23 сентября продолжилось служебное расследование по факту неприятнейшего инцидента, случившегося в ночь на 21 сентября в акватории Авачинской бухты на Камчатке. В атомную ракетную подводную лодку «Святой Георгий Победоносец» врезался рыболовный сейнер «Донец», экипаж которого был в стельку пьян.

 

  

АПЛ «Святой Георгий Победоносец»
АПЛ «Святой Георгий Победоносец»

 

На этой субмарине в сентябре 2008 года побывал президент РФ Дмитрий Медведев, и это было главным гвоздем его визита на Камчатку. В результате ЧП смертельного ничего не произошло. Никто не погиб, реактор АПЛ остался целым. Но, по данным автора,  на подлодке в борту пробита главная балластная цистерна. Лодке, скорее всего, придется становится в док для ремонта. На это уйдет не одна неделя. Хотя ее могут балластными цистернами наклонить на один борт, чтобы второй осмотреть и попытаться заварить дыру, не становясь в док. Так или иначе, ремонта не избежать.

 

Военные традиционно всю информацию вокруг этого события покрыли завесой тайны, и только после того как журналисты разнюхали про случившееся, неохотно подтвердили факт «навигационного инцидента». По всей видимости хотели скрыть от общества этот случай. Сегодня к разбирательству приступили военная и транспортная прокуратура.

 

Однако, вернемся к самому инциденту. Как же все произошло? В огромной Авачинской бухте есть одно место (т.н. район Моховой), примерно в 800 м от берега со стороны Петропавловска-Камчатского, куда периодически становятся подлодки и корабли для размагничивания. «Св. Георгий Победоносец» пришвартовался к двум «бочкам» 20 сентября. «Бочки» - это большие поплавки на якорях к которым можно пришвартоваться.

 

Около 2 часов ночи 21 сентября вахтенные заметили, что от пирса отходит какое-то судно. Потом оно слилось с береговыми огнями и второй раз его заметили, когда от него до лодки оставалось примерно 400 метров. В сторону приближающегося судна пускали сигнальные ракеты, пытались на рыбацкой радиоволне выйти на связь с экипажем.

 

Рулевой сейнера «Донец» заметил субмарину, но было поздно. Он успел дать задний ход и погасить скорость. Но по инерции сейнер навалился на подлодку, пробив ее легкий корпус на уровне ватерлинии: попал аккурат в главную балластную цистерну. Потом экипаж «Донца» будет говорить, что они расходились правыми бортами с траулером «Кормчий» и не заметили черную субмарину, на которой горели ходовые огни.

 

Подводники повыскакивали в страхе на палубу ракетоносца, а потом высадились на борт сейнера и увидели, что команда РС «Донец» пьяна в дым. Это все они сняли на фото и видео. По данным автора, подводники хорошо намяли бока алкашам. Сейнер выходил в рейс на рыбалку. Разрешение на выход из бухты ему дали с пункта «Восход» сами военные, которые полностью контролируют выход и вход судов в Авачинскую бухту. Но, видать, по рации не предупредили, что на пути у рыбаков будет АПЛ. Или сами военные «Восхода» не знали, что лодка стоит в пункте размагничивания, или в эфире нельзя разглашать такие «секретные» сведения.

 

Однозначно ясно, что если бы скорость у траулера была побольше, то он своим форштевнем мог бы вспороть  прочный корпус. Также это свидетельствует о легкой уязвимости подводных атомоходов. При желании на судно типа РС водоизмещением 380 т можно погрузить примерно 80 т груза. Рыбы, а можно и взрывчатки. И оставить от субмарины кучу металлолома, а также на долгие годы радиоактивное заражение водной акватории...

 

Справка «МК»

 

К-433 «Святой Георгий Победоносец» - атомный ракетный подводный крейсер стратегического назначения проекта 667БДР «Кальмар». Базируется на ТОФ в г. Вилючинск. Заложена 24 августа 1978 года в Северодвинске под наименованием К-433, спущена на воду 20 июня 1980 года, вошла в состав Северного флота 31 декабря 1980 года, перешла в состав Тихоокеанского флота 3 ноября 1983 года. 15 . В 1998 году по ходатайству личного состава экипажа, с благословения Патриарха Московского и всея Руси Алексия II приказом ГК ВМФ от 15.09.1998 года № 035 было присвоено почетное наименование «Святой Георгий Победоносец».

 

Надводная скорость: 14 узлов

Подводная скорость: 24 узла

Рабочая глубина погружения: 320 - 400 метров

Предельная глубина погружения: 560 метров

Автономность плавания: 90 суток

Экипаж: 130 человек

Вооружение: 16 баллистических ракет (по 3 боевых блока 200 кт в каждой МБР), торпеды.

