И. Джуляк (третий слева)
И. Джуляк (третий слева)

Вопрос, который давно висит над нашей страной, все не находя ответа, способного что-то изменить: почему множество отличных идей, так хреново реализуются, что от изначально заложенного в них смысла почти ничего не остается?

 

Конечно, я не претендую на глубинный анализ и выдачу рецептов - у меня есть всего лишь несколько теорий по этому поводу. Зачем они нужны и к чему их публиковать? Да просто для того и потому, что подумать об этом не плохо бы всем и, быть может, отыскать верные ответы, от которых зависит наше общее будущее.

 

Первая сложность нашего уравнения, в огромной разности между мышлением руководителей и исполнителей. Может быть, корень проблемы в достоинствах великого и могучего русского языка, допускающего многовариативность трактовки одних и тех же слов. Мы же с вами прекрасно понимаем, что Президент или Премьер могут вкладывать в отдельные слова один смысл, а министры и губернаторы слышать совершенно иной. Одна и та же ситуации ими может восприниматься по-разному. Я не раз это наблюдал лично.

 

Некий руководитель собирает совещание о каких-нибудь новых инновационных подходах в деятельности руководимого учреждения и начинает усердно «нагибать» своих подчиненных за то, что они все делают не так.

 

Подчиненные выходят с совещания и понимают, что им за что-то круто вставили и есть все основания полагать, что это только начало жестких сессий на жестком ковре руководства, но при этом не вполне понимают, что же вызывает такое «возбуждение» босса, и начинают ломать голову над вариантами ловкого ухода от грядущих насильственных действий. А паника не лучший советчик. Да и просто в силу возраста или своеобразия мышления они искренне тужатся, но не могут постичь сверхидею начальства, и, следовательно, пути ее реализации находятся для них в густом тумане. От этого очень много проблем.

 

Самое тревожное, что это ситуация не регионального, а всероссийского масштаба. Президент внес проект, его министры внесли в него собственные коррективы, спустили в регионы, где его еще не однократно тщательно переосмыслили, спустили в районы, а там покрутив невнятную директиву, привычно создали пару еще менее вразумительных бумаженций и бодро отрапортовали начальству. Это не преувеличение, а повседневная реальность.

 

Во-вторых, у нас управление на местах, зачастую принимает формы местечкового самодурства, которое, подобно троянам и вирусам, настолько грузят устаревшие процессоры и материнские платы административной системы, что любая идея зависает и уходит в карантин….навсегда. Причем это касается всех сфер нашей жизни и деятельности. Зайдите, например, в налоговую инспекцию в каком-нибудь отдаленном районе. Там сидят не просто чиновники, а центры мироздания, вокруг которых крутится-вертится все сущее.

 

Маленькая власть над людьми, как радиация, приводит к таким мутациям самомнения, что процесс упоения от собственного величия позволяет им попросту забить на выполнение четко прописанных функций.

 

Я вам не открою секрет, рассказав, что во многих бюджетных учреждениях поселков, вас могут не принять только потому, что вы чем-то не понравились. Какие на фиг обязанности и инструкции, когда в душе чиновничьей столь сложные и захватывающие процессы любви и ненависти к народонаселению бушуют. Людям приходится лебезить, чтобы не прогневать сельских мини-богов, муниципальных небожителей и региональных Зевсиков.

 

В-третьих, вполне закономерная в свете всего вышесказанного, чрезвычайно низкая производительность труда чиновников и работников бюджетной сферы. Иногда, заходя в какое-нибудь учреждение, ощущаешь погружение в царство Морфея, где все неспешно, как во сне и столь же бессмысленно – здесь свои законы, презревшие земную логику, как анахронизм. Здесь принято до обеда попить со всеми кофе и поиграть в «свиноферму», узнать что нового у всех одноклассников, их друзей и друзей их друзей, а после, зевнув устало, брезгливо сварганить какую-нибудь бумаженцию, украсив ее печатью и на том считать свой день не зря прожитым. Здесь бумаги порождают другие бумаги и все с таким глубокомыслием вовлечены в бессмысленные хлопоты, что создается иллюзия созидания чего-то очень значимого и важного. Пока не приглядишься и не поймешь, что это на полном серьезе, талантливо срежиссированный театр абсурда.

 

Решение всех этих проблем не в создании новых инструкций – их и без того больше, чем звезд во вселенной. Решение в изменении сознания людей и чиновников. Это не оговорка – чиновникам еще сложней, ведь им необходимо опять становится людьми. Нам просто необходимо создание нового класса «государевых людей», которые полученную власть будут максимально эффективно использовать для благо граждан, их труд оплачивающих. Они должны говорить на одном с нами языке и найти толмачей для общения между многочисленными инакоговорящими ведомствами, а лучше всем вместе принять русский язык в качестве основного средства общения.

 

Главным критерием их работы должно быть количество проблем, которые они решили или конкретные продукты, которые произвели, а не талантливо написанный отчет. Конечно, пока это скорее наивно идеалистическая картина чиновничьего мироздания. Но таким оно станет уже через 10-20 лет, если прямо сегодня начать строить этот «новый мир» справедливых законов и законопослушных их исполнителей.

 

Иван Джуляк,

начальник штаба МГЕР Хабаровского края.

http://dip27.livejournal.com/176399.html

.