Елена Лашкина, «Российская газета», 4 августа 2006 г.
Вчера кабинет министров открыто продемонстрировал, что вопрос о передаче Курильских островов Японии как минимум решен.
Причем не в пользу Страны восходящего солнца. Правительство заявило, что готово вкладывать в развитие Курил деньги. И немалые. Вот только поделить их пока так и не удалось.
Для этого главный экономист даже готов возродить неудавшуюся федеральную целевую программу, срок действия которой закончился в 2005 году. Сейчас - новый этап: разработанная в его ведомстве ФЦП рассчитана до 2015 года и предусматривает повышение уровня жизни жителей Курил сначала до уровня остальной части России, а затем "до уровня сопредельных государств". То есть российское правительство "окончательно рассталось с мыслью, что этот регион нужно оставлять в полуразвалившемся состоянии".
"В течение ближайших 5 лет планируем создать устойчивую экономику Курильских островов", - пообещал главный экономист.
Как правило, Герман Греф отличается не только свойственным ему оптимизмом, но и не всегда сбывающимися прогнозами. Но, как бы то ни было, жители Курил, которые в последние годы вынуждены были переезжать на Сахалин из-за отсутствия работы, с радостью поверят в любые обещания правительственных чиновников.
По сути, разработанная в ведомстве Грефа федеральная целевая программа социально-экономического развития Курильских островов никак не затрагивает политических вопросов. Ее компетенция исключительно социально-экономическая. Предполагается, что в течение двух лет финансирование строительства объектов инфраструктуры на Курилах будет увеличено в 20 раз. На реализацию программы на весь период планируется выделить 17 млрд. руб., причем основные траты в размере 14 млрд. руб. придутся на федеральный бюджет. Из бюджета Сахалинской области выделят около 1 млрд. руб., и еще 2 млрд. рублей планируется привлечь из внебюджетных источников.
И хотя ФЦП не предусматривает создание на Курильских островах особой экономической зоны, Греф заметил, что в случае, если будет доказана эффективность создания там туристско-рекреационной зоны и подготовлена необходимая документация, возможно, вопрос решится положительно. "Пока ни промышленно-производственная, ни технико-внедренческая зона там не может быть создана", - заметил Греф.
Пока же в планах чиновников к 2015 году увеличить на Курилах численность населения на 50% и в полтора раза - объем промпроизводства. Сейчас число жителей составляет чуть более 19 тысяч человек. Предполагается, что в случае реализации программы за 8 лет численность населения вырастет до 28-30 тысяч человек. "И все они будут обеспечены работой", - пообещал главный экономист. Правда, для успешного развития Курил правительству необходимо будет решить четыре блока вопросов. Первый - развитие транспортной инфраструктуры. К 2015 году планируется в два раза увеличить сеть автодорог и грузооборот в регионе, реконструировать аэропорты и порты. Второй - снижение себестоимости электроэнергии. Сейчас, по словам Грефа, стоимость одного киловатта на островах более чем в четыре раза превышает стоимость электроэнергии на Сахалине. Для решения этой задачи предлагается строить геотермальные станции, которые позволят снизить себестоимость ресурсов в полтора-два раза и на 30% увеличить их производство.
Основным же видом производства на островах традиционно было рыбное хозяйство. За последние годы его объем сократился на 85 процентов, на 40 процентов уменьшился объем биоресурсов, заметил Греф. Поэтому его ведомство предлагает создать на островах сеть государственных хозяйств по разведению рыбы, а затем активно привлекать в эту отрасль частные инвестиции. Сейчас на Курилах действуют только два рыбзавода. В Японии только государственных хозяйств более 30 и 256 - частных, привел пример Греф. По статистике, острова ежегодно покидают около 100 человек. В то же время в последние два года наметилась тенденция повышения рождаемости. Для поддержания столь положительной динамики правительство, объявившее решение демографической проблемы национальным проектом, готово решать социальные вопросы: строить детские сады, школы, больницы. А для того, чтобы жители Курил прочувствовали заботу отдаленного центра, - обеспечить острова устойчивым телевизионным сигналом, чтобы люди могли смотреть не только японское, но и российское телевидение.
У такой замечательной программы не нашлось оппонентов. И даже скупой министр финансов не стал рассуждать на тему сокращения финансирования ФЦП. Правда, когда речь зашла о деньгах и строительстве, министр обороны Сергей Иванов напомнил, что большую часть жителей Курил составляют военнослужащие-пограничники, им, видимо, и предстоит заняться возведением аэродромов, пирсов и другой инфраструктуры.
