Невозможность уже на протяжении нескольких месяцев согласовать размер дотаций тарифа на железнодорожные пригородные перевозки между администрацией края и ОАО «Экспресс Приморья» с первого рабочего дня января приведет к  отмене почти половины электричек.

 

Могут быть  отменены все дневные пригородные поезда, дальние — в Уссурийск и Партизанск, Тихоокеанскую, Смоляниново… К слову,  между Партизанском и Смоляниново вообще нет автобусного сообщения. Гендиректор ОАО «Экспресс Приморья» (учредители — ОАО «РЖД» и администрация Приморского края) Анатолий Сенченко предупреждает приморцев: продумайте, как в новом году вы будете добираться на работу и учебу во Владивосток и уезжать обратно.

 

Российские железнодорожники видят свою функцию в перевозке грузов и пассажиров на дальние расстояния. Организация пригородного сообщения — забота субъектов федерации. С таким видением, возможно, вынужденно, но  в свое время согласились администрации краев и областей. В 2008 году был подписан договор между президентом ОАО «РЖД» Владимиром Якуниным и губернатором края Сергеем Дарькиным о развитии транспортного комплекса Приморья на 2009–2011 годы. Было сказано, что отрабатывается новая методика взаимодействия с регионами.

 

Однако до сих пор это взаимодействие никак не получается отработать в пяти регионах страны, в том числе и в Приморье.

 

«Экспресс Приморья» сейчас — официальный перевозчик, записан в реестре естественных монополий. Понятно, что в работе руководствуется рядом документов, часть которых, говорит Анатолий Сенченко, несовершенна. Например, они дают право субъектам федерации регулировать тарифы на пригородные электрички, но не обязывают их это делать. Вот наша приморская проблема в том и состоит: не хочет администрация края правом регулировать тарифы пользоваться. Точнее так: не отказывается, но и не делает под разными предлогами. В итоге пассажиры сейчас покупают билеты по тарифам более чем годичной давности, иными словами — оплачивают менее половины себестоимости проезда.

 

Вышеупомянутый договор между Якуниным и Дарькиным предусматривал, что местный бюджет будет заказывать «Экспрессу» услугу перевозки пассажиров и дотировать ее. Иными словами, нужен государственный контракт на организацию транспортного обслуживания населения края и  определение механизма предоставления дотаций. Заказа как такового нет, поэтому в ОАО сами удивляются: а зачем мы работаем? Между тем пригородным железнодорожным сообщением, по словам заместителя генерального директора по пассажирским перевозкам Татьяны Посновой, пользуются летом 1 миллион 100 тысяч приморцев, зимой — 750–800 тысяч в месяц. Дотаций нет.  

 

— Сейчас депутаты принимают бюджет края на 2010 год, — говорит Анатолий Сенченко. — Мы обращались и в администрацию, и в Законодательное собрание с просьбой рассмотреть вопрос пригородного железнодорожного сообщения в части согласования тарифов и размера дотаций. И переписка есть, и совещание было, вот только толку никакого нет.

 

В последний раз вопрос перевозки пассажиров, который «вызывает большую озабоченность депутатского корпуса», обсуждался на еженедельном совещании федеральных структур под председательством спикера парламента Виктора Горчакова 13 октября. Депутаты вроде бы понимают: надо давать деньги. И даже требуют гарантий того, что «дополнительные затраты обеспечат комфорт пассажиров, приведут к снижению стоимости билета для льготников». Что надо деньги давать, понимают и в администрации края.

 

— Действительно, соглашение оговаривало, что в 2009 году администрация края посодействует в 50 процентной компенсации убытков по пассажирским перевозкам льготных категорий пассажиров, к 2011-му — выйдет на 100 процентное финансирование, — говорил на совещании директор департамента промышленности и транспорта администрации края Игорь Хрущев. — Но губернатор потребовал обосновать сумму этой финансовой нагрузки. Мы проверяем «населенность» поездов, анализируем график прохождения подвижного состава, чтобы понять, как лучшим образом удовлетворить потребности населения. Вопрос остается в поле нашего зрения.

 

— Нам уже как-то в сердцах бросили: а вы нам не нужны! Автобусы на линию поставим и решим проблему, — рассказывает Анатолий Сенченко.

 

Это ж сколько надо автобусов «поставить», чтоб охватить объем железнодорожных перевозок, да еще на единственное, итак переполненное шоссе во Владивосток?! А зимой? Железнодорожное сообщение — единственное надежное, оно привезет и увезет вовремя.

 

Перевозчик понимает, что рассчитывать только на краевой бюджет нельзя, оптимизировать надо и свои расходы. Здесь уже подсократили персонал, отменили мало востребованные электрички и некоторые маршруты, сократили вагоны в составах с 10 до 8, а кое-где и до 6, уменьшили длину маршрутов — ну, да пассажиры сами заметили.

 

На 2010 год дотации на пригородное железнодорожное сообщение необходимы в размере 400 миллионов рублей. Если их не будет, то что?

 

Возможны два варианта. Оптимистичный предполагает, что ОАО «РЖД» простит администрации края ее нерасторопность и самостоятельно выделит половину суммы, плюс произойдет повышение тарифов на билеты  на 14,5 процента. Критический вариант: если администрация края не найдет 200 миллионов рублей, то «Экспресс Приморья» сокращает и свои расходы на эту же сумму и уменьшает в два и более раз, как уже было сказано выше, частотность движения. Сейчас ходит 24 пары поездов, на 2010 год уже  составлен «критический» график, состоящий из десяти пар. От безысходности просто.

 

В общем, ситуация  аховая. Это тем более удивительно, что все больше людей живет в пригороде Владивостока, все больше жителей Надеждинского района, Шкотово и Артема ездят на работу и учебу в краевой центр. А если вспомнить про идею Сергея Дарькина о мегаполисе Большой Владивосток, в который войдет даже Уссурийск? С одной стороны, губернатор говорит о мегаполисе, в котором население могло бы свободно перемещаться; с другой — вынужденная отмена электропоездов не способствуют этой политике. На что губернатор собирается строить высокоскоростную магистраль «Владивосток — Артем — Уссурийск», если сейчас при «социально направленном» (?!) бюджете край не может обеспечить  социальную защиту  пока еще не объединенным в мегаполис жителям южной части края? Этими вопросами задаются железнодорожники.

 

Видимо, придется приморцам ходить по шпалам, поскольку даже недавняя согласительная комиссия из представителей краевого парламента и администрации, созданная по инициативе фракции «Единая Россия» «для рассмотрения вопросов социально значимости», вынесла решение по поправкам к проекту закона «О краевом бюджете на 2010 год», включив туда многое социально значимое, но  забыв о пригородном железнодорожном  сообщении напрочь..

 

P.S. Как стало известно «Новой» во Владивостоке», буквально на днях совещание на тему «Что же делать с пригородными перевозками пассажиров?» в администрации края все-таки состоялось. Но… результат оптимизма не добавил!

 

Ольга Журман,

«Новая газета»- Владивосток, 10.12.09.