Промышленное освоение территории под боком у «Кедровой Пади» уже начато |
|
Строительство намерена вести компания «Восток ЛПГ». Производительность морского терминала для перевалки сжиженных углеводородных газов - до 1 млн тонн в год, основные перегружаемые продукты - пропан, бутан, техническая смесь пропана и бутана. На площадке терминала планируется размещение производственной и транспортной инфраструктуры, включая железнодорожные пути, резервуарные парки хранения газа под давлением, площадку налива в автоцистерны. Предусмотрены также трубопроводы, пожарное депо, лаборатория, иные производственные и вспомогательные объекты. К терминалу планируется проложить автомобильные подъезды от дороги общего пользования Барабаш - Приморский - Перевозная - Безверхово.
Буквально в 40 метрах от участка строительства начинаются пределы заповедника «Кедровая Падь». В этих же самых местах расположен национальный парк «Земля леопарда». Но все усилия ученых хотя бы получить документацию от ООО «Восток ЛПГ» для проведения общественной экологической экспертизы успехом не увенчались.
Напомним, что к бухте Перевозная углеводородные короли присматриваются далеко не первый год. Без малого два десятка лет назад «Транснефть» планировала проложить здесь трубопровод, по которому нефть могла бы идти в страны АТР, но от этой идеи в итоге отказались, учитывая, что Хасанский район - земля заповедная и к тому же единственная обитель дальневосточного леопарда. В 2012 году стало известно о планах Газпрома построить в этом же районе завод по сжижению природного газа. Но раньше до положительного решения Главгосэкспертизы дело не доходило…
Едва ли стоит напоминать о том, что Хасанский район уникален: курортные места, акватория морского заповедника, дом дальневосточного леопарда и амурского тигра. Экологи убеждены: строительство промышленного объекта такого масштаба ставит под угрозу все усилия, предпринятые ради восстановления и сохранения редких видов животных и растений. «Взятый курс на развитие территорий без учета общественного мнения не только представляет опасность для экологической обстановки, но и не согласуется с правовыми обязательствами компаний, реализующих крупные инвестиционные проекты. На данный момент нет никакой информации о возможных воздействиях проекта на окружающую среду и особо охраняемые природные территории. Не рассмотрены альтернативные варианты размещения объекта, что является грубым нарушением природоохранного законодательства РФ», - говорит директор Амурского филиала WWF России Петр Осипов.
Не может не обратить на себя внимание совпадение целого ряда обстоятельств. Под самый Новый год распоряжением главы региона Олега Кожемяко был ликвидирован Общественный экспертный совет при губернаторе по экологической безопасности, сохранению окружающей среды и воспроизводству биологических ресурсов - структура, куда входили ученые, экологи, эксперты. Несколько позже, в январе 2022 года, постановлением первого вице-губернатора Веры Щербиной был пересмотрен - с явной тенденциозностью - состав краевой комиссии по созданию, изменению границ или упразднению особо охраняемых природных территорий (ООПТ). Так, из нее исключили главу центра «Амурский тигр» Сергея Арамилева, руководителя отдела по особо охраняемым природным территориям Амурского филиала WWF России Даниила Титова, ряд других экологов. Теперь в комиссии преобладают чиновники (излишне говорить, что в острых вопросах они, как правило, предпочитают «брать под козырек» и «колебаться вместе с линией партии»), тогда как представители общественности сошли почти на нет.
И вот на этом фоне становится известно о принятии целого ряда сомнительных с точки зрения экологической безопасности региона решений.
Во-первых, продавливается (иначе не скажешь) идея о ликвидации особо охраняемой природной территории - памятника природы регионального значения «Лиман реки Раздольная». Некое свежесозданное ООО «Гибрид ДВ» планирует застроить лиман (окрестности Тавричанки и Девятого Вала) гостиницами и прочей туристской инфраструктурой - это официальная версия. По неофициальной, здесь могут быть задействованы интересы предпринимателя и главы фракции единороссов в краевом парламенте Сергея Слепченко, близкая к которому структура, как предполагается, намерена наращивать в лимане дражный промысел ценной ракушки - корбикулы, особенно любимой японцами.
Во-вторых, в бухте Безымянная (поселок Дунай, ЗАТО Фокино) планируется построить - опять-таки невзирая на протесты местных жителей и экологической общественности - морской порт «Аврора», очередной терминал для перевалки угля, уже не единственный на восточном побережье Уссурийского залива. Пресс-служба приморского правительства сообщает: «Примерные объемы производства терминала - 35 миллионов тонн в год. Планируемые сроки реализации проекта - 2025-2030 годы». Железной дороге уже выданы техусловия на проектирование примыкания портовых путей к участку Смоляниново - Дунай. Проект реализует ООО «Морской порт Коулстар» - «дочка» угольной компании «Коулстар», созданной экс-главой Роснефти Эдуардом Худайнатовым сотоварищи.
В-третьих, как уже сказано выше, в Перевозной планируется построить газовый терминал.
С учетом ликвидации совета по экологии и «чистки» краевой комиссии по ООПТ становятся очевидными два печальных обстоятельства: 1) бизнес при поддержке (или попустительстве) краевой власти начал новое мощное наступление на природу края и комфортную среду для приморцев; 2) приморское правительство считает излишним вовлекать в процесс принятия решений общественность. Иначе говоря, экология теперь - не приоритет, а мнение приморцев, включая квалифицированных экспертов, краевой «Белый дом» не волнует.
Опасный путь, господа!
Егор Кузьмичев
«Новая газета во Владивостоке», №626, 27.1.22