Алексей Махинов
Алексей Махинов
С середины 1990-х годов в бассейне Амура усилились негативные проявления природных процессов, обусловленные как естественными предпосылками, так и антропогенными факторами. Среди них следует отметить хроническое загрязнение воды, аномальную маловодность в начале 2000-х годов, катастрофические наводнения 2013 и 2019 годов, последствия техногенных аварий в Китае, значительный подъём уровня воды в озере Ханка, активизацию русловых процессов и размыва берегов, ухудшение состояния пойменных экосистем, сокращение рыбных запасов и ряд других процессов и явлений.
 
В настоящее время существенному преобразованию подвергаются многие уникальные природные комплексы Приамурья, включая такие широко известные в мире объекты, как даурские степи, кедрово-широколиственные леса уссурийской тайги, ихтиологический и пойменный комплексы Амура.
 
Многие из этих процессов не только существенно осложняют условия жизни людей и хозяйственной деятельности, но и наносят прямой ущерб экономике региона. Для его минимизации важно оценить роль каждого из природных и антропогенных факторов, включая трансграничные воздействия. Эта непростая задача потребует серьёзных и трудоёмких исследований и усилий многих специалистов.
 
Бассейн реки Амур - наиболее крупный трансграничный объект на территории России. В его российской части формируется более 260 км3 годового стока воды (6,4% от общероссийского). Поступает с территории КНР и МНР около 105 км3, что составляет 46,2% всего дополнительного стока, приходящего на территорию России из сопредельных государств.
 
Для таких крупных трансграничных бассейнов рек как Амур, расположенных в районах с неустойчивыми условиями формирования стока, важное значение приобретает проблема эффективного управления водно-ресурсными системами. Она сложна не только вследствие особых природных условий динамики водных ресурсов, но и трансграничным положением бассейна. Однако такое управление невозможно без глубокого знания природных процессов, в том числе, связанных с глобальными изменениями климата и активизацией хозяйственной деятельности в регионе.
 
Наиболее чувствительными ко всем видам воздействия являются водные ресурсы бассейна Амура, использование которых имеет свои особенности в России и Китае.
 
Особенности географического положения бассейна Амура обусловливают предпосылки экологической уязвимости водных ресурсов реки. Среди них следует указать на естественные резкие внутригодовые и многолетние колебания водности, сопровождающиеся в отдельные годы катастрофическими паводками или крайне низкими меженными уровнями воды.
 
На Амуре заметно проявляется также изменение водного режима в результате строительства ГЭС, поступление большого количества разнообразных загрязняющих веществ в реки и интенсивные русловые деформации. Эти процессы являются главными факторами, влияющими на качество воды, эффективность действия водохозяйственных и гидротехнических сооружений, условия судоходства. Современные экологические проблемы в среднем и нижнем течениях реки Амур, обусловленные указанными факторами, во многом имеют транс граничную природу.
 
Изменение водного режима
 
Для Амура характерно чётко выраженное естественное многолетнее колебание стока воды.
 
Выделяется несколько этапов высокой водности - начало 1930-х, конец 1950-х, середина 1980-х годов. Последний такой период наступил в 2009 году и продолжается до настоящего времени. Он характеризуется наиболее амплитудными изменениями максимальных расходов воды. Несмотря на общее нарастание водности в ХХ столетии, эта закономерность на рушилась, начиная с 1970-х годов, что объясняется не только климатическими изменениями, но и антропогенным воздействием - строительством крупных водохранилищ на притоках Амура - Сунгари, Зее, Бурее, в значительной степени регулирующих сток реки. На этом фоне резко выделяются экстремально низкие летние уровни воды в нижнем течении реки Амур в 1992, 2000 2002 годах.
 
Крупнейшие в истории паводки на Амуре, вызвавшие катастрофические наводнения, произошли в последние годы - 2013 и 2019 годах и обусловлены во многом климатическими изменениями. В настоящее время имеются основания считать значительные масштабы наводнений следствием изменений путей движения воздушных масс, приносящих в континентальную часть южных районов Дальнего Востока продолжительные интенсивные атмосферные осадки. В меньшей степени сказывается роль антропогенных факторов.
 
Наиболее интенсивное влияние на изменение гидрологического режима рек оказывают ГЭС. В настоящее время в бассейне р. Амур действуют три крупных ГЭС - Зейская, Бурейская и Фыньманская. Общая площадь бассейна, регулируемая ими, не превышает 10%. Однако водный режим Амура в среднем и нижнем течении претерпел заметные преобразования, поскольку водохранилища ГЭС изменяют сток рек коренным образом.
 