Лодка считается устаревшей. До 2014 года все АПЛ этого типа планируют вывести из боевого строя. С 1992 года по июль 2003 года лодка очень долго ремонтировалась.

 

После 11-летнего простоя в ремонте на заводе «Звезда» в Большом Камне над субмариной взяла шефство Русская Православная церковь. Договор со стороны Русской православной церкви с экипажем подписал митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл. Пять дальневосточных епархий РПЦ обещали осуществлять регулярную финансовую помощь атомному крейсеру. Первый взнос обещался сделать сам митрополит Кирилл. Выполняются ли обязательства со стороны РПЦ, автору неизвестно. Кстати, лично мне как автору непонятно почему святые отцы берут шефство на подлодкой и 16 ядерными ракетами, являющимися средствами массового уничтожения.

 

Особой любовью к оружию отличался бывший камчатский епископ Игнатий. Он даже на подлодке совершил поход подо льдами Арктики. И освящал любое оружие…

 

Встреча с капитаном сейнера

 

22 сентября автор этих строк с трудом нашел на территории камчатской судоремонтной верфи РС «Донец» и застал капитана Гайдамовича Казимира Чеславовича и механика сейнера в очень сильном опьянении. На меня они натравливали двух собак, не давали делать фотосъемку. Капитан постоянно надевал на лицо капюшон куртки. И был в очень подавленном состоянии. Еще бы! Лучше бы он врезался в пирс, в другой корабль. А тут угораздило в атомную субмарину!

 

РС представляет из себя абсолютно ржавую посудину, 1976 года постройки. Судовладелец - ООО «Рыбное». По телефону фирмы мне ответила девушка, представившейся «уборщицей», которая не знает, как зовут руководителя и где его можно найти. Судя по всему, судно абсолютно браконьерское, работающее под чьей-то крышей. В Петропавловске-Камчатском есть немало судов, которые выходят в море на 2-3 дня, наловят незаконно рыбы, а потом сдают ее на рыбные рынки и в магазины. Контролирующие и правоохранительные органы за взятки закрывают на все глаза, потому как с каждого килограмма рыбы платится определенная мзда. Столкновение рыбацкого сейнера с атомной подлодкой на Камчатке произошло впервые. В мировой практике были разные случаи аварий, когда субмарины врезались друг в друга, в другие надводные суда и пристани. Каждое такое ЧП тщательно расследовалось.

 

Рыболовный сейнер «Донец»
Рыболовный сейнер «Донец»

 

Мой знакомый подводник Александр Иванов любит повторять, что «дурак страшнее диверсанта». А пьяный дурак, да еще за штурвалом страшнее вдвойне. Что и показал случай на Камчатке. И субмарину не уберегли святые угодники.

 

Поскольку представился случай, автор считает нужным упомянуть об одном инциденте, который был тщательно скрыт от СМИ и общественности военморами. После гибели в 2000 году АПЛ «Курск» все подлодки поставили на «привязь», и больше года они никуда из баз не выходили. Но ведь им нужно ходить в моря, повышать боевое мастерство, да и лодки сделаны для патрулирования «оружия возмездия». На Камчатке после длительного простоя осенью 2002 года в море вышли два подлодки «Самара» и «Петропавловск-Камчатский». Вскоре многоцелевая АПЛ «Самара» вернулась в базу с пробоиной в борту. Лодку пришлось доковать, на Камчатку прилетали главком ВМФ, представители завода и пр. комиссии. Похоже, В. Путину не доложили о пробоине. Откуда она взялась? Ответ военные держат до сих пор в строгом секрете, и говорят, что это какая-то мистика: чуть ли не какой-то неопознанный подводный объект, атаковавший лодку.

 

Автор этих строк узнал правду совершенно случайно. Как всегда за столом с рюмкой водки оказался бывший подводник, служивший на АПЛ «Петропавловск-Камчатский». Он и поведал, что «Самару» торпедировала их подлодка. Кто-то неверно выставил параметры торпеды, которая должна была пройти намного ниже «Самары». Но «чушка» угодила ей в борт, проделав в легком корпусе и выгородке гидроакустической станции огромную дыру. Вместо боезаряда на торпеде была железная болванка. Командиру «Петропавловска» за стрельбы поставили пятерку. А ведь могли и утопить «Самару», если бы в прочном корпусе появилась хоть маленькая трещинка.

 

Игорь Кравчук,

«МК на Камчатке», №39, 28.09.11

http://kamtime.ru/node/1726

.