Сергей Тараненко |
|
Судьба действительно непредсказуема. Потомок переселенцев из Украины, простой парень родом из села Князе-Волконское Хабаровского района и не мечтал об авиации, но его увлекли личным примером люди, которых он знал.
В местной школе учился будущий Герой Советского Союза, ставший на фронте летчиком-асом, Николай Никитенко, который после войны вернулся в Хабаровск и работал пилотом-инструктором учебно-тренировочного отряда Дальневосточного управления Гражданского воздушного флота.
А еще рядом с селом, на аэродроме 10-й участок (Калинка), базировались военные самолеты и почти каждый день можно было видеть, как они заходят на посадку...
Ну как тут не захотеть летать?!
В юбилейный год начальник Дальневосточного межрегионального территориального управления Росавиации, государственный советник РФ 2-го класса Сергей Тараненко (3 января ему исполнилось 65 лет) подвел некий итог своей работы.
Судьба вела
Он попал в профессию, конечно, не случайно. Стремился в летчики, поступал в Омское летное училище, а ему предложили пойти в авиадиспетчеры, которых впервые набирали в Кировоградском летно-штурманском училище гражданской авиации. Но об этом выборе за всю жизнь не пожалел ни разу.
В 1976 году Сергей был зачислен в 1-й Хабаровский объединенный авиаотряд ДВУГА. Начинал оператором службы движения. Его незаурядный подход в работе проявился еще тогда, когда он предотвратил тяжелое летное происшествие с возможными человеческими жертвами в Хабаровском аэропорту.
– На стартовом диспетчерском пункте услышал шум лопнувших колес при рулении Ту-154, – вспоминает он. – Тогда меня наградили именными часами.
Потом работал диспетчером, диспетчером-инструктором службы движения Хабаровского авиапредприятия. Ответственная, серьезная и тяжелая работа, но он ею жил.
За годы работы стал первоклассным специалистом авиационной безопасности, был в числе немногих, кто передавал опыт противодействия угонам воздушных судов после террористической атаки на башни-близнецы в Нью-Йорке.
В свое время с нуля создал Дальневосточное межрегиональное управление Федеральной аэронавигационной службы, которое впоследствии и возглавил.
Принимал непосредственное участие в организации единой военно-гражданской системы управления воздушным движением РФ (по его инициативе созданы внетрассовые секторы в Хабаровском, Владивостокском, Петропавловск-Камчатском и Магаданском районных центрах).
Внес большой вклад в формирование единой системы авиационно-космического поиска и спасения, отработку схемы оповещения о бедствии и вызова дежурных сил и средств, порядок взаимодействия с авиакомпаниями гражданской авиации и другими ведомствами.
– Для обеспечения запусков кораблей с космодромов «Байконур» и «Восточный» организовали дежурство экипажей поисково-спасательных воздушных судов и спасателей, – дополняет он.
Сколько сил, организаторских способностей, бессонных ночей потребовалось ему – человеку с повышенным чувством ответственности…
Большой аэродром
Главный девиз Сергея Тараненко: «Работать на упреждение!». Опыт, приобретенный им за время службы на авиапредприятиях дальневосточного региона, глубокие знания способствовали успешной деятельности возглавляемых им впоследствии территориальных управлений воздушного транспорта – Росаэронавигации в 2007–2010 годах и Росавиации в 2012–2022 годах.
Им создана команда первоклассных профессионалов, одних из лучших специалистов, оперативно и четко выполняющих цели и задачи, стоящие перед Росавиацией относительно развития гражданской авиации Дальнего Востока.
Под его непосредственным руководством проводились мероприятия по осуществлению контроля за организацией, обеспечением и выполнением полетов воздушных судов при перевозке высших должностных лиц России, членов иностранных делегаций и участников саммита Россия – Евросоюз в Хабаровске в 2009 году (за что министр транспорта России наградил его знаком «Почетный работник транспорта России»), форума Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества во Владивостоке в 2012 году, Восточного экономического форума, проводимого с 2015 года в Приморье. Его работа была высоко оценена руководством Федерального агентства воздушного транспорта.
Под его непосредственным контролем введены третий по счету в России – Хабаровский укрупненный центр управления воздушным движением, обеспечивающий полеты воздушных судов всех ведомств в воздушном пространстве пяти субъектов РФ и четвертый по счету в России – Якутский укрупненный центр управления воздушным движением. За это Указом Президента РФ Сергею Тараненко присвоено звание «Заслуженный работник транспорта России».
– Колоссальная по своим объемам работа ведется в части строительства и реконструкции ряда дальневосточных аэродромов гражданской авиации, входящих в транспортную стратегию развития, – рассказывает он.
В 2012 году введен в эксплуатацию командно-диспетчерский пункт в аэропорту Владивосток (Кневичи), предусмотренный программой подготовки города к саммиту АТЭС. Завершена реконструкция воздушной гавани местных воздушных авиалиний села Чумикан. В июле 2013 года проведено удлинение взлетно-посадочной полосы аэродрома села Богородского, с установкой светосигнального оборудования и строительством служебно-пассажирского здания. В 2014 году сданы в эксплуатацию взлетно-посадочная полоса с искусственным покрытием, перрон и средства посадки в Николаевске-на-Амуре.
Прошлый год отмечен завершением первого этапа строительства и реконструкции аэропортового комплекса Хабаровск (Новый), что позволило увеличить пропускную способность, улучшить качество обслуживания воздушных судов и обеспечить соответствие требованиям их эксплуатации.
Также возобновлены после десятилетнего перерыва перевозки пассажиров из города Зеи (проведена реконструкция аэропорта), куда не летали воздушные суда, за исключением Ан-2 и вертолетов.
Опыт – молодежи
Помимо управленческих обязанностей, Сергей Тараненко уделяет большое внимание подготовке и воспитанию молодого поколения авиаторов.
На протяжении многих лет он является председателем итоговой (государственной) экзаменационной комиссии факультета воздушных сообщений ДВГУПС, участвует в мероприятиях для студентов Хабаровского филиала Санкт-Петербургского государственного университета гражданской авиации. Общение с ним учит многому, так как наставник щедро делится своими знаниями и опытом.
Главными жизненными принципами Сергея Тараненко были и остаются простые истины: любить Родину, не бездействовать, нести ответственность за свои дела и за тех, с кем работаешь.
А главные жизненные ценности: крепкая семья, родительский дом и правильные приоритеты.
С супругой они вместе уже 42 года, воспитали двоих сыновей. Старший – Петр занимается спортивным бизнесом, а младший – Михаил пошел по стопам отца и работает диспетчером-инструктором в филиале «Аэронавигация Дальнего Востока» ФГУП «Госкорпорация по ОрВД». Подрастают три прелестные внучки. Кто знает, возможно, и их судьба будет связана с авиацией, которой Сергей Тараненко отдал 45 лет и прощаться с которой не собирается.
О планах на будущее пока не говорит. Но отдыхать точно не придется. Да он и не привык.
Константин Пронякин
«Приамурские ведомости», №1