Б. Резник |
(function(w, d, n, s, t) { w[n] = w[n] || []; w[n].push(function() { Ya.Context.AdvManager.render({ blockId: "R-A-127969-6", renderTo: "yandex_rtb_R-A-127969-6", async: true }); }); t = d.getElementsByTagName("script")[0]; s = d.createElement("script"); s.type = "text/javascript"; s.src = "//an.yandex.ru/system/context.js"; s.async = true; t.parentNode.insertBefore(s, t); })(this, this.document, "yandexContextAsyncCallbacks");
|
Полагаем, он будет не менее «уникальным», чем процесс по делу дальневосточной ОПГ «Общак», где Краб выступал ключевым свидетелем обвинения. Не случайно в преддверии нового года Хабаровск посетила съемочная группа ВГТРК. Телевизионщики из Москвы, готовясь к громкому процессу, добились встречи с Крабом.
Общественный интерес к этому уголовному делу подогрели и прогремевшие на всю страну криминальные события в кубанской станице Кущевская. Ибо просматривается аналогия. Правда, если кущевских Цапков местная власть просто не трогала, то хабаровского экс-положенца Краба, на наш взгляд, рьяно пытался выгородить известный в стране борец с оргпреступностью - депутат-журналист Госдумы Борис Резник, если судить по его высказываниям и разгромным публикациям.
Сицилийский образец
Благодаря депутату-журналисту Резнику, из-под золотого пера которого вышел газетный бестселлер «Сход-развал воров в законе», Россия наконец-то узнала и о могущественном дальневосточном общаке (насчитывал 5 тыс. человек), и о дальневосточном Палермо – Комсомольске, где жил основатель этой крупнейшей в стране криминальной группировки «вор в законе» Евгений Васин (Джем).
«Он был вершителем судеб, третейским судьей, чьи приговоры не подлежат обжалованию, чье слово ввергает в трепет и страх весь уголовный мир. Вокруг Джема кучковались аж семь воров в законе», - писал Резник. Правда, его разгромная публикация появилась в июне 2008 г., когда общак был фактически разгромлен. К тому времени Джем уже семь лет лежал в могиле, а оставшиеся три дальневосточных вора в законе сидели на скамье подсудимых.
Говорят, после драки кулаками не машут. Но для г-на Резника именно в 2008 г. началась настоящая рукопашная. Правда, не с общаком, а с теми, кто, по его мнению, пытался развалить их дело (в смысле, уголовное). Такими развальщиками депутат-единоросс Резник объявил в первую голову депутата-коммуниста Госдумы Виктора Илюхина и следственное управление СКП по Хабаровскому краю во главе с его руководителем Геннадием Фатеевым.
Не будем вдаваться в подробности обвинений Бориса Резника. Они мастерски изложены и в «Сходе-развале...», и в другом его убойном бестселлере «Прислужники». После атак золотого пера Резника Виктор Илюхин едва устоял, а вот Геннадий Фатеев лишился своей должности. Зато г-н Резник еще больше прославил на всю страну уголовное дело общака, а заодно и себя пропиарил. Вот, к примеру, что сообщило одно из центральных СМИ:
«В «Известиях» появилась публикация Бориса Резника, которая приводит принципиально значимые в деле борьбы с коррупцией особенности посадок дальневосточных авторитетов. Восемь главарей преступного сообщества «Общак», которые много лет считались непотопляемыми, получили по 20-25 лет строгого режима. Резник называет событие «невероятным», поскольку правосудие преодолело «чудовищное, просто-таки бесовское сопротивление преступного мира и... старательную помощь ему в этом высокопоставленных правоохранителей и политиков».
Но еще более интересно и значимо, что при расследовании были применены методы работы, сходные с теми, которые мы описывали при рассказе о работе итальянских антикоррупционеров. Резник прав, когда называет судебный процесс в Хабаровске уникальным. Следователи не просто смогли использовать конфликт между «смотрящим» за Хабаровском Крабом и группировкой других уголовных лидеров. Они добились, что Краб и его приближенные согласились сотрудничать со следствием и дали показания в качестве свидетелей обвинения. Как пишет Резник, это впервые позволило прокуратуре возбудить уголовное дело по ст. 210 УК РФ «Организация преступного сообщества».
Рокировка фигур
К этому панегирику надо добавить лишь одно, но принципиальное обстоятельство: обвинительное заключение в отношении верхушки общака подписал именно Геннадий Фатеев (на тот момент он был замом прокурора края). Тогда почему на него ополчился Резник? Есть мнение, все дело в Крабе. Но об этом чуть позже. Пока ограничимся констатацией факта: депутат заточил перо и пошел в штыки, когда возглавляемое Фатеевым управление начало уголовное преследование ключевого свидетеля Краба. Мол, следаки пытались таким образом развалить это уникальное дело.
С этим мнением депутата трудно согласиться. Хотя бы по той простой причине, что приговор краевого суда по делу общака был вынесен в мае 2009 г., а Краб был задержан уже после завершения процесса - 18 сентября 2009 г. в Москве. После чего его доставили в Хабаровск, где санкционировали его арест. Ибо Краб был не только ценным свидетелем, но и, подчеркнем, активным членом общака!
В криминальную группировку он вошел еще в 90-е годы по приглашению «смотрящего» Виктора Киселева (Кисель). В 1996 г. тот был расстрелян киллерами средь бела дня в центре Хабаровска. После чего «смотрящим» стал Сергей Меркумьянцев (Сосед). Через пять лет его постигла участь предшественника.
