Интервью заместителя председателя правительства РФ - полномочного представителя президента РФ в ДФО Юрия Трутнева телеканалу «Россия-24» |
|
- Давайте традиционно мы подведем итоги 2024 года: каким он был для Дальнего Востока и Арктики.
- Он, наверное, был сложным, как для всей нашей страны. Но все основные векторы сохранились. Вы помните, что Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин определил развитие Дальнего Востока национальным приоритетом.
Вот ровно в рамках этих положений мы и движемся. Дальний Восток сегодня по притоку инвестиций опережает среднее значение по Российской Федерации в два раза, по строительству в три, в общем все это понятно почему: потому что 79 законов, которые приняты по поручению главы государства, работают.
Работают территории опережающего развития, работает свободный порт Владивосток и многое-многое другое.
Это не значит, что нет сложностей, их всегда достаточно. Но развитие Дальнего Востока мы сохраняем и будем делать все возможное, чтобы оно и дальше было таким флагманским направлением в развитии нашего государства.
- Говоря об инвестициях, вы уже назвали числительный показатель, насколько увеличилось в чистом виде, какова сейчас цифра притока в 2024 году, и как Вы считаете, эту тему мы тоже уже обсуждали во время Восточного экономического форума, насколько сегодня те преференции, те режимы преференциальные, которые есть на Дальнем Востоке, конкурентоспособны по сравнению с другими, например, в странах АТР?
- Давайте начнем с результатов года: 900 миллиардов рублей - чистый приток инвестиций, 171 новое предприятие построено, создано 19 тысяч рабочих мест.
Что касается конкурентности наших режимов, то если бы они не были конкурентны, то инвестиции бы к нам не шли. Здесь закономерность абсолютно четкая. Причем, скажу Вам честно, у нас и объем иностранных инвестиций не снизился.
Я не буду вам рассказывать, что какие страны, вдруг там начнут наши недруги опять искать, обвинять в чем-то, но приток иностранных инвестиций на Дальний Восток сохраняется.
- Если говорить про основные направления работы, вы уже не единожды подчеркивали, что самое главное - это исполнение всех социальных обязательств. Социальная инфраструктура сейчас как развивается на Дальнем Востоке?
- Наверное, две важнейшие линии. Первая - это инструмент единой президентской субсидии. Он у нас работает уже несколько лет и позволяет максимально быстро реагировать на любые запросы территории. Это в прямом диалоге с губернатором происходит. Всего сегодня объектов, построенных в рамках единой президентской субсидии, 1900,в том числе 233 школы, в общем, - школы, больницы, детские сады, все, что прежде всего вот сейчас нужно людям.
Но есть вторая линия - стратегическая, это мастер-планы городов, потому что мастер-планы городов, принятые по поручению Президента, это, по сути дела, новый Дальний Восток. Это Дальний Восток, где состоялись встречи с людьми, отобраны самые важные объекты. Сейчас есть поручение Президента включить все мастер-планы в национальные проекты новые. Мы сейчас этим активно занимаемся с нашими коллегами. Тоже не очень все просто, но я думаю, что победим.
- Кстати говоря, о победе. Очень активно регионы Дальнего Востока помогают сейчас в восстановлении новых территорий и вообще в целом ходу СВО. Каким был 2024-й?
- 2024 год, если говорить о поддержке, о строительстве, о поддержке специальной военной операции, то мы, как и в предыдущем году, делали все возможное. Вы знаете, здесь мне никого особо призывать и убеждать не приходится: люди понимают, что они делают, понимают значение этой работы. Все субъекты Дальнего Востока взяли свои подшефные территории в ДНР и контролируют это лично.
То есть выезжают лично в зону специальной военной операции, проверяют качество, проверяют сроки. Я тоже езжу, но я могу сказать, что у меня не было ни одного замечания, например, по задержке или срыву срока. Честно скажу, бывает иногда вот на традиционных (дальневосточных) территориях, а на новых не бывает. То есть ни одного раза за все время работы не было, чтобы мы что-то по срокам сдвинули или что-то сделали плохо. Это большая, очень важная работа, потому что вот когда о ней говоришь, что встают перед глазами новые дороги вместо разбитых бомбами, новые здания школ, детских площадок.
Детские площадки, вообще вот если говорить обо мне, о моих субъективных впечатлениях, то, конечно, самые яркие связаны с парками культуры и с детскими площадками в городах. Вроде небольшая работа, немного денег, но, когда ты видишь, что в территории, где еще недавно гремели взрывы, дети располагаются на детской площадке и висят на всем, на чем висеть в принципе можно, это здорово. Это совершенно изменяет настроение у нас, у людей, которые там живут.
Я могу даже сказать, что наши дальневосточные территории, когда они занимаются этим шефством, у нас уже были случаи, когда мне звонил Пушилин, глава Донецкой Народной Республики, и говорил, Юрий Петрович, давайте мы вот тот шефствующий субъект уберем на другую территорию. Я говорю, что случилось? Он говорит, вы знаете, они все там сделали, вот там все хорошо, в Кировском уже нормально. А можно мы их передвинем на другое муниципальное образование? Если вы уверены, что так хорошо, то давайте передвинем.
