Александр Латкин
Александр Латкин
По мнению экспертов, ограничения, введённые в связи с угрозой распространения нового заболевания, оказывают негативные последствия на социально-экономическую сферу Дальнего Востока.
 
Об этом на днях говорилось и на уровне законодательной ветви власти. По словам члена Совета Федерации от Приморья Людмилы Талабаевой, с затруднениями столкнулись дальневосточные угольные порты (сенатор активно лоббирует их интересы. - Ред.), отправляющие большие объёмы грузов в Китай. Кроме того, ряд российских предприятий испытывает дефицит компонентов китайского производства. Из-за приостановки работы заводов наши соседи не в состоянии обеспечить выполнение заказов в полном объёме.
 
Гуабаджоу, прощай?
 
Нездоровая во всех смыслах ситуация больно сказывается практически во всех областях жизни. Так, во Владивостоке появилось множество объявлений о продаже китайских точек общепита, давно завоевавших популярность у местного населения.
 
- Кафе продаём действительно из-за коронавируса. Повара уехали в Китай, вернуться не могут. Найти им замену здесь не выходит, китайская кухня специфичная, - цитирует один из Телеграм-каналов автора объявления.
 
На ресторанном бизнесе пагубно отражается отсутствие необходимых приправ и соусов: движение товаров через границу также ограничено, пишет «Интерфакс». Если овощной продукцией удалось запастись в канун появления слухов о дефиците, то со специфическими товарами ситуация сложнее. Кафе китайской кухни могут либо закрыться, либо вынужденно убрать из меню те блюда, ингредиентов которых у них теперь нет. В районе Дальпресса уже опустело двухэтажное здание, где ещё недавно успешно работали китайские кафе и парикмахерская.
 
Роман Иванищев, президент Дальневосточной ассоциации рестораторов и отельеров, призывает приморцев набраться терпения.
 
- Как только границу откроют, всё встанет на свои места. Повара получат визы, необходимые продукты придут тем же самым путём. Это саморегулирующаяся система, - сказал Иванищев агентству.
 
Непонятно, что ждёт игорный бизнес Приморья. По иронии судьбы, на днях стало известно, что отель гостинично-развлекательного комплекса Tigre de Cristal вновь получил признание на международном уровне. Он стал обладателем премии Corporate Travel Awards 2020. Сможет ли заведение удержать высоту в течение нынешнего года - большой вопрос. Tigre de Cristal ориентирован, прежде всего, на туристов из Китая.
 
Мы слишком импортозависимы
 
По просьбе ДВВ нынешнюю ситуацию комментирует Александр Латкин, доктор экономических наук, профессор, руководитель института подготовки кадров высшей квалификации ВГУЭС.
 
- Как это ни печально, но, по всем оценкам, которые витают в информационной среде, и по моим личным данным, Приморье пострадало и пострадает от коронавируса гораздо сильнее, чем другие регионы Дальнего Востока и Россия в целом. Почему? Наш край долгое время очень тесно интегрирован в экономику Китая, и наоборот. Взаимодействие в различных областях осуществляется плотно. К сожалению, опыт прошлых лет нас ничему не научил. Мы до сих пор в огромной степени остаёмся импортозависимыми от Поднебесной. Стоило нашим соседям прекратить поставки овощей и других товаров, как в Приморье цены на них взлетели выше некуда. Сколько бы мы ни говорили, что у нас создана своя база в сельском хозяйстве, пока это только слова. Это первая составляющая, которая самым тесным образом отображается на качестве жизни людей. Хотя мне, конечно, можно возразить: сегодня некоторым предпринимательским структурам стало выгодно втридорога продавать продукты питания в Приморье. Их качество жизни улучшилось, хотя это неправильно.
 
- А какая вторая составляющая?
 
- Наш край, особенно сельское хозяйство, сильно зависит от трудящихся из Китая. На наших овощных, зерновых полях, в фермерских хозяйствах «импортная» рабочая сила была основной и таковой останется долго, поскольку собственных рук в деревнях практически не осталось. Что ждать в перспективе? Хорошего мало. По сути, уже сейчас в южных районах Приморья начинается посевная, в марте наступит пик. Сейчас действует запрет для китайцев на пересечение границы, и неизвестно, когда ограничения снимут. Поэтому с уверенностью можно говорить о том, что всё это приведёт к колоссальным издержкам для сельскохозяйственных предприятий региона.
 
- Если некому будет работать на полях, объёмы производств резко упадут?
 
- Может, нам удастся своими силами справиться с посевной. Но главное - вырастить хороший качественный урожай. Для этого нужны специалисты. А их больше среди китайцев, местных мало. Здесь нас ждут большие неприятности.
 