В результате происходит перераспределение стока воды между рукавами, активизируются процессы размыва берегов, осложняются условия работы городских водозаборов, в частности, в городах Хабаровск и Амурск.
 
Осушение болот на равнине Саньцзян, строительство малых водохранилищ, использование воды для орошения также сказываются на водном режиме Амура, однако оценить их до вольно трудно, не имея показателей изъятия воды, и получить их часто не удаётся.
 
Изменения водного режима реки негативно отразились на биологической продуктивности водных экосистем и поймы. Водохранилища ГЭС в силу ряда причин не могут эффективно регулировать сток воды рек, хотя обязаны быть одним из важнейших инструментов защиты территорий от наводнений.
 
Возможность возведения новых ГЭС, в том числе на реке Шилка, намечаемый китайской стороной отбор воды из реки Аргунь и другая масштабная деятельность в бассейне Амура (расширение земледелия, лесоразработки, пожары и др.) являются прямой угрозой для сохранения условий безопасного водопользования в российской части реки Амур.
 
Таким образом, существует несомненное трансграничное воздействие не только на качество воды, но и на гидрологический режим, что не всегда учитывается при рассмотрении экологических проблем реки Амур.
 
Русловые процессы
 
Амур характеризуется высокой динамичностью русловых переформирований. Это проявляется в интенсивном размыве берегов, появлении новых и расширении ранее действовавших рукавов, смещении плёсов и перекатов, возникновении обширных кос и островов. Имеющиеся данные о скоростях этих процессов, а также сравнения плановых съёмок отдельных участков русла Амура за разные годы, свидетельствуют о значительной неравномерности в интенсивности этих процессов на различных по морфологии участках долины Амура.
 
Особенно интенсивно преобразования русла происходят в большие паводки, случающиеся один раз в 50 - 100 лет. Экспедиционные исследования, проведённые в Институте водных и экологических проблем ДВО РАН, показали, что в русле реки Амур особенно высокая активность эрозионно-аккумулятивных процессов отмечалась во время наводнений.
 
Скорость размыва берегов достигает 20 метров в год, обуславливая активное формирование обширных подвижных кос. Их развитие ведёт к дальнейшей фуркации рукавов, уменьшению их транспортирующей способности и накоплению в руслах значительного количества наносов.
 
В среднем течении Амура (в пределах Амурской области) такие участки приурочены к местам возведения на китайском берегу берегозащитных и противопаводковых дамб, протягивающихся иногда на несколько километров вдоль берега (общая протяжённость их составляет около 300 км). Ежегодная безвозвратная потеря ценных пойменных и долинных земель из за размыва берегов только для России может составить до 100 га.
 
Одним из наиболее нежелательных для хозяйственной деятельности проявлений эрозионно-аккумулятивных процессов в среднем течении реки Амур и в нижнем течении реки Уссури является постоянное перераспределение стока воды между рукавами. Наиболее активно этот процесс происходит на участках многофакторного хозяйственного воздействия на русло реки.
 
В пределах нескольких крупных русловых и пойменно-русловых разветвлений рек Амур и Уссури на пограничных участках выявлены потенциально опасные тенденции в развитии русла, обусловленные естественными и антропогенными факторами.
 
Анализ русловых процессов в их пределах свидетельствует о преимущественной аккумуляции наносов в основных рукавах со снижением пропускной способности водных потоков и явно выраженном увеличении водности во второстепенных рукавах, которые в настоящее время являются внутренними водами России.
 
Динамика русловых процессов на этих участках направлена к существенным морфологическим преобразованиям русла, способным привести в будущем к переносу фарватера и постановке вопроса о пересмотре прохождения линии Государственной границы с КНР с отчуждением крупных пойменных островов соседнему государству. Общая площадь островов, которые могут отойти Китаю, составляет около 150 кв. км (для сравнения площадь государства Сингапур - 719,1 кв. км). Наиболее проблемными являются разветвлённые участки Нагибовский, Венцелевский, Сунгарийский и Сахалинский на Амуре, а также Киселёвский и Шереметьевский на Уссури.
 
Однако в настоящее время надёжных данных для оценки масштабов и прогноза пере формирований русла недостаточно для обоснования наиболее эффективных способов проведения берегозащитных и руслостабилизирующих мероприятий и объёмов таких работ. Чтобы получить количественные характеристики оценки опасности выявленных тенденций развития русловых переформирований, необходимо проведение регулярного мониторинга русловых процессов на основе специальных наблюдений за динамикой рукавов и берегов на наиболее динамичных участках рек Амур и Уссури. Сохранение стабильного состояния русел рек и предупреждение эрозии берегов, является одним из важнейших направлений в сотрудничестве с китайской стороной.
 
Качество воды
 
Важнейшей экологической проблемой стало состояние качества водных ресурсов реки Амур, формируемое как на территории Китая, так и на российской части бассейна. Масштабы загрязнения воды представляют значительную угрозу не только водной экосистеме нижнего течения реки Амур протяжённостью около 1300 км, но и обширным акваториям в Амурском лимане и Сахалинском заливе.
 
Проведённые в ИВЭП ДВО РАН исследования качества воды свидетельствуют о существенной неоднородности и сложном распределении различных ингредиентов в русле Амура, обусловленном влиянием крупных притоков - рек Сунгари и Уссури. В Амуре большинство тяжёлых металлов (Cu, Zn, Cd, Hg, Pb) имеют повышенные содержания в воде у правого берега Амура или на середине реки. Аналогичное распределение характерно для многих других химических веществ, в том числе хлорорганических соединений, представляющих особую опасность для водных экосистем Амура, что указывает на преимущественное поступление их с территории Китая.
 
Техногенные аварии в условиях усиливающегося антропогенного загрязнения приводили в последние годы к возникновению нескольких экологически опасных ситуаций, поставивших на грань риска обеспечение населения Приамурья качественной питьевой водой. Особенно опасной и тревожной была авария на химическом заводе в городе Цзилинь в 2005 году, когда пришлось предпринимать неординарные мероприятия по нейтрализации её последствий.
 
Несмотря на их уроки, ситуации с возникновением экологически опасных воздействий на реку Амур остаются весьма актуальными. Нижнее течение реки надёжно не защищено от возможного повторения негативных последствий опасных техногенных катастроф.
 
Масштабы загрязнения воды реки Амур продолжают оставаться значительными, в том числе в результате трансграничного воздействия на водные объекты при отсутствии очистных сооружений, либо слабой эффективности их работы.
 
Загрязняющие вещества мигрируют, накапливаются на дне, аккумулируются биообъектами (в том числе рыбой) и в отдельных случаях трансформируются до токсичных продуктов. В конечном итоге они выносятся в прибрежные морские акватории, оказывая негативное влияние на состояние экосистем Японского и Охотского морей.
 
В результате распашки земель, вырубки лесов и масштабных лесных пожаров увеличивается сток наносов, повышающих неустойчивость русла, активизацию эрозионных процессов, формирование обширных отмелей, усиливается неравномерность скорости течения воды.
 
Всё это имеет негативные последствия для судоходства, сохранения условий для поддержания устойчивого развития, прежде всего, водных и пойменных экосистем Приамурья.
 
Таким образом, существует большое количество данных, указывающих на несомненное влияние хозяйственной деятельности на территории Китая не только на качество воды, но и на водный и русловый режимы реки Амур, что не всегда учитывается при рассмотрении проблем трансграничных воздействий.
 
Для устойчивого социально-экономического развития дальневосточного региона, расположенного в благоприятных природно-климатических условиях, важное значение имеет решение водохозяйственных проблем, связанных с обеспечением безопасности от негативного влияния вод, сохранение качества воды с целью промышленного и питьевого водоснабжения, а также сохранение уникальных рыбных ресурсов бассейна Амура.
 
Большая роль в решении экологических проблем бассейна реки Амур принадлежит совместным действиям с соседними странами, прежде всего, с Китаем. В настоящее время существует российско-китайское соглашение, предусматривающее совместную деятельность по обмену экологической информацией, организации комплексного мониторинга окружающей среды, реализации согласованного перечня природоохранных мероприятий в области природоохранного законодательства, экологического образования и просвещения населения, организации совместных постов гидрохимического мониторинга, формирования единой терминологической базы данных на русском и китайском языках.
 
Однако, несмотря на предпринимаемые меры по упорядочению природопользования на приграничных территориях РФ, Китая и Монголии, экологическая ситуация в бассейне реки Амур улучшается медленно, продолжая негативно влиять на качество многих природных ресурсов, условия безопасной жизнедеятельности населения и устойчивого социально-экономического развития региона. Экологические проблемы бассейна Амура могут эффективно решаться на основе комплекса мероприятий.
 
Алексей Махинов,
главный научный сотрудник Института водных и экологических проблем ДВО РАН,
доктор географических наук.
г. Хабаровск.
«Дальневосточный ученый», № 23 (1635).