- Я правильно понимаю, что в том числе еще и жители, и чиновники Дальневосточного федерального округа также и участвуют в СВО?
- Ведь вы имеете в виду сейчас поездки? Смотрите, мы исходим из того, что не должно быть грани, что если ты чиновник, начальник, то ты должен сидеть в кабинете, а если ты не начальник, то ты должен воевать в зоне специальной военной операцию.
Эта история у нас длится уже около двух лет. Всего в зону специальной военной операции в качестве добровольцев у нас сходило 40 человек (прим. - в составе добровольческих формирований Минвостокразвития России): 4 заместителя полномочного представителя Президента, некоторые заместители полпреда у нас воюют сейчас, некоторые уже вернулись и вернулись с наградами. Слава Богу, все живы и здоровы.
У нас есть замполпреда, он врач по специальности, он проводит отпуска в госпиталях прифронтовых. Мы все это делаем от души, делаем потому, что мне кажется, это надо. Точно так же и моим коллегам кажется, что это надо. Никого не приходится тащить за шиворот, убеждать. Ну а я всем благодарен за эту работу.
- Владимир Путин в этом году продлил действия льготной ипотеки на Дальнем Востоке под 2%, но судя по тем заявлениям и новостям, которые мы видим, в последнее время, видимо, все идет не очень гладко, и вы уже давали соответствующее поручение разобраться, в чем же дело. Так разобрались ли вы?
- Банки хулиганят. Они занимают позицию, что им это не выгодно. Я думаю, что мы с этой позицией справимся. Я разговаривал два дня назад с Михаилом Владимировичем Мишустиным. Мы договорились, что я внесу предложение, а он переговорит с коллегами, постарается их убедить в том, что поручение Президента Российской Федерации выполнять надо всем.
- Другая большая тема - это Северный морской путь. Какие были у нас итоги по окончанию 2024 года и к каким перспективам мы идем в 2025 году?
- Северный морской путь - огромный проект. Объем перевозок по Северному морскому пути увеличивается. Он увеличивается не в той, скажем, динамике, на которую мы рассчитывали без санкций, но и несмотря на санкции, он продолжает расти.
Нам очень много предстоит сделать для Северного морского пути, поэтому нам сейчас пока вполне достаточно работы.
Мы должны построить 10 ледоколов, должны построить 4 центра спасения, 46 вспомогательных судов, спутники должны запустить. Поэтому работы предстоит очень много, огромный план, который включает в себя деятельность практически половины Правительства. Недавно смотрели вопросы развития Северного морского пути на Морской коллегии России под руководством Николая Платоновича Патрушева. Поэтому работаем вместе и настроены на динамику, на результат.
- Как идет реализация инфраструктурных проектов вдоль всего пути?
- Есть разные подходы к инфраструктуре Северного морского пути. Мы, конечно, прекрасно знаем предложения губернаторов про Северный широтный ход, в общем, про то, чтобы обрастить Северный морской путь еще полным объемом инфраструктуры, позволяющей вывозить грузы с территории Российской Федерации.
Сегодня пока в плане Северного морского пути вот этот раздел отсутствует. То ест пока Северный морской путь, прежде всего, предназначен для транзита грузов: для транзита грузов наших инвестиционных проектов, связанных с добычей сжиженного природного газа, с добычей никеля. Это большие проекты, которые вносят очень большой вклад в экономику Российской Федерации, и нам их надо поддерживать. Хорошо ли, если мы соберем грузы со всей территории? Не просто хорошо - замечательно. Но только, понимаете, это нельзя сделать какой-то одной командой.
Я внимательно изучал экономику целого ряда проектов, она пока не сходится. То есть хотелось бы построить железную дорогу, которая вывозила бы грузы по коридору «Урал промышленный - Урал полярный»? Конечно, да. Но мы посчитали все. Мы посчитали лес, месторождения полезных ископаемых. И получили тот результат, который нас пока не удовлетворяет. Будем работать еще.
- Кстати говоря, о вывозе грузов с нашей территории, с территории нашей страны. Пару лет назад была большая проблема на Дальнем Востоке с тем, что не хватало и нужно было расширить те самые узкие места для того, чтобы вывозить грузы. Как сейчас дела обстоят?
- С оперативными проблемами мы скорее справились. Порты выполняют необходимую работу и справляются с значительно возросшей нагрузкой. Что касается Восточного полигона, что касается железных дорог, здесь все не так радостно. Но это, наверное, тоже естественно, потому что увеличить пропускные возможности огромного полигона железной дороги непросто.
Эта работа ведется. Мы в Правительстве ее контролируем. Хорошо знаю, как она идет. Но сказать, что там прям прыжком увеличились провозные мощности - нет, не совсем так. Как в прошлом году, так и в этом порядка 8 миллионов тонн груза, законтрактованных от дальневосточных перевозчиков, пока не нашли своего адреса.