С 2001 по 2004 год «смотрящим» был Краб. По версии следствия, он занимался организацией вымогательств, грабежей, угонов, а также контролем над другими группировками. При задержании ему инкриминировали также организацию покушения на главу общака, «вора в законе» Эдуарда Сахнова (Сахно) в августе 2004 г. Тогда его «Мерседес» обстреляли из автоматов. Были раненые, но Сахнов не пострадал, т.к. сел в другую машину.
Но вернемся к нашему главному герою. Когда вал обвинений Резника в адрес руководства СУ СКП по краю достиг критической массы, делами Краба и его сподвижников стало заниматься СУ СКП по ДФО. И, как сообщил в декабре 2010 г. руководитель этого управления Петр Решетников (на которого у Резника, насколько нам известно, нет никакого компромата), в отношении Масленникова возбуждено 4 дела, в том числе – по факту расстрела в январе 2004 г. авторитетного владельца гостиничного комплекса «Карат» Александра Былкова.
Что касается предварительного следствия по делу о покушении на Сахнова, оно фактически завершилось еще осенью, и фигуранты начали ознакомление с его материалами. Для этой цели некогда подсудимый, а теперь потерпевший Сахно был доставлен из колонии в СИЗО Хабаровска. Тут и затормозился процесс ознакомления. Как сообщила газета «Коммерсант», статус «вора в законе» не позволяет Сахно читать дело лично, посему материалы ему зачитывают вслух адвокаты». Тем не менее, читка, похоже, близится к финалу.
Честный детектив
Поводом для декабрьского визита в Хабаровск телевизионщиков из Москвы стало именно завершение предварительного следствия по делу в отношении Краба. Как сообщил нам продюсер съемочной группы Руслан Насыпов, им удалось добиться разрешения на встречу с Масленниковым и записать с ним получасовое интервью. По словам Руслана, их собеседник не выглядел подавленным. Чего нельзя сказать о его правой руке - Сергее Иванове (Иванчике). У него также взяли интервью.
Напомним, Иванов в январе 2010 г. был объявлен в международный розыск, а уже в феврале его задержали в Москве. Операцию проводили бойцы спецназа дальневосточного МВД совместно со СУ СКП по ДФО и их московские коллеги.
«Задержанию предшествовала огромная работа по сбору доказательств причастности его к покушению на убийство», - отметили в милицейском главке.
Кроме Иванчика и Краба, столичные телевизионщики пообщались со следователями и намеревались задать несколько вопросов губернатору Вячеславу Шпорту. Насколько нам известно, предварительная договоренность об этом была достигнута. Однако мы не знаем, удалось ли пообщаться с губернатором (по некоторым сведениям, были попытки сорвать эту встречу).
Съемочная группа хотела поговорить также с Геннадием Фатеевым. Но, увы… В последний день ее пребывания в нашем городе краевой суд должен был рассматривать исковые заявления Фатеева и его зама Лысенко - «о восстановлении на работе». И, как потом выяснилось, суд отказал в удовлетворении этих исков.
Что касается интервью с Крабом, его записали для авторской программы «Честный детектив» (идет на канале «Россия 1»). А в эфир оно попадет, видимо, не раньше, чем начнется судебный процесс.
Властные связи
Под каким «соусом» подадут на экране Краба, гадать не будем. Бесспорно, чтобы быть ключевым свидетелем обвинения против общака, требуется мужество. Поэтому можно вполне заслуженно рассчитывать на смягчение наказания (если, конечно, дело дойдет до суда и увенчается обвинительным приговором).
Но было бы странно настаивать на том, чтобы Краб получил полную индульгенцию за те преступления, которые ему инкриминируют. «Вор должен сидеть в тюрьме», - сказал не так давно Владимир Путин, отвечая на вопрос защитников Ходорковского. Или г-н Резник не согласен с позицией лидера партии, в которой состоит и по спискам которой «проходит» в Госдуму?
Впрочем, интересней другое: попытается ли «честный детектив» разобраться в некоторых «подводных течениях» этого дела? Например, почему Резник ринулся так истово выгораживать Краба?
Свою версию по этому поводу не побоялся публично высказать депутат Госдумы Виктор Илюхин: «Юрий Масленников находился в дружеских отношениях с сыном губернатора края. Оба побывали в разных переделках, по некоторым из них возбуждались уголовные дела, но они почему-то никогда не находили своего завершения. Для меня ясно, почему. Привлечение Краба к уголовной ответственности для некоторых лиц в крае смерти подобно. А вдруг он развяжет язык? Поэтому моя попытка разобраться в деле Сахнова напугала в Хабаровском крае многих. Вот тут-то и пригодился Резник со своими публикациями. Мне дали понять, чтобы я остановился».
«Серьезные коррупционные связи позволяли Крабу в течение четырех лет проживания в Москве оставаться вне правового поля», - отметили и в милицейском ведомстве.
Ирина Харитонова,
«Хабаровский Экспресс», 12-19 января 2011, № 2(906)
Кстати
В развитие темы коррупции, программа «Итоги года с президентом» вышла 24 декабря в форме интервью Дмитрия Медведева руководителям ведущих российских телеканалов. Олег Добродеев - глава ВГТРК (их съемочная группа работала в Хабаровске «по Крабу»), видимо, не случайно напомнил о драме в Кущёвке.
Мол, в России немало селений, где граждане практически зажаты с одной стороны криминалитетом и чиновниками с другой стороны, при этом образуются такие устойчивые объединения, которые душат наших сограждан». Дескать, как с этим бороться, Дмитрий Анатольевич?
Президент ответил, что надо отсекать от власти таких людей. Даже если они имеют партбилеты самой выдающейся нашей политической силы. Признаться, после этих слов лично я почему-то подумала о Резнике.
«Хабаровский Экспресс», 12-19 января 2011, № 2(906)