- Можно их как-то преодолеть?
 
- Лично я пока не понимаю, каким образом это сделать. Хотя вопрос надо решать безотлагательно. Если не ошибаюсь, в Приморье около 11 совместных российско-китайских сельскохозяйственных предприятий. Не говорю о тех компаниях, которые привлекают рабочих из Поднебесной на летний период. Надеюсь, руководители нашего края понимают всю серьёзность ситуации и предпримут определённые меры с тем, чтобы не допустить резкого спада производства. В этой связи настораживает позиция федеральных чиновников, которые, похоже, слабо владеют ситуацией. На днях один большой начальник из Москвы рассуждал по центральному радио: я удивляюсь, почему на Дальнем Востоке такие тяжёлые последствия из-за коронавируса. Там же столько пустующей земли, столько территорий отдали по программе «Дальневосточный гектар». Одно только Приморье могло овощами, мясом весь север региона завалить. Такие умозаключения вызывают лишь горькую улыбку. Мы прекрасно видим, что «гектарная» программа буксует.
 
- Важная составляющая экономики Приморья - туризм. По нему коронавирус тоже больно ударит? По некоторым данным, местные компании теряют треть возможного въездного турпотока.
 
- В этой области всё действительно очень печально. Саммит 2012 года дал прекрасную возможность нашему краю улучшить инфраструктуру въездного туризма. Построено много дорог, мосты, аэропорт Владивостока стал международным, за последние годы на порядок выросло количество авиарейсов во все концы мира. Туристский поток до конца прошлого года нарастал в высокой динамике. Сейчас он резко сократился как в нашу сторону, так и в обратную. Опустели курортные места, такие как Санья, Хайнань, куда тысячи приморцев ездили круглый год. Причём, когда курортная жизнь войдёт в привычное русло, непонятно. Тяжело придётся нашему краю. Туристы из Китая не только посещали местные достопримечательности, но и оставляли в Приморье приличные деньги. Соотношения рубля и юаня изменились в пользу того, чтобы китайцам стало выгоднее покупать нашу продукцию. Ещё пару месяцев назад гости из Поднебесной буквально сметали с прилавков магазинов приморский шоколад, золото, мёд, косметику. Сегодня таких покупателей единицы.
 
- Что вы скажете об импортно-экспортных поставках? Что нам ждать в этой области?
 
- В последние годы мы вели огромную работу с Китаем, ввозили тяжёлую технику, те же тракторы, экскаваторы. У нас собственных сборочных производств пока не создали, а зря. В связи с закрытием границ объёмы грузоперевозок резко сократились, и это не сулит ничего хорошего в ближайшем будущем. Возьмём те же лесные ресурсы. Сколько круглого леса, пиломатериалов, изделий из древесины мы поставляли в Китай! Хотя некоторые назовут эти достижения сомнительными. Здесь объёмы тоже упали. Вышеперечисленные составляющие позволяют сделать вывод о том, что экономике края будет нанесён значительный урон. Конкретные цифры сегодня вряд ли кто сможет назвать. Данные подсчёты - очень тяжёлый труд. Пока я не видел ни одного эксперта, который здраво оценил бы размер потерь. Может, через какое-то время органы региональной власти сядут и прикинут, во сколько нам обходятся последствия коронавируса. Известно, что экономике Китая нанесён ущерб в размере 143 млрд долларов США.
 
Кстати
Рост экономики в 2020 году для Китая составит 5,6 %, считают в Международном валютном фонде. Это на 0,4 процентных пункта ниже, чем в январском прогнозе. По словам исполнительного директора фонда Кристалины Георгиевой, государства со слабыми системами здравоохранения находятся в группе риска. МВФ выразил готовность предоставить гранты для облегчения долгового бремени беднейших стран.
 
При этом Китай направляет значительные средства на борьбу с вирусом. Правительство страны уже потратило около 300 млн юаней ($43,2 млн) из бюджета на борьбу с коронавирусом в городе Ухань и провинции Хубэй.
 
Россия также начала подготовку к масштабной борьбе с коронавирусом. Из резервного фонда России выделено около 1,2 млрд рублей, отметили в Минздраве.
 
По словам заместителя министра здравоохранения Сергея Краевого, деньги в первую очередь пойдут на закупку 17 аппаратов экстракорпоральной мембранной оксигенации (ЭКМО) и 507 высокочастотных аппаратов вентиляции лёгких.
 
Ирина Фасова.
«Дальневосточные ведомости», 27.2.20