- Другая большая тема - это рост энергопотребления. Каков он на Дальнем Востоке и что делается для того, чтобы все необходимые мощности построить в минимальной стойке?
- Наверное, все, что связано с энергетикой Дальнего Востока, можно подвести под формулу: за что боролись, на то и напоролись. Потому что мы чего хотели? Мы хотели интенсивного экономического роста. Мы его добились? Ну, в основном, да. Важно это? Важно. Но мы же понимаем, что каждый проект требует электричества. Каждый проект требует энергии. Когда-то мы еще с господином Шульгиновым (прим. - бывший министр энергетики) обсуждали эту тему, я ему говорил, что мы в истории растем, обратите на это внимание.
Я помню его дословные слова, он говорил: Юрий Петрович, вы главное обеспечите рост оборудования, объемов энергопотребления, у нас сразу снизятся тарифы, все станет хорошо и замечательно. Мы обеспечили, но хорошо и замечательно пока не стало.
По поручению Президента Российской Федерации сейчас Минэнерго разрабатывает, по сути дела, новую схему энергоснабжения Дальнего Востока. Я с ней знаком. Показатели динамики роста объемов энергии в регионах Дальнего Востока в 2,5 - 3 раза превышают среднероссийские. Но вот достаточно этого или нет: мне бы не хотелось одному принимать такое решение.
Это все-таки схема территориального размещения энергетических мощностей. Это очень серьезная история. Поэтому мы договорились с губернаторами, что мы вместе встречаемся и каждый по своей территории докладывает: хватает, не хватает - с учетом перспективных строящихся мощностей. Мы должны быть абсолютно уверены, что мы построим то, что обеспечит экономическое развитие Дальнего Востока.
- Все то, о чем вы говорите, привлекает и туристов на Дальний Восток, в том числе и иностранных. Было поручение Президента для того, чтобы упростить визовый режим и проще было гражданам из других стран приезжать смотреть Дальний Восток. Много ли их приехало в 2024-м?
- Достаточно. 183 тысячи. На 80% больше, чем в предыдущем году. Вы знаете, мы эту историю начинали еще в 2017-м первыми в России и сразу же предложили наш опыт распространить, но в это время пришел коронавирус, вся эта работа немножко притормозилась, сейчас начали вновь. И еще раз говорю, рост на 80%. 183 тысячи - это хороший результат.
География стран внушает оптимизм, потому что приезжают Кувейт, Саудовская Аравия и другие страны. Их интересует Россия. Мне кажется, это нормально и правильно.
- В завершение еще один вопрос, тоже связанный с туризмом. Для того, чтобы популяризировать эту тему и на территории стран, в том числе конкурсы проводятся - «Дальний Восток - земля приключений», например. Для чего это нужно и какой вы видите экономический эффект, может быть, от того, что стали больше ездить.
- Мы здесь не про экономику, хотя можно и там экономику поискать, но не задавался целью. Это про другое. Дело все в том, что экономический рост Дальнего Востока и его развитие обеспечивается точно не только, да и не столько Министерством по развитию Дальнего Востока или полпредством. Миллионы людей работают на результат. Они работают на своих предприятиях, на полях, строят мосты, дороги, дома. Мы должны на это не обращать на это внимание?
У нас существуют действительно конкурсы, которые дают возможность сказать людям спасибо. Конкурс «Звезда Дальнего Востока» как раз про это, по разным категориям. По категориям социального развития и экономического. Умное жюри отбирает людей, которых надо собрать и их поблагодарить. Мы так и делаем. Как отдельную категорию выделили писателей (прим. - Общероссийская литературная Премия «Дальний Восток» им. В.К. Арсеньева), тоже про экономику и тоже про социум, и отдельно выделили, естественно, категорию, связанную с освещением специальной военной операции (прим. - специальная сессия Общероссийской литературной Премии «Дальний Восток» им. В.К. Арсеньева).
Мы хотим, во-первых, людей поблагодарить, потому что они же свою душу, свой труд вкладывают в эту работу. Ну, еще один у нас такой конкурс образовался, он называется «Дальний Восток - земля приключений». И там сотни людей, которые совсем не обязательно живут на Дальнем Востоке, просто приезжают, идут в путешествия по разным территориям: по Камчатке, Сахалину, Приморью. А потом отправляют свои отчеты и соревнуются, кто лучше попутешествовал.
Скажу честно, мне этот конкурс очень нравится. Потому что, во-первых, я сам очень люблю путешествовать и считаю, что страну нельзя любить абстрактно.
Слова о том, что такое патриотизм, как мы любим страну или кто-то не любит страну, они связаны с тем, насколько мы страну знаем. Если ты что-то не знаешь, то любить очень трудно. Когда люди путешествуют по Дальнему Востоку, они видят, восхищаются им, убеждаются, насколько там много замечательных мест, то мы тоже делаем шаг в правильном направлении.