Ф. Тумусов
Ф. Тумусов

— Против меня голосовали 14 депутатов. Я хочу сказать, что они знают, что я знаю, кто они. Егор Борисов, председатель правительства РФ

Ну вот, собственно, и все.

Долгим кадровым интригам, державшим в напряжении чиновников, журналистов и энную часть населения, живо интересующуюся политическими перипетиями, будоражащими нашу республику, пришел конец. Последняя сессия парламента окончательно расставила чиновничий аппарат по местам. Последние портфели были розданы, последние кадровые передвижки завершены, последние гадания на кофейной гуще себя исчерпали. Одно новое лицо в кабинете министров и все оставшиеся — старые, только перетасованные с места на место.

 

У ЯКУТИИ — ВИЦЕ-ПРЕЗИДЕНТша

С конца прошлой недели стало известно, что слухи о внесении кандидатуры Евгении Михайловой на пост вице-президента Якутии подтвердились. Вячеслав Штыров и в самом деле предложил депутатам избрать именно Евгению Исаевну, освободив ее от исполнения обязанностей зампреда правительства. Тут надо подчеркнуть, что в ситуации с вице-президентом речь идет именно об «избрании», а не об «утверждении», как в случае с членами кабинета министров. По Конституции республики (исправленной в прошлом году), президент республики вносит кандидатуру на пост вице-президента в парламент, но избирают его депутаты. В случае с членами правительства депутаты только одобряют или не одобряют внесенную кандидатуру. Если не одобряют, президент может внести ее повторно. Или назначить и.о., а потом внести (как, например, было в случае с Василием Грабцевичем). А то и вовсе распустить несговорчивый парламент...

Изначально существовали вполне реальные опасения, что кандидатура Евгении Михайловой не пройдет. Отношения теперь уже бывшего зампреда правительства с депутатами как-то не складывались. Причем независимо от созывов. Ее кандидатура с боем (то бишь не с первой попытки) проходила на пост министра образования в 1996 году. В 2002 году депутаты отказались с первой попытки утвердить Михайлову зампредом правительства. Большие претензии по линии, курируемой Евгенией Михайловой, были в последние годы (образование и здравоохранение). Вспомним хоть тот же товарный кредит по «Сименс», взятый Минздравом под бюджетные обязательства, но без согласия на то парламента.  

Тем не менее грозная тень президента, стоило ей упасть на парламент, мигом заставила умолкнуть ропот недовольных. При обсуждении кандидатуры Евгении Михайловой на комитетах парламентарии вели себя очень скромно, а когда дело дошло уже до сессии и до выступлений перед голосованиями, даже не стали задавать вопросов. Обсуждение превратилось в вялое пережевывание достоинств Евгении Михайловой, против которых никто, собственно, и не возражал. Да и что там возразишь, когда отдельные депутаты (как, например, Климент Иванов) объясняли, что вице-президентом надо выбирать Михайлову уже потому, что:

— Вот посмотрите на нее — интересно слушать и любо смотреть!

…Но тут пришел Ржевский и все опошлил.

То есть, простите, взял слово Тумусов.

И началось!

Надо сказать, что все последние выступления Тумусова по кадровым вопросам делаются по одному стандарту. Сначала депутат сообщает, что будет голосовать по предложенной кандидатуре, а потом добавляет, почему бы он этого на самом деле не сделал. На сей раз Федот Семенович пошел дальше. Пообещав голосовать за Михайлову, он добавил:

— Скажу словами из известной русской поговорки: она, конечно, на букву «с», но это наша на букву «с».

Какую именно поговорку имел в виду Федот Семенович, сказать трудно. Но, судя по остекленевшим глазам отдельных депутатов и разъяренным крикам с места, большинство сразу подумало про вольный перевод на «великий и могучий» знаменитой фразы президента США Рузвельта. Прозвучала она в адрес никарагуанского диктатора Самосы и на русском звучала так: «Он, конечно, сукин сын, но это наш сукин сын!»

