А. Громов
А. Громов

В ноябре во втором чтении депутаты Законодательной думы приняли бюджет 2010 года. Третье - редакционное, то есть принципиально в нем уже ничего не изменится. Мы, депутаты от КПРФ, голосовали против бюджета. Объясню, почему. Да, социальные расходы будущего года остались на уровне нынешнего. Это даже с небольшим ростом. Хорошо. Но, с другой стороны, мы не нашли возможности проиндексировать заработную плату бюджетникам. А ведь в стране инфляция, которая съест изрядную долю совсем небольших зарплат. К тому же с нового года - традиционное повышение тарифов на тепловую и электрическую энергию. А зарплата остается на уровне 2009 года. Мы удивляемся, почему это во многих районах не хватает медиков, педагогов. Да потому, что жить на их зарплату невозможно.

 

Но самое неприятное, что слово председателю крайсовпрофа, который специально пришел на заседание думы, предоставили только после того, как депутаты проголосовали за бюджет. На мой взгляд, это неуважение к профсоюзам, которые представляют интересы бюджетников, которых мы оставили без доплаты к зарплате. Депутаты могли его хотя бы выслушать. «Единороссы» в ходе обсуждения, как заклинание, повторяли, что бюджет надо принимать и что 1,5 миллиарда рублей на индексацию заработной платы у нас нет. Выходит, испугались, что Виктор Корякин заронит зерно сомнений у депутатов и они не проголосуют за бюджет? Но «единороссов» - то в думе большинство. Или у нас нет веских аргументов объяснить людям, что происходит?

 

Крыша над головами чиновников пока не течёт

 

Президент призывает: Россия, вперед! Но тогда и бюджет наш должен быть хоть в чем-то прорывным. Да, теперь трудно - мировой кризис. Но в любые времена мы находили возможность вкладывать средства в те области, которые выводили нас вперед. Есть хороший пример - лесоперерабатывающее предприятие « Аркаим». Предприятию правительство предоставило госгарантии под банковский кредит. Это новая техника, новые технологии плюс новые рабочие места. В бюджете следующего года подобных проектов нет. Даем гарантии «Хабаровским авиалиниям» на покупку трех самолетов у «Дальавиа». Но это скорее материальная помощь в 50 миллионов рублей коллективу обанкротившегося предприятия, чем модернизация.

 

Наши оппоненты упрекают нас, мол, вы всегда против. Не всегда, если вспомнить голосование за кандидатуру губернатора. Казалось бы, президент предлагает, «Единая Россия» одобряет, наши голоса губернатору не особенно-то и были нужны. Но накануне у нас состоялся с ним нормальный разговор. И мы поддержали кандидатуру нового губернатора.

 

Как член комитета по бюджету и налогам, я внимательно изучаю бюджет и ежегодно вношу много поправок. Ни одна из них не принимается, не приняты они и в этом году. О чем идет речь?

 

Поправка первая - выделить 50 миллионов рублей на ремонт и оборудование школьных стадионов. В прошлом году предлагал, настаиваю и в этом. Президент много говорит о здоровье наших детей, о том, что надо увеличить количество часов на физкультуру. И потом у нас никогда не хватит денег на покупку профессиональных спортсменов, нужно растить своих. Давайте начнем! Мне говорят, дескать, это муниципальная собственность, а программ, по которым мы могли бы финансировать эти расходы, нет. Но когда нужно, мы не разбираемся, чья собственность. Пример - комплекс зданий на улице Тихоокеанской, краевой суд. Собственность федеральная, но несколько сот миллионов рублей мы туда выделили. И ни у кого никаких вопросов!

 

Понятно, что 50 миллионов рублей на школьные стадионы - это очень мало. Одна школа в Лососине просила: дайте нам четыре миллиона рублей, и мы обустроим стадион. Они давно посчитали, что им нужно. И таких школ по краю наберется немало. Как только правительство предложит муниципальным образованиям дать предложения, сумма увеличится до 500 миллионов! Глядишь, такими темпами все стадионы приведем в порядок.

