Николай Пак
Николай Пак
Село Полетное новизной не удивить. В последние годы здесь, в лазовской глубинке, построен стадион, разбит парк, реконструирована площадь. В этом году введен объект не социального, а производственного назначения – тепличный комплекс. Он вырос за околицей села.
 
Комплекс включает в себя 13 пленочных теплиц общей площадью 400 кв. м. В мае завершилась их сборка, и под пленкой уже зеленеют высаженные перцы, баклажаны, огурцы. Фермер Николай Пак не скрывает удовлетворения: переход к закрытому грунту – воистину спасение от участившихся превратностей погоды.
 
Тепличный городок – результат сопряжения усилий фермера и министерства сельского хозяйства и продовольствия края, поддерживающего семейные фермы грантами. И речь не только о животноводстве. Растениеводство тоже находится в фокусе внимания. Прошлой весной Пак представил бизнес-проект и под занавес года получил из федерального и регионального бюджетов 12,8 млн рублей. Собственные вложения составили 5,4 млн. И тогда же, в декабре, Николай без промедления взялся за поиск металла и пленки. Первый квартал наступившего года, когда цены поползли вверх, не испугал: стройматериалы были уже закуплены и дожидались сборки.
 
Отчий дом
 
Николай Пак – фермер во втором поколении. На его глазах там же, в Полетном, отец выращивал картофель, овощи, бахчевые. Благодаря государственной поддержке прибрел «Беларус» – трактор МТЗ-82.
 
Шесть лет назад Геннадий Пак передал хозяйство сыну. Показывая теплицы, Николай не преминул заметить, что хозяйство приросло еще 20 га пашни, и это приобретение закреплено Росреестром.
 
– Высадили арбузы. А завершение посадки картофеля из-за дождей перекочевало на июнь, – сообщил он о ситуации с открытым грунтом.
Погодные коллизии не отменяют план – собрать в этом году 310 т овощей. Хозяйство действительно семейное: еще не сошел снег, а жена Ольга занялась выращиванием рассады. Конечно же, это огурцы и помидоры, перец и баклажаны… Они радуют изумрудным цветом листьев в теплицах, но часть рассады Ольга продает в Хабаровске на рынке выходного дня.
 
Работа для односельчан
 
Начальник отдела малых форм хозяйствования минсельхозпрода Галина Подузова обращает внимание, что не каждому заявившему о намерении заняться сельским хозяйством гарантирована господдержка.
 
– Бизнес-план рассматривает региональная комиссия, в составе которой специалисты, работающие в отрасли не один десяток лет. И любому из них сразу видно, кто рассчитывает на средства гранта – сведущий человек, изрядно потрудившийся, чтобы поднять хозяйство, или желающий поэкспериментировать, причем не на свои деньги, а на бюджетные, – рассказала Подузова.
 
Тот же Пак предстал перед комиссией, обосновав не только размеры и количество теплиц, но и ежегодный прирост урожайности с выходом на 430 т. Бывает и по-другому: затраты на приобретение поголовья подсчитали, а о кормах забыли. Или не воспринимается всерьез создание рабочих мест. Дескать, справимся силами членов семьи… Что ж, справляйтесь, но на грант не рассчитывайте, поскольку федеральным актом предусмотрено официальное трудоустройство минимум трех человек. Крестьянско-фермерские хозяйства государство поддерживает и для того, чтобы сельским жителям не надо было отправляться за тридевять земель в поисках работы.
 
– На посадку и прополку в теплицах принял супружескую пару. Рассказал и показал, что делать. Утром привожу их на место работы, вечером, естественно, увожу. Выплачиваю по 1 200 рублей за день, – пояснил Пак.
 
Завод – не конкурент
 
С 2013 года, когда федеральный минсельхоз запустил грантовую поддержку семейных ферм, крестьянско-фермерские хозяйства края по этой программе получили без малого 300 млн рублей. Вложено значительно больше, поскольку программа реализуется на условиях софинансирования. Как правило, к 70% средств, выделенных на конкурсной основе, добавляется 30% собственных.
 
В числе первых получателей гранта была глава крестьянско-фермерского хозяйства из села Черная Речка Хабаровского района Оксана Арьянкина. Хозяйство специализируется на молочном животноводстве, и на средства гранта был закуплен чистопородный молодняк крупного рогатого скота. Это позволило не только увеличить надои, но и организовать переработку.
 
Семейные фермы из сел Ильинка и Федоровка того же района, поддержанные грантами, разводят коз. И сегодня обладающее лечебными свойствами козье молоко можно купить в торговых сетях краевого центра.
 
Глава крестьянско-фермерского хозяйства из Бикинского района Наталья Крючек с получением гранта обустроила, оснастила и запустила убойный цех, услугами которого пользуются другие свиноводческие хозяйства, в том числе личные подсобные. Цех производит пельмени и другие полуфабрикаты.
 
В прошлом году был присужден грант Оксане Малоземовой – главе крестьянско-фермерского хозяйства из села Пивань Комсомольского района. Соседство с городским молокозаводом ее не смущает: на бюджетные и собственные средства она увеличивает поголовье, развивает переработку.
Не осталось без внимания и крестьянско-фермерское хозяйство из Охотского района. Оно реализует проект по развитию коневодства. Грант позволил нарастить табун якутских лошадей, которые пасутся круглый год.
 
Примечательный факт: на территориях края, приравненных к районам Крайнего Севера, доля бюджетного финансирования при получении гранта возрастает до 80%. А в Охотском и других районах Крайнего Севера – до 90%. Чем больше там собственной сельхозпродукции, тем меньше завоз.
– На севере и на юге проблема одна – нехватка сельхозугодий. Мы решаем ее с привлечением краевого сельскохозяйственного фонда, который располагает мелиоративной техникой. Заросшие мелколесьем участки пахотных земель, находящиеся в пользовании фермеров, очищаются и становятся пригодными для сельхозпроизводства, – пояснила Галина Подузова.
 
По-родственному, по-хозяйски
 
Обозначилась тенденция использования капитала для создания семейных ферм. Так, Николай Скалюк, занимавшийся продажами, и его жена Юлия Лопатина возродили молочное животноводство в селе Корсаково-1 Хабаровского района – том самом, в котором располагалась центральная усадьба Краснореченского совхоза. Как на собственные, так и на грантовые средства восстановлены коровники, приобретен молодняк, возвращаются в оборот сельхозугодья.
 
Армен Карамян из села Сосновка того же района не один год посвятил строительному и торговому бизнесу. Сегодня его жена Асмик – глава крестьянско-фермерского хозяйства, которое разводит индеек. Растущую ферму недавно посетил Михаил Дегтярев, и Армен со знанием дела рассказал губернатору о планах создания маточного поголовья.
 
Александр Стариенко – известный в Ульчском районе хозяйственник. У него многопрофильный бизнес, который включает в себя торговлю, лесозаготовки, АЗС. Его сын Кирилл – глава крестьянско-фермерского хозяйства, получившего грант на развитие мясного животноводства.
– К опытным предпринимателям приходит осознание, что лучшего вложения капитала, чем в сельское хозяйство, не бывает. Потребности в товарах и услугах могут меняться, но продовольственное обеспечение всегда будет на первом месте, – констатирует Галина Подузова.
 
Михаил Карпач, фото минсельхозпрода края
«Приамурские ведомости», №25