Но одно дело — говорить о диктаторе, втягивающем не только свою, но и чужую страну в неприятности, но бросить которого нельзя. Другое дело — отозваться подобным образом о женщине в стенах парламента.

Евгения Михайлова молча переплетала пальцы в узел. Депутаты недоуменно гудели.

— Это недопустимо в парламенте! — в сердцах кричала Альбина Поисеева. — Это какое-то женоненавистничество. В прошлом году Федот Семенович говорил: «У нас есть министр и депутат на букву «п» (видимо, имея в виду министра Песковскую и депутата Поисееву), теперь такое! Вы женоненавистник!

Ньургун Тимофеев попытался было погасить конфликт в зародыше. Чуя, что сейчас Тумусова начнут бить, и, как говорилось у Ильфа и Петрова, «может быть, даже ногами», спикер предложил все претензии к «женоненавистнику» обсудить отдельным вопросом. Свою точку зрения спикер выразить затруднился, заявив, что просто отвлекся и прослушал эпитеты «от Тумусова». Но было поздно.  

Депутат Александр Дудников, хмурясь, заявил:

— Делать вид, что ничего не произошло, не стоит. Федот Семенович на наших с вами глазах обидел человека. Он обязан извиниться. Если он не желает этого делать, за него должен принести извинение депутатский корпус.

Федот Тумусов не то в запале, не то не осознав всей двусмысленности того, что ляпнул, бодро ответил:

— Я, конечно, готов принести извинения. Я извиняюсь, Евгения Михайловна, если вас обидел. Но я не это имел в виду. Каждый понял произнесенное мной в меру своей испорченности. На букву «с» есть еще много слов.

После этого депутаты разозлились по-настоящему. Ведь получается, что своим извинением Тумусов выставил грубиянами, оскорбляющими без пяти минут вице-президента, всех, кто на него ополчился. В адрес депутата полетели гневные реплики с мест. Самым жестким образом выступил Юрий Заболев.  

Взяв слово, первый вице-спикер заявил:

— Вы, Федот Семенович, в моих глазах упали очень низко. Вы оскорбили женщину. Вы тут поговорки в ход пускали, я вам тоже поговоркой кое-что скажу. Вы опустили мнение о себе для меня ниже уровня городской канализации… Не надо брать пример с Жириновского, вы другую партию возглавляете.

Услышав заветное слово «партия», с места забуянил будущий главный «единоросс» Якутии Михаил Эверстов, не в силах больше сдерживать праведный гнев. Когда спикер Тимофеев поинтересовался, почему глава парламентских «единороссов» кричит с места и боится взять слово, Михаил Ильич обрушил свой гнев уже на спикера:

— Я никого не боюсь! Но когда некоторые депутаты некорректно выступают, вы на них голос повышаете, авторитетом давите. А тут даже реплику не сделали!

До Тумусова начало доходить, что в предвыборный год он подставился не только сам, но и подставил партию, которую представляет. Взяв слово, лидер республиканского отделения партии «Справедливая Россия» попытался оправдаться.

— Я приношу мои извинения. Я ничего плохого не хотел сказать. Я имел в виду, что она саха, но она наша, сунтарская.  

Его, однако, уже не слушали.

…После скандала «с буквами» обсуждение кандидатуры Евгении Михайловой на пост вице-президента само собой скомкалось. Депутаты решили перейти к голосованию. Результат: 67 бюллетеней, 57 голосов «за», 9 против, 1 воздержался.

Впервые в истории республики вице-президентом стала женщина. К светящейся от счастья Михайловой немедленно кинулись с двух сторон с букетами наперевес президент республики Вячеслав Штыров и спикер парламента Ньургун Тимофеев.

 

ВСЯ ПРЕЗИДЕНТСКАЯ РАТЬ

Далее приступили к согласованию кандидатур на последние места в кабинете министров. Ни интриг, ни обсуждений, ни споров тут уже давно нет. С прошлой пятницы фамилии потенциальных назначенцев были известны депутатам и части общественности и никакого протеста или отторжения у парламента не вызвали. Да и о каком протесте может идти речь? В следующем году срок заканчивается, переизбираться надо!

На 14 марта 2007 года не занятыми оставались следующие посты.

Первый зампред правительства — и.о. Василий Грабцевич, внесенная президентом кандидатура — Василий Грабцевич.

Зампред правительства по гуманитарным вопросам — и.о. Евгения Михайлова, внесенная президентом кандидатура — Юрий Киприянов (прежде работал заместителем руководителя администрации президента и правительства).

Министр финансов — и.о. Вадим Новиков, внесенная президентом кандидатура — Вадим Новиков.

Министр экономического развития — и.о. Виктор Ефимов, внесенная президентом кандидатура — Алексей Стручков (прежде работал министром промышленности).

Министр имущественных отношений — и.о. Галина Макарова, внесенная президентом кандидатура — Виктор Ефимов (прежде работал министром экономразвития).

Министр сельского хозяйства — и.о. Андрей Самсонов, внесенная президентом кандидатура — Роман Дмитриев (прежде исполнял обязанности главы муниципального района «Нюрбинский»).

Последнее «бесхозное» министерство — промышленности — в согласовании кандидатуры министра с парламентом не нуждалось. Как нам сообщили уже позже, накануне выхода номера, указ о назначении министром промышленности республики бывшего первого зама Алексея Голубенко уже готовится. Не исключено, что еще вчера вечером он и был подписан. Надо сказать, поначалу планировалось, что согласованию будет подлежать кандидатура министра промышленности, а не сельского хозяйства. Но потом под давлением депутатов все переиграли.

Из «новичков» в правительстве — Юрий Куприянов и Роман Дмитриев. Первый, как уже говорилось, трудился на посту заместителя руководителя администрации президента, то есть фактически замом Александра Акимова. Второй был два года назад избран руководить Нюрбинским улусом, где начинал когда-то трудовую деятельность простым кочегаром, и с готовностью променял выборный пост на предложенную президентом должность. Впрочем, может быть, родной Нюрбе от этого будет только лучше. Насколько «захорошеет» другим улусам, еще увидим.

Так называемые горизонтальные передвижки, когда министра промышленности меняют на министра имущественных отношений, а министра имущественных отношений — на министра экономического развития, несколько озадачили, но не удивили. После путинских рокировок, когда министр юстиции с утра просыпается генеральным прокурором, а генеральный прокурор — министром юстиции, это уже неудивительно. Президент, впрочем, попытался внушить, что для Стручкова назначение в Минэкономразвития — это серьезное повышение. А для Ефимова должность главы МИО — и вовсе демонстрация высокой степени доверия, потому что у министерства этого будет особый статус. Он и подотчетен теперь будет даже не зампредам, а исключительно председателю правительства. Но на эти акценты депутаты уже особого внимания не обратили.

Представления президентом новых и новых-старых назначенцев выглядели дежурно и даже как-то блекло. Еще более блекло на их фоне выглядели депутаты, которые стеснялись задавать вопросы назначенцам и ограничивались пожеланиями в их адрес и официальным засвидетельствованием своего «одобрям-с». Итоги голосования тоже никакого удивления не вызвали. За всех проголосовали как надо, и даже провалившийся месяц назад Василий Грабцевич набрал приличное количество голосов «за» (см. таблицу голосования).

Напоследок стоит уточнить. Один кадровый вопрос еще остался: кто возглавит Госкомитет по торговле и материальным ресурсам? На момент выхода номера им продолжал руководить Родион Федоров.

Что касается экс-министра имущественных отношений Галины Макаровой, то она вылетела в Санкт-Петербург, где возглавит Якутское постпредство вместо Андрея Пахомова, отозванного ранее, чтобы, в свою очередь, возглавить Министерство науки и профессионального образования. По нашей информации, Галина Макарова сама просила о переводе в Питер.

Вот теперь, собственно, республику можно поздравить с новым правительством.

Исполнительная власть закончила лепить себя.

Из того, что было.

 

Виталий Обедин,

«Якутск Вечерний», № 10.