 

Поправка вторая - решить, наконец, проблему одиноко проживающих пенсионеров. Ее все знают, соглашаются, действительно, люди страдают, но несколько лет ничего не делают. Вношу поправку в бюджет, нет, говорят, надо в программу социальной поддержки малоимущих. Вношу в программу, нет, говорят, сначала - в бюджет. Круг замыкается. Наше законодательство таково, что если двое малоимущих пенсионеров живут в большой квартире, то им к нормативной площади, на которую начисляются льготы по оплате жилищно-коммунальных платежей, добавляются еще десять квадратных метров. Если один из супругов умирает, льготы на дополнительные метры уже не дают. Человек остается один со своей бедой и большой квартирой, которую в небольших поселках не поменять. Люди отдают половину пенсии на коммунальные платежи. Мне говорят, что сделали исключение для лиц старше 70 лет. Но до 70 лет еще дожить надо!

 

Следующий посыл президента в послании Федеральному собранию - модернизация экономики с помощью инноваций. Я - реалист, бюджет напряженный, а потому предлагаю добавить на инновации к десяти предусмотренным миллионам рублей еще десять. Депутат, который вносит поправку, должен назвать источник финансирования, иначе поправка даже не рассматривается. То есть новые расходы возможны только за счет перераспределения других статей. У кого-то надо взять. У меня на этот счет есть свои соображения, но поправка отвергается. Выходит, мы слушаем президента, но его предложения саботируем?

 

На мой взгляд, и сельскому хозяйству надо добавить денег, чтобы отрасль, по сравнению с 2009 годом, финансировалась хоть с небольшим плюсом, а не минусом. В целом на раздел «сельское хозяйство» добавили 20 миллионов рублей, но они не расписаны, на что именно пойдут деньги - неизвестно. Останутся ли там субвенции для сельхозпроизводителей, которые получали их на каждый литр молока и килограмм мяса, большой вопрос. А вообще расходы на сельское хозяйство в будущем году уменьшаются на треть.

 

Где, по моему глубокому убеждению, можно безболезненно взять средства? На капитальный ремонт объектов государственной власти выделяется 125 миллионов рублей, в частности речь идет о пристройке к «белому дому». На мой взгляд, там нет нужды форсировать работы. Давайте немного сократим расходы. Вот и найдем 50 миллионов рублей на школьные стадионы! Я не против того, чтобы мы не берегли государственную собственность, но давайте сделаем сначала первоочередные работы, а потом еще. Ну если всем трудно!

 

В этом году я с удивлением узнал, что из краевого бюджета 15 миллионов рублей выделено на ремонт некоммерческой организации - института развития Дальнего Востока на улице Ленина, 15. Он располагается в здании бывшего геологического музея. На вопросы, что это за организация и почему краевой бюджет ей помогает, ответов я не получил. На следующий год предусмотрено уже 10 миллионов рублей на содержание института. Он, может быть, конечно, и нужен, но при чем тут краевой бюджет? Я предложил деньги с этой статьи убрать. Как раз на инновации. Это, на мой взгляд, важнее! Остальные средства, а это порядка 60 миллионов рублей, найти за счет сокращения расходов на госаппарат. Итого, 109 миллионов рублей. Это не миллиарды. Но они некие векторы. Свидетельство того, насколько мы действительно хотим что-то сделать для людей.

 

При втором чтении бюджета ряд поправок не стали рассматривать вообще по формальным основаниям. А ведь в Законодательную думу обращались наши коллеги из хабаровской и городской думы Комсомольска-на-Амуре. Требование то же. Если что-то хотите добавить, найдите, у кого можно эти деньги забрать. Но давайте посмотрим, что депутаты предлагают. Если в них есть рациональное зерно, давайте изучим. В конце концов, это может стать поправкой комитета. Мне говорят, нет. Есть требования к закону о бюджете, и они обязательны для всех.

 

А Хабаровская городская дума, в частности, просила предусмотреть деньги на строительство водовода из Тунгусского месторождения. Дело в том, что Федерация выделяет деньги при условии софинансирования. Понятно, что проект большой, строительство обходится в копеечку. Оставлять Хабаровск один на один с этой проблемой, на мой взгляд, неправильно. Ведь чистая вода в конце концов придет во все районы краевого центра. Поучаствовать в таком строительстве - имидж краю. И ведь депутаты Хабаровской гордумы просили небольшие суммы.

 

О политической реформе

 

Опять же президент говорит о реформе политической системы. Он считает, что в законодательных органах должны быть пропорционально представлены все партии, которые участвуют в выборах. Обращаюсь, мне говорят: вот когда выйдет закон, тогда и посмотрим. А ведь президент обратился не только к Федеральному собранию, но и к депутатам Законодательных собраний, ко всей нации. Получается, президент говорит одно, но на местах делают другое. Двойные стандарты! Или мы все работаем вместе, или холодная война в обществе будет продолжаться. А ведь послание президента и создает платформу для согласия.

 

О «Дальавиа» и других, ждущих зарплату

 

Ситуация с «Дальавиа», конечно, сложная. Дума принимает поправку в краевой бюджет нынешнего года с тем, чтобы выделить 171 миллион рублей на зарплату работникам обанкротившегося предприятия. Деньги оформляются как материальная помощь, а она, как известно, безвозмездна. Хотя нам и говорят, что деньги вернутся в бюджет в течение полугода. «Дальавиа» - предприятие федеральное. Почему мы помогаем Федерации? И потом у нас на тот момент было 680 миллионов рублей долгов по зарплате. А как же с остальными? Люди тоже пострадали, у них есть семьи, дети. Почему деньги нашли только для авиаторов? Разрешая одну несправедливость, мы порождаем другую. Чем хуже селяне, у которых маленькая зарплата, которую они не могут получить годами? А ведь коровы в том же «Восточном» - краевая собственность. Люди ждут зарплату в Эльбане, в Советской Гавани на разорившемся горпищекомбинате, судоремонтники и судостроители и т.д. Чем они хуже? Федеральное правительство решает проблемы АВТОВАЗа, Пикалева, там, где могут пострадать достаточно много людей, где возможны социальные взрывы. Считаю, что это чисто политический вопрос. По поводу выделения денег для «Дальавиа» я не голосовал против, я воздержался. Моя позиция: помогать надо всем или никому. Если, конечно, речь не идет об исключительных случаях.

 

О транспортном налоге

 

Сейчас все говорят о транспортном налоге, который Госдума чуть было не увеличила в несколько раз. На следующий год транспортный налог у нас в крае не вырастет. Есть законодательная норма, по которой решения об увеличении налогов и ставок должны быть опубликованы в печати до 1 декабря. Подобных публикаций не случилось. Значит, транспортный налог остается на уровне прошлого года. Все изменения по налоговым ставкам в краевой бюджет уже внесены. В Хабаровском крае он не самый большой и не самый низкий. Многие думают, что налог этот целевой, он идет на ремонт и содержание дорог. Чем больше платим, тем лучше дороги. На самом деле это не так. Транспортный налог поступает в общий котел и является таким же источником дохода, как любой другой.

 

Какая кроется опасность в маневрах федеральной власти вокруг этого налога? Федеральный бюджет уже в следующем году не додает краю большие суммы. В 2010 году финансовая помощь регионам уменьшена на 350 миллиардов рублей. Плюс к тому на миллиард рублей краю добавили дополнительных расходов. Это и летний оздоровительный отдых детей и содержание ПТУ. То есть денег не дали, а расходы увеличили. Господин Кудрин, автор этой идеи, говорит: да, денег из федеральной казны выделяется меньше, но мы вам все компенсируем. Вот вам налоговая база, увеличивайте тот же транспортный налог и собирайте!

 

Акцизы на пиво тоже остаются в региональных бюджетах. Опять же широкое поле для инициативы! Но производители пива говорят, что, если акцизы увеличатся, объемы упадут. Пить пива во много раз больше люди не станут. То есть федеральное правительство предлагает нам увеличить транспортный налог в два раза, на наше усмотрение. Мол, ваше дело увеличивать налог или пожалеть автомобилистов. Но удвоение налога уже учитывается как некая исходная сумма доходов региональных бюджетов. На этот объем финансовой помощи регион уже не получит. Словом, не мытьем так катаньем регионы подталкивают налоги повышать. При остродефицитном бюджете есть большой соблазн пойти по этому пути. Хотя в крае его резко не повышали. Считаю это антинародной мерой, поскольку доходы у большей части населения не растут.

 

Справки, которые дороже мяса

 

Недавно вместе с депутатом Государственной думы Сергеем Штогриным мы проехали по Нанайскому району, встречались с избирателями в Троицком, Джонке, Лидоге, Дубовом Мысе, поселке Маяк. На чем всегда держался Нанайский район? На лесе и рыбе. Были леспромхозы, рыбоколхозы. Была работа. Теперь ничего этого нет. В том же Дубовом Мысе, по словам жителей, только официально зарегистрированных безработных - 220 человек. В поисках работы люди уезжают на вахты, занятость для женщин - школа, детсад, мелкая торговля. Словом, полная безнадега. И нет никакой перспективы.

 

Раньше местных жителей кормила тайга - грибы, ягоды. Но теперь создается Анюйский национальный парк. С одной стороны, хорошо. А с другой - грибы собирать нельзя, за ведро штраф - 500 рублей. Раньше люди заготавливали дрова рядом. Теперь это запрещено. Лесоучастки отводятся аж вблизи Комсомольского района. Это очень далеко. Прежде чем рубить дрова, надо ехать в Троицкое за разрешительными бумагами. Приехал, а человека на месте нет. День пропал. Расстояния -то вон какие! Дрова становятся золотыми. А газ невесть когда еще будет, да и платить за отвод к дому надо кругленькую сумму. Что делать людям, которые оказались в черте национального парка? Если встать на букву закона, надо оттуда всех выселять. Но это невозможно. Что делать? Никто не решает эти проблемы.  

Даже мелкая инициатива рубится на корню. Земли у нас много, надо людям давать, пусть работают. Но попробуй ее взять в собственность - дорого.

 

В Нанайском районе мы попали на совещание предпринимателей. Люди рассказывают про мытарства с ветслужбой. Инструкция такая. К примеру, загрузил оптовик мясо в Хабаровске, едет в Комсомольск-на-Амуре, естественно, через Нанайский район. Но чтобы потом розничным продавцам взять на реализацию это мясо и везти из Комсомольска-на-Амуре в Нанайский район, нужны новые справки. Предпринимателю дают ветсвидетельство без права снятия копии, то есть в единственном экземпляре. Но для каждой торговой точки нужно новое ветеринарное свидетельство. Одна такая бумага стоит 82 рубля. Предприниматель жаловалась, что на эти бумаги она тратит в месяц четыре-пять тысяч рублей. Не считая времени на поиски тех, кто эти справки выписывает. И это помощь малому и среднему бизнесу?

 

В том же Дубовом Мысе, рассказывали люди, есть врач и машина, но это не «скорая помощь». Ночью что-то случится, ни врач, ни водитель не обязаны везти человека в ближайшую больницу. Это их добрая воля. Соответственно, нужны бензин и заработная плата. Чем дальше в глубинку, тем у людей больше вопросов. В том же Маяке большая проблема - освещение дороги. Тротуары есть не везде, человек идет вечером по обочине, его не видно. А трасса там оживленная. Люди просят, им бы вдоль дороги хотя бы десяток фонарей.

 

Со всеми этими проблемами мы обязательно обратимся в органы власти и будем добиваться конкретных решений. Для нашей партии нет ничего важнее интересов людей. И мы будем делать все, чтобы жизнь их стала хоть чуточку лучше.

 

Подготовила Елена Ищенко.

Фото С. Плотникова.

«Тихоокеанская звезда», № 232.