В настоящее время ситуация с транспортным сообщением в регионе удручающая, с сожалением отметил вице-премьер.
- Если доставлять грузы морем, то это происходит, как в Папуасии - нет пирсов для разгрузки грузов. Если же летчики совершают полет на Южные Курилы, то они достойны звания...
- ... Героя России, - вставил первый вице-премьер Дмитрий Медведев, недавно побывавший в тех краях.
- Действительно, Героя России, поскольку инфраструктура аэропортов создавалась японцами для взлетов "камикадзе", - сказал Иванов.
Именно поэтому, считает министр обороны, речь идет о срочном строительстве ключевых объектов инфраструктуры, без которых говорить об особых экономических зонах не имеет смысла. По словам Иванова, минобороны совместно с руководством региона уже приступает к срочной разработке проектно-сметной документации. По предложению первого вице-премьера средства на строительство ключевых объектов инфраструктуры должны быть выделены из бюджета ФЦП, а само строительство будет вестись силами минобороны.
До конца текущего года на территории Курильских островов действительно должна быть решена проблема создания "устойчивого воздушного сообщения", заметил Греф. "А то люди неделями не могут выбраться с островов", - возмущался министр, вспомнив, что такие случаи были "даже с федеральными министрами". Поэтому в ближайшее время на Курилах будет создан "всепогодный аэропорт". Только деньги на постройку аэропорта, как заметил Греф, записаны сейчас за министерством транспорта.
Но тут вмешался и губернатор Сахалинской области Иван Малахов, предложив определить Сахалинскую область в качестве заказчика по строительству объектов на территории Курильских островов. "Мы просим, чтобы выделяемые средства проходили через администрацию Сахалинской области, а также дать право на проведение конкурсов", - сказал он. Решить, кто будет заказчиком, кто подрядчиком, на заседании правительства вчера так и не удалось. Поэтому Дмитрий Медведев поручил проанализировать все высказанные на этот счет предложения. "Может быть, это было бы действительно целесообразным. Мы с минтрансом, минобороны подумаем, посмотрим, как лучше выстроить систему заказчиков", - пообещал Греф.
Кроме того, правительство готово рассмотреть возможность передачи функций по управлению прибрежной зоной рыболовства на региональный уровень, оставив контроль за федеральными органами власти.
- Давайте подумаем, можно ли такую систему создать, - предложил членам кабинета министров Медведев.
Но если ФЦП развития Курильских островов в принципе не вызвала возражений, то представленный план приватизации на 2007 год кабинет министров отправил на доработку. Правда, не потому, что в следующем году приватизация государственного имущества будет реализовываться по иным принципам. А потому, что министры потребовали уточнения по некоторым предприятиям минпромэнерго и минтранса. Через неделю программа приватизации на 2007 год будет внесена на окончательное утверждение в правительство. По срокам это будет произведено одновременно с внесением проекта федерального бюджета на 2007 год. Программа-2007 предусматривает приватизацию пакетов акций 927 АО, акционирование 652 ФГУПов и продажу 307 объектов недвижимого имущества. В частности, предполагается приватизировать 0,0003% акций "Северстали", 100% акций ОАО "Московский завод полиметаллов" (занимается разработкой и изготовлением комплектующих для ядерных реакторов), 100% акций аэропортов Салехарда, Уфы, Элисты, 100% ОАО "Авиакомпания "Сахалинские авиатрассы", 100% ОАО "Башкирские авиалинии". Среди ФГУПов, включенных в план приватизации и подлежащих акционированию в будущем году, - аэропорты Пулково и Сочи. План приватизации-2007 не включает высоколиквидные госпакеты, так как они либо фигурируют в плане приватизации на текущий год (в случае отмены их приватизации в 2006 году она будет перенесена на будущий год), либо входят в перечень стратегических предприятий, формируемый указом президента, то есть не подлежат приватизации.
- Есть несколько ключевых бюджетообразующих объектов, которые могут быть приватизированы для обеспечения плана приватизации, - пояснил Греф, отметив, что в первую очередь речь идет о "Связьинвесте". - Компания не стоит в программе приватизации, но мы планируем его приватизировать.
На самом деле телекоммуникационный холдинг входит в перечень стратегических предприятий, поэтому для принятия решения о способе приватизации его сначала надо вывести из этого перечня. Точно такая же ситуация и с "Аэрофлотом", который ранее планировалось приватизировать. Но окончательное решение пока так и не принято.
----------------------------------------
Архив:
Золотой дождь прольется на Курилы
Готовы ли к нему на островах?
Ольга Васильева, Южно-Сахалинск, «Российская газета», 8 августа 2006 г.
То, что федеральная целевая программа развития Курил разработана, и правительство единодушно продемонстрировало свою готовность вкладывать немалые деньги в самую отдаленную территорию — воспринято на островах с неподдельным интересом.
Когда депутаты областной думы в первый раз (за всю историю Думы) побывали в рабочей поездке на Курилах, то поначалу сильно поразились, почему к ним не бросаются с распростертыми объятьями и не выстраиваются в очередь на прием. Вялый прием для тех, кто измучен дорогой — авто, пароход, выгрузка на плашкоут… А приехал десант областной Думы проверить, как выполняется федеральная программа социально-экономического развития Курильских островов, до завершения которой осталось полгода. Впечатление было удручающим.
К моменту поездки на программу было выделено всего лишь 18 процентов от положенного финансирования. Да и эти средства были «зарыты в землю».
Схемы похожи: начало строительства (причем, выбирается дорогостоящий вариант — роскошный Дом культуры, большая школа, для которой в районе нет столько учеников), затем остановка из-за отсутствия средств, затем недостроенные объекты ржавеют и приходят в негодность… Объем незавершенки — два миллиарда рублей. В Южно-Курильске нет Дома культуры, ни одного спортзала, отсутствует «скорая помощь». Школы, библиотеки, квартиры по-прежнему в ветхих, пострадавших от землетрясения 1994 года зданиях… Ветряки, геотермальные станции, задуманные для решения энергетической проблемы, или вообще не работают, или решают проблему лишь частично. Геотермальные станции к тому же вредят окружающей среде — от испарений деревья окрест стоят мертвые.
— Жителям села Головнино надо медали за живучесть дать, — рассказывал на пресс-конференции один из депутатов. — Там несколько лет торчит неработающий ветряк и самый дорогой в области киловатт электроэнергии.
Тогда депутаты вычленили три главные, требующие немедленного решения проблемы. Первая — транспортная (самолеты из-за погодных условий часто не летают, добраться можно только теплоходом), вторая — экологическая и третья — то, что до сих пор не ликвидированы последствия землетрясения. Люди живут, учатся, работают в аварийных домах. Вместо того, чтобы возводить легкие модульные сооружения, которые сразу бы начали давать отдачу, деньги вкладываются в капитальное строительство, которое морально и технически устаревает в процессе длительного строительства и так и не завершается.
Месяц назад депутаты вновь побывали на Курилах и вновь убедились — мало что изменилось.
— Как все-таки психологически тяжело жить среди незавершенки, разрушенных аварийных домов, металлолома, — говорит депутат Светлана Иванова. — Мы уверены: параллельно с существующей федеральной программой нужна и областная программа развития Курил.
А чиновники областной администрации, комитета экономики считают столь обнадеживающее заседание правительства — своей заслугой. Ведь именно ими сначала была разработана в кратчайшие сроки и утверждена Концепция социально-экономического развития Курильских островов на 2007-2015 годы.
Губернатор Сахалинской области Иван Малахов, прилетевший из Москвы, у трапа самолета так прокомментировал заседание правительства, в котором сам принимал участие:
— Мне было очень приятно, что практически все члены правительства — участники согласования этой программы — поддержали наш документ и оптимистично высказались о его претворении в жизнь. Осталось за малым: вовремя организовывать и проводить конкурсы по всем объектам программы, вести постоянный мониторинг, чтобы население и правительство знало: все средства идут по назначению. И самое главное — чтобы это принесло пользу курильчанам и сахалинцам. Поздравляю всех — сахалинцев и курильчан — с победой и работой минимум на ближайшие пять лет.
Мнение
Юрий Меркулов, житель Южно-Курильска, инспектор Ростехнадзора по Сахалинской области:
— 17 миллиардов рублей в экономику Курил могут радовать только тогда, когда они дойдут по назначению. Давно ли ремонтировалась взлетно-посадочная полоса аэропорта Менделеево, какие средства были вбуханы, нас убеждали, что теперь аэропорт надолго… И вот пожалуйста — полоса пришла в негодность, говорят, при реконструкции нашлись рационализаторы — заменили бетон на пемзу… И теперь летчики действительно как камикадзе. Или стоит у нас незавершенный Дом культуры… такого огромного в Южно-Сахалинске не найдете. Явно деньги, зарытые в землю. Мы курильчане, мечтаем: хорошо бы губернатор назначил представителей на Курилах — по примеру президента и его представителей в регионах. Уверен: деньги на их зарплату быстро бы окупились.
