Ответ на письмо «К дате» Валерии Бурковой, директора Музея истории Дальневосточной железной дороги

Так вот, вернусь к ответу директора Музея истории Дальневосточной железной дороги Валерии Бурковой. Примеры о стыковке на БАМе приведены, на мой взгляд, неудачно. Вы пишите: «Надо учитывать, что у любой крупной транспортной стройки, помимо исходной точки (закладка, торжественное открытие работ) и финальной точки (официальное открытие движения поездов), которые и фиксируются как юбилейные, есть целый ряд промежуточных, но, тем не менее, весьма значимых событий-вех (смычка рельсового пути, укладка «серебряного звена» и т.д.)». И приводите пример, как при строительстве БАМа в 1984 году фактическая и официальная смычка рельсов в разные сроки произошла на разных участках, а еще значительно позже (почти через месяц) одновременно в Тынду прибыли два поезда, что стало началом сквозного пути.
Никто и не спорит, но в 1945 году в случае открытия железнодорожного движения до Ванино была совершенна другая ситуация. Речь идет об однопутке, на которой последний «золотой» костыль был забит 15 июля, после чего, уже через час по новому пути пошел первый поезд. Еще раз перечитайте приведенные мною Ваши же собственные цитаты. Именно в Вашей информации «Строительство №500» (ссылка
Если первый поезд, который прибыл к берегам Татарского пролива 16 июля, был пусковым, пробным, рабочим, то выходит пассажирский, о котором Вы пишите, остался на станции Кузнецовский и оттуда, потом, 5 дней шел до Ванино?
Но вот очень талантливый автор многих книг, посвященных железнодорожникам, Владимир Зуев пишет следующее: «Утром 20 июля 1945 года на станцию Кузнецовский под звуки духового оркестра к каменному вокзалу прибыл первый пассажирский поезд, с портретом Сталина, украшенным цветами и зеленью с берегов Амура». Значит, это был еще один первый пассажирский поезд, только прибыл он на станцию Кузнецовский 20 июля?
Специфика, на которую Вы ссылаетесь, это, конечно, понятно, но причем здесь искажение исторических фактов - почему поезд, который был первым, именно начавшим движение на нашей ветке, не считается открывшим сквозное движение? Если он был пробным, пусковым, рабочим, тогда еще можно что-то объяснить, но ведь Вы сами пишите, что он был пассажирским?! Когда же прошел рабочий или пусковой, если первый поезд отправился в Ванино почти сразу после смычки рельсового пути? Кроме того, обратите внимание на данные из книг Владимира Зуева. Возможно, это опечатка, но в одном случае говорится, что первый пассажирский поезд прибыл на станцию Кузнецовский 15 июля, в другом – 20 июля. Речь идет о разных поездах? Почему тогда они оба первые пассажирские?
После Вашего ответа у меня появился и еще один вопрос. Если за историческую дату открытия сквозного движения берется не приход первого поезда, а официоз, то есть сам митинг с речами, состоявшийся 20 июля 1945 года, то выходит, первый, не значит, официальный?! В своем ответе, правда, упоминая уже рабочий поезд, Вы об этом и пишите: «Таким образом, первый рабочий поезд с непосредственными «виновниками торжества» отправился к тихоокеанскому побережью 15 июля, т.е. в день фактического окончания укладки рельсового пути – смычки, а прибыл в порт Ванино на следующий день. Официальное же открытие рабочего движения по железнодорожной линии с участием высокопоставленных гостей и проведением соответствующих торжественных мероприятий произошло 20 июля, как это и было спланировано заранее».
То есть, реальное событие не совпало с официальным мероприятием. Возможно, сейчас на железной дороге так и принято, то ждать высоких гостей, то подгонять программу под их текущий визит, но если мы вспоминаем события 65-летней давности, как же тогда такие высокие понятия, как первопроходцы, первостроители, поездная бригада, которая привела первый поезд? Ведь они по-настоящему были первыми! Хотелось бы разобраться в том, что было ранее написано не только Вами и в том, что соответствует действительности?
Что касается позитива, то с гордостью могу на все 200% Вас заверить, что газета «Мое побережье» и лично я в Ванинском и Совгаванском районах очень много выпускаем позитивных материалов о работниках железной дороги. И это не громкие слова – тому подтверждение и сами статьи, и наши постоянные читатели именно железнодорожники, значение труда которых, действительно, невозможно переоценить.
Очень надеюсь на более аргументированный ответ. А может и на восстановление исторической справедливости. Ответа ждут и наши читатели.
С уважением, Татьяна Седых,
редактор газеты «Мое побережье»
16 августа 2010 года
.