполезно.
Краткое содержание «прошлых серий»
Согласно записи в промысловом журнале 27 января 2012 года в Северо-Охотоморской подзоне СТР «Чапаево» добыл снюрреводом 150 тонн минтая за два замета. Месяц судно не трогали. А в марте, будто по чьей-то команде, было возбуждено административное дело по факту вылова тех самых 150 тонн, которые к тому моменту были давно перегружены, переработаны и проданы (причем совершенно легально).
Суть дела сводится к двум утверждениям. Первое: СТР «Чапаево» не мог добыть столько тонн в указанных условиях по своим техническим характеристикам. Тогда каким образом у него на борту оказался такой объем рыбы? Второе: он не мог выловить эту рыбу именно в Северо-Охотоморской подзоне. Тогда почему на данную подзону выделяют квоты, ведут в ней промысел, если там подобные уловы невозможны?
Даже если правонарушение вправду было, то от «незаконно добытых» 150 тонн необходимо отнять законные квоты, которые имеет компания в этой части Охотского моря в объединенных подзонах. Тогда останется только около 13 тонн. А это не такой уж большой криминал.
Задержание судов за мелкие нарушения, а то и вообще на пустом месте ради показателей (или по иным закулисным причинам) - не редкость на Камчатке. Дело в отношении владельца СТР «Чапаево» Северо-Курильской базы сейнерного флота (СК БСФ) выделяется из массы подобных дел тем, что компания решила и смогла привлечь к нему общественный интерес.
Мы внимательно следили за ходом событий. Решение суда первой инстанции (судья Е. Лобановская) было ожидаемо: компанию признать виновной, оштрафовать, конфисковать продукцию и судно. СК БСФ, считая себя невиновной, оспорила это решение в краевой суд. Случаи отмены судебных постановлений по таким делам крайне редки. Но в этот раз суд второй инстанции пошел на отмену и вернул дело на новое рассмотрение, которое началось 14 августа.
О судьях и порванных ячеях
Не раз приходилось слышать, что решения судов - часто лишь копии обвинительных заключений и административных протоколов. СК БСФ стала первой, кто смог это доказать. По просьбе компании была проведена лингвистическая экспертиза постановления Е. Лобановской, которая показала идентичность текста с протоколом отдела дознания и административной практики СВПУ. Это можно было понять не только по форме изложения, но и по содержанию. Судья учла только те свидетельства, которые, по ее мнению, говорили о вине судовладельца.
Так, в деле есть два письма КамчатНИРО. В первом институт дал заключение о том, что вылов 150 тонн снюрреводом в два замета в Северо-Охотоморской подзоне маловероятен. Во втором - отказался делать экспертизу по делу, объяснив это тем, что не вел научно-исследовательских работ на снюрреводном промысле в данной подзоне. Спрашивается: на чем основан первый вывод, если не было исследований? Однако судья приняла во внимание только первое письмо. Второе - нет.
Другой пример. В судебном процессе капитан и тралмастер СТР «Чапаево» профессионально, на основе своего опыта объяснили, что вылов 150 тонн в два замета данному судну вполне по силам. Судья их показания отмела – как «не согласующиеся». А не согласовались они в одном незначительном вопросе. Во время промысла на снюрреводе порвалось несколько ячей. Капитан на суде сказал, что 5. Тралмастер – что 2.
Судно - сложный механизм. На нем каждый день что-то ломается, чинится. Спустя месяцы мелкие детали не вспомнишь точно. Тем более что порванные ячеи не имели отношения к делу. Но судья посчитала это «важным».
На повторном рассмотрении дела представители СК БСФ привели много таких примеров работы судьи Е. Лобановской. Звучали и другие интересные факты.
Эксперты идут в бой
Как утверждают дознаватели, капитан СТР «Чапаево» Дмитрий Песчаный указал в промысловом журнале невероятные цифры. По его записям заметы продолжались примерно по 1,5 часа. По заключению экспертов, которые были привлечены органом дознания, длительность одного промыслового усилия снюрреводом должна составлять до 3,5 часа.
«Да меня выгонят к черту из компании за несоответствие, если буду столько времени делать заметы. Что же я тогда наработаю?» - сказал на суде капитан.
В тех же экспертизах написано, что время выборки снюрревода на борт судна составляет 30-40 минут. СК БСФ предоставила видеозапись с судна похожего типа, которая показывает, что этот процесс занимает около 3 минут.
«Я готов дискутировать со специалистами, которые делали экспертизы для органа дознания, и доказать свою правоту», - заявил Д. Песчаный. Только никто из них не пришел, как и на прошлый судебный процесс.
А вот специалист Александр Овчарук, которого пригласила защита, не боится ходить в суд и отвечать на вопросы. Это не осталось для него безнаказанным.
Немного о личном
После первого суда на работу к А. Овчаруку демонстративно явился работник полиции, который устроил Александру Николаевичу то ли опрос, то ли допрос. Кому это было нужно, стало понятно при повторном рассмотрении дела, когда военный прокурор заявил о необъективности А. Овчарука. По его словам, полиция выяснила, что Овчарук лично знаком с директором СК БСФ А. Литвиненко. Такой вывод основан на факте, что компании Овчарука и Литвиненко состоят в одной рыбацкой ассоциации. Да, состоят, как десятки других компаний. Естественно, их сотрудники не раз встречались на одних совещаниях, знают друг друга и в лицо, и по фамилии. Тем более Овчарук 30 лет отработал в отрасли, потому знаком не только с Литвиненко. И это говорит о его личной заинтересованности? Подобные умозаключения, мягко говоря, притянуты за уши.
А вот объективность отдельных экспертов, привлеченных органом дознания, действительно под вопросом. Например, старпома судна «Икларанд», которое, как и «Чапаево», было задержано за незаконный промысел минтая в начале года. Дальнейшая судьба «Икларанда» и его экипажа сильно зависела от пограничников. Разве это не причина личного интереса дать экспертное заключение под диктовку дознавателей?
Система непобедима
В этом деле есть еще много любопытного, о чем стоило бы рассказать. Но пора уже перейти к развязке - к новому решению городского суда.
Рассмотрев дело повторно, городской суд Петропавловска опять признал СК БСФ виновной, постановил ее оштрафовать, конфисковать СТР «Чапаево» и продукцию, которой у компании давно нет. Приговор получился даже более суровым, чем в прошлый раз.Чудес не бывает. Российская Фемида не идет на попятную. Теперь ясно, с какой целью дело вернули на новое рассмотрение: чтобы подчистить в нем все изъяны, которые могут служить основанием для нового обжалования. Рыбакам снова дали понять: воевать с системой бесполезно. Финал всегда один. А прав ты или нет, шумишь или молчишь в тряпочку – уже неважно.
Руководитель СК БСФ А. Литвиненко, выступая на суде, предложил наградить начальника СВПУ Р. Даербаева медалью «Защитник Отечества» за «героические» усилия, которые тот потратил на СТР «Чапаево». Предлагаю Александру Яковлевичу другой вариант: пока судно не конфисковано, переименовать СТР «Чапаево» в «Генерала Даербаева», чтобы увековечить эту историю на века.
Кирилл Маренин,
«Сompromat41», 22.08.2012