Вячеслав Петров, второй пилот «АН-24»:
— У меня восемь рейсов в неделю на Итуруп и Кунашир. Аэродромы Буревестник и Менделеево не выдерживают никакой критики. Покрытие взлетно-посадочных полос с выбоинами, рассыпается в крошку. На Буревестнике всего один «привод» (приводная радиостанция — прим. авт.), на Менделеево — два, но только с одной стороны… Все это «повышает минимум» аэропорта, летчики знают, что это такое. Разрешение на взлет или посадку дается при трех минимумах: самолета, командира, аэродрома. Так вот, лучше, чтобы эти минимумы не повышались, а понижались… Чтобы не задерживались рейсы, не скапливались в Южно-Сахалинском аэропорту до 2-х тысяч бедолаг-курильчан, сидящих на чемоданах по две недели...
Правильно сказали на заседании правительства — там нужны всепогодные аэропорты.
Вадим Рокотов,
председатель Комитета международных, внешнеэкономических и межрегиональных связей Сахалинской области.
— Сахалинская область собирается подать заявку в Федеральное агентство по особым экономическим зонам на создание в области туристско-рекреационной зоны. Отдел по развитию туризма нашего комитета работает над необходимой документацией. Главный очаг зоны будет на юге Сахалина, войдут в нее и территории на Кунашире и Итурупе. Но все это очень сложно… Бюджетные деньги в туризм вкладывать нельзя, а сильные инвесторы ждут сначала развития транспортной, энергетической и других составляющих. То есть ждут начала реализации федеральной целевой программы.
------------------------------------------
Курильский треугольник
Сложно жить на островной территории, где пересекаются интересы двух государств
Ольга Васильева, Южно-Сахалинск, «Российская газета», 15 июня 2005 г.
Если город Оху и Северо-Курильск соединить по географической параллели единой линией, то получится треугольник, вершиной которого будет Япония. Жители Курильских островов одинаково удалены от обоих государств или приближены к ним, и эта географическая данность становится экономической определяющей.
Постоянное сравнение качества жизни в ту или иную пользу — дело для курильчан обычное. Отсюда до Москвы далеко. Даже до областного центра и то неблизко: острова разделены Охотским морем. Например, делегация депутатов побывала в рабочей командировке на Южных Курилах впервые за всю историю Сахалинской областной думы! Случилось это в начале лета. Вместе с ними в поездке побывал и руководитель дирекции по реализации федеральной программы социально-экономического развития Курильских островов Евгений Федорович. Проверялась реализация программы, которая должна завершиться к концу года. По общему признанию депутатов, впечатление от посещения островов — удручающее. Всего лишь 18 процентов от положенного финансирования выделили под программу, но и эти средства были «зарыты в землю». Такой вывод сделали сахалинские депутаты.
Курилы превратились, как они выразились, в экспериментальную площадку по отмыванию денег. Строительство начинается, причем, выбирается дорогостоящий вариант — роскошный Дом культуры, большая школа, для которой в районе нет столько учеников — а затем останавливается. Ржавеют, приходят в негодность недостроенные объекты… Объем незавершенки — два миллиарда рублей. В Южно-Курильске нет Дома культуры, ни одного спортзала, отсутствует «скорая помощь». На Шикотане нет морга. Школы, библиотеки, квартиры по-прежнему в ветхих, пострадавших от землетрясения 1994 года зданиях… Ветряки, геотермальные станции, задуманные для решения энергетической проблемы, или вообще не работают, или решают проблему лишь частично. Геотермальные станции к тому же вредят окружающей среде — от испарений деревья окрест стоят мертвые.
— Жителям села Головнино надо медали за живучесть дать, — рассказывает один из депутатов. — Это то село, где несколько лет торчит неработающий ветряк и один киловатт электроэнергии стоит дороже, чем в Южно-Курильске, в котором самый высокий в области тариф — 3 рубля 59 коп.
Если оставить душераздирающие картины, то из клубка экономических проблем депутаты вычленили три главные, требующие немедленного решения.
Первая — транспортная. С нее, а не с производственных и культурных проблем надо было начинать, когда осваивались средства. Тогда само строительство было бы дешевле. А пока, поскольку нет пирса, каждая тонна разгрузки на рейде стоит 700 рублей.
Добраться до Южно-Курильска можно практически одним способом — теплоходом «Игорь Фархутдинов». На самолеты из-за погодных условий нет надежды. Представительный десант сам в этом убедился, сдав на обратном пути билеты на самолет и отправившись по морю. Убедился он и в том, как небезопасна посадка с плашкоута на судно (а в шторм, а с детьми?!).
Вторая проблема, обозначенная депутатами — экологическая. Но они считают, что во многом виновата муниципальная власть. Например, не может организовать уборку мусора. Не федеральные ведь чиновники загадили острова?
И наконец, третья — до сих пор не ликвидированы последствия землетрясения. Люди живут, учатся, работают в аварийных домах. Вместо того, чтобы возводить легкие модульные сооружения, которые сразу бы начали давать отдачу, деньги вкладываются в капитальное строительство, которое морально и технически устаревает в процессе длительного строительства и так и не завершается.
Зато силы местных чиновников исполнительной и законодательной власти хорошо задействованы на обслуживании заграничных гостей. В чем представительный десант смог убедиться воочию, поскольку их посещение совпало с визитом губернатора и председателя префектурной ассамблеи Хоккайдо. Высокопоставленные японские гости на официальном мероприятии под названием «Диалог с местным населением на заданную тему» задали такую: устраивает ли вас социально-экономическая ситуация на северных территориях и возможно ли здесь совместное проживание россиян и японцев? Депутатов это возмутило, как и то обстоятельство, что они не увидели на официальных зданиях ни одного флага с символикой области, зато японские флаги были повсюду.
Политическому перекосу способствует и наше непродуманное законодательство, затрудняющее жизнь на островах. Вот пример. В 2002 году в Южно-Курильский район не завезли для отопительного сезона около двух тысяч тонн топлива. Выручили японцы, предоставив тысячу тонн в порядке гуманитарной помощи. Но наше государство принимает закон, по которому топливо не может являться гуманитарной помощью, после чего таможенники приравнивают его к коммерческому товару и требуют пошлину. А пока — в уплату налогов — арестовывается весь транспорт районного самоуправления. Сам мэр передвигается по вверенной ему территории на арендованном автомобиле.
Показательно, что к приезду представительной законодательной власти жители отнеслись с прохладцей. Ажиотажа на приемах у народных избранников не наблюдалось. И действительно, кто только за последние годы из министров и президентов на Курилах ни побывал, какие только обещания не давались…Сейчас, после возвращения, депутаты горят желанием провести независимую проверку областных и муниципальных средств, использованных по федеральной программе, создать постоянно действующий орган по Курилам в структуре областной администрации и в областной думе. «Вот ведь перекос, — возмущаются они. — В администрации Хоккайдо существует целое управлении по делам северных территорий, а мы в своей области такого органа не имеем».
Мнение
Татьяна Якимова, жительница Южно-Курильска, депутат районного собрания
— Острова — это ведь огромная, прилегающая к ним акватория, где идет постоянная добыча рыбы и биоресурсов. Ни на какие поступления в бюджет от промысла нечего рассчитывать, мы будем медленно умирать.Я уже несколько лет возглавляю комиссию по безвизовому обмену, была в Японии, бессчетное количество раз принимала японцев у себя. Вопрос о северных территориях поднимался на этих встречах неоднократно. Надо уметь проживать совместно. Пусть наши государства создадут для этого базу. Будем жить, вместе владеть территорией, вместе строить экономику.Меня часто, особенно когда выбираюсь за пределы района, спрашивают: ведь нищета же на ваших Курилах, что вы так за них цепляетесь? Действительно, когда, например, отключают электроэнергию, а ее отключают часто, как-нибудь впотьмах да и скажешь: да хоть бы отдали нас японцам — не мучили! Но я считаю Курилы своей родиной и люблю ее. Вот вы смотрели сериал «Московская сага»? Уж как немилостиво к этой семье было государство, за что, казалось бы, им Родину любить? А они любят, и мы даже вопросом не задаемся: «За что?».
Между тем
Президент России Владимир Путин издал распоряжение по оперативному решению проблем социально-экономического развития Курильских островов. Как сообщили в управлении пресс-службы и информации администрации Сахалинской области, это, по словам главы государства, «один из приоритетов в деле обеспечения внутриполитической стабильности и укрепления внешнеполитических позиций Российской Федерации». Результаты работы в этой сфере Владимир Путин назвал неудовлетворительными. В своем распоряжении на имя председателя правительства РФ Михаила Фрадкова президент просит представить комплексные предложения по радикальному исправлению ситуации. Особое внимание уделить реализации в кратчайшие сроки конкретных социально значимых проектов, развитию производственной инфраструктуры. Срок исполнения распоряжения — 1 августа. В свою очередь председатель правительства РФ Михаил Фрадков поручил министерствам представить согласованные предложения с проектом доклада президенту до 1 июля.