Спрут Олега Сафонова
О. Сафонов |
(function(w, d, n, s, t) { w[n] = w[n] || []; w[n].push(function() { Ya.Context.AdvManager.render({ blockId: "R-A-127969-6", renderTo: "yandex_rtb_R-A-127969-6", async: true }); }); t = d.getElementsByTagName("script")[0]; s = d.createElement("script"); s.type = "text/javascript"; s.src = "//an.yandex.ru/system/context.js"; s.async = true; t.parentNode.insertBefore(s, t); })(this, this.document, "yandexContextAsyncCallbacks");
|
Это его стремительное продвижение декларировалось особой миссией. Новый полпред должен был возглавить борьбу с криминальными проявлениями во всех сферах жизни дальневосточного региона. Вездесущие журналисты тут же раскопали темные пятна в личной биографии Сафонова. Многих поразило, что столь бескомпромиссная миссия доверена человеку, способному устроить пьяный дебош в московском ресторане с пальбой в потолок из табельного оружия.
В пьяном угаре Сафонов умудрился потерять и пистолет, и служебное удостоверение. В новогоднюю ночь 2005 года с Сафоновым случился очередной казус: к уже обычно теряющимся пистолету ПМ и удостоверению сотрудника ФСБ в качестве бесследно пропавших вещей добавились удостоверение помощника полпреда, 16 тысяч рублей, 1600 долларов США и золотая брошь.
Вступление во власть Олег Александрович по традиции начал с банкета. Один из тостов новоиспеченный полпред поднял за людей, способствовавших его быстрому продвижению по карьерной лестнице.
С особой благодарностью Сафонов упомянул о персоне, сыгравшей ключевую роль в его головокружительных кадровых перемещениях. Олегу Александровичу действительно есть за что благодарить судьбу, связавшую крепко родственными узами и деловыми проектами с Виктором Петровичем Ивановым. Экс-помощник президента по кадровым вопросам, а ныне директор Госнаркоконтроля Виктор Иванов первым поздравил его с назначением: очередная кадровая вершина сулила не мало.
Теперь в аппарате полпредства, возглавляемого Сафоновым, расцвел «кадровый» бизнес, торговля согласованиями и назначениями на федеральные должности в ДФО.
Должность за определенную мзду - такой расклад приводит к зависимости сродни наркотической. Ведь любой, купив пост и будущие перспективы, готов душу отдать дабы угодить благодетелям. Тех, кто с характером и голову гнуть не привык, держат на страхе. Благо в российской действительности примеров расправы руками правоохранительных органов по сфабрикованным делам в достатке. В результате новой декриминализационной кадровой политики Сафонова развернули активную деятельность одиозные личности.
За ярким примером далеко ходить не надо. На сафоновской волне высоко взлетел Сергей Ломаев - близкий друг приморского авторитета Петрака. Автобиография Ломаева, написанная собственноручно при поступлении на госслужбу изобилует чудовищными грамматическими ошибками.
И в заявлении о согласии трудиться в качестве главного федерального инспектора Ломаев, носитель поддельного диплома о высшем образовании, имеющий за плечами всего лишь сельскую школу и водительские курсы, твердой рукой вывел на бумаге: «Полномочьному Предстовителю Призедента РФ» и был принят на работу. В каких профессиональных сферах до этого момента проявился талант нового аппаратного работника в автобиографии Сергей Ломаев скромно умолчал, указав, что «в Приморском крае руководит разными подрозделениями». В то время, как уголовная биография «Лома» весьма яркая. Начинается она с эпизода, когда Ломаев попадает в круг подозреваемых в 1995 году в связи с покушением на главу Первореченского района г. Владивостока Демина А.В.
В 2001 году, будучи генеральным директором ВКХ «Юг Приморья», привлекался к уголовной ответственности за незаконное предпринимательство и незаконное распределение квартир. Кстати, из-за головотяпства директора ВКХ «Юг Приморья» Ломаева один из пригородных поселков Владивостока был просто смыт с лица земли, были и погибшие. Но в данном случае все закончилось формальной служебной проверкой. В 2005 году Ломаев, уже как генеральный директор ОАО «Далькомхолод», проходит обвиняемым по целому букету экономических преступлений. Ломаев и Петрак на отдыхе.
Петраков и Ломаев в Таиланде |
(function(w, d, n, s, t) { w[n] = w[n] || []; w[n].push(function() { Ya.Context.AdvManager.render({ blockId: "R-A-127969-6", renderTo: "yandex_rtb_R-A-127969-6", async: true }); }); t = d.getElementsByTagName("script")[0]; s = d.createElement("script"); s.type = "text/javascript"; s.src = "//an.yandex.ru/system/context.js"; s.async = true; t.parentNode.insertBefore(s, t); })(this, this.document, "yandexContextAsyncCallbacks");
|
Сафонов и Ломаев познакомились, когда Олег Александрович командовал кадрами в Росрыболовстве. В аппарате нового полпреда «Лом» занял место главного федерального инспектора по Приморскому краю, а после скандала с поддельным дипломом о высшем образовании перебрался в Москву и продолжил работать в той же должности, но уже, не по отдельному региону, а по всей стране. Именно Ломаев выступал разводящим в большинстве назначений на федеральные должности в ДФО при Сафонове.
Механика проста до слез. Ломаев перед назначением звонил кандидату на должность и сообщал цену согласования кандидата полпредом. Если человек соглашался и оплачивал услуги согласно таксе, из полпредства в соответствующее федеральное ведомство поступал положительный отзыв на кандидата, в противном случае, при отсутствии «смазки», на соискателя должности выкатывалась телега с негативом. Для ускорения прохождения документов соискателей в кадровой службе Администрации Президента заместителем Сафонова в ДФО был назначен Сергей Гулий бывший работник этого ведомства.
Так, Олегу Липаеву должность представителя Минэкономразвития по Приморскому краю, обошлась в пятьдесят тысяч долларов и отзыв был великолепный. А вот временно возглавляющий Приморское территориальное управление Росрыболовства Иванков Алексей Егорович - уважаемый в Приморье пограничник, тридцать лет боровшийся с браконьерами на море, послал вымогателей куда подальше, хотя Ломаев просил-то не очень много – всего $1,2 млн. долларов. И, следуя выстроенному чиновничьему регламенту, в ход пошла «плохая» бумага, где федеральный инспектор Павел Пущин свой отрицательный отзыв на назначение Иванкова мотивирует «…отсутствием практических (!) навыков в сфере рационального использования, изучения, сохранения, воспроизводства биологических ресурсов».
Близость к сильным мира сего и безнаказанность окончательно вскружили Ломаеву голову и он «поплыл», потеряв чувство реальности. Послушав «Лома», можно было прийти к выводу, что многие назначения на государственные должности (а уж дальневосточные – абсолютно все) решаются только при непосредственном участии Сафонова и Ломаева.
В кругу знакомых «Лом» заявлял «…мы с Олегом (Сафоновым) решили, что все ГФИ (главные федеральные инспекторы) будут подо мной, а моего Макса я назначу главным по Приморью (имеется в виду главным федеральным инспектором)...». «Мой Макс» – это Максим Венедиктов, шофер Ломаева. Хорошая карьера – прямо из грязи в приморские князи. Венедиктов кстати, шустрый и расторопный, как любая челядь: организовать баньку, донести пьяное тело шефа до дверей дома и исполнить массу других важных государственных поручений – ничем не гнушается.
Впрочем, сделать в ДФО «главными» своих людей, способных с разных сторон проталкивать шкурные проекты коррумпированных чиновников «сафоновцам» действительно удалось.
За полтора года были назначены свои начальники ФСБ и УВД по Приморскому и Хабаровскому краям, губернаторы ряда территорий, начальник и заместители Дальневосточного Главка МВД РФ, руководители многих территориальных органов федеральных ведомств, арбитражные и федеральные судьи. Планировалась замена практически всех губернаторов округа, на должности мэров городов поддерживались кандидаты с сомнительным прошлым.
Интересы преступной группы не заканчивались назначением за деньги на государственные должности. С назначения все только начиналось.
В качестве основных сфер деятельности Сафонов определил лесную, рыбную, горнорудную (в особенности, драгметаллы) отрасли Дальнего Востока. Через исполнение контрольных функций полпреда Президента в округе, выстраивались «откатные» схемы в нефтегазовых проектах региона, особенно связанных с транспортировкой газа на рынки Китая и АТР, в строительстве федеральных автодорог и объектов Саммита АТЭС.
Под предлогом обеспечения национальной безопасности на контроль ставилась приграничная экономическая политика. Доходы шли от «крышевания» контрабанды и теневого рынка иностранной рабочей силы. Разработанная преступная схема позволяла контролировать и использовать многомиллиардные финансовые потоки.
Кое-что из этих планов реализуется и сейчас. «Сафоновцам» удалось настроить «крышевание» рыбного бизнеса на Сахалине. Дело сверхприбыльное. К тому же доверенным лицом в криминальном промысле выступает сам руководитель управления Россельхознадзора по Хабаровскому краю и Сахалинской области Олег Иванович Новокрещенов. Поскольку выдача разрешительных документов на транспортировку биоресурсов находится в ведении Россельхознадзора, руководителю ведомства не составило ни какого труда «обложить» данью всех заинтересованных лиц.
Такса была установлена «твердая» с каждого транспортируемого килограмма рыбы выложи три рубля, за один куб леса — два доллара. И денежки текли (и текут?) рекой. Не минуя и карман Сафонова. «Засвеченного» Новокрещеного совсем недавно перевели в Москву, в аппарат Росрыболовства, а на его место пришел А. Волков из тех же «сафоновцев»
По информации, просочившейся в СМИ, Сафонов лично встречался с крупнейшим сахалинским рыбопромышленником Верховским (в настоящее время находится под следствием по делу, которое возбуждено МВД РФ).
Беседы эти носили неофициальный характер и преследовали одну важнейшую цель — установить полный контроль над рыбопромышленным комплексом Сахалинской области. У Сафонова аппетиты росли быстро. Речь шла о постоянно текущем перечислении крупных сумм для личных расходов уважаемого Олега Александровича. Мертвой хваткой держит Сафонов Сахалин.
Кто бы осмелился не уважить влиятельного человека, если осуществление сомнительных операций прикрывает начальник УФСБ по Сахалинской области Рогожкин (назначенец «сафоновец»). Под контроль людей Сафонова попали потоки грузов, проходящие через таможенные посты Приморского края. Для этого к деятельности группы Сафонова привлечен бывший сотрудник ФСБ Шевелев.
С легкой руки полпреда Сафонова была развернута агрессивная война вокруг металлоломного бизнеса в Приморье. Влиятельная поддержка подхлестывала бизнесменов. Была устроена полная истерия в региональных и федеральных СМИ. И не безрезультатно.
Перевес финансовых возможностей оказался на стороне предпринимателей, зарабатывающих на экспорте лома. Под давлением криминальных авторитетов и «сафоновцев» защитные меры отменены. Российское сырье вновь беспрепятственно продается за границу, принося баснословные прибыли коммерсантам и нанося мощный урон экономике региона.
Не гнушаются «сафоновцы» получать денежные средства и от представителей преступных сообществ. Давно приносит солидный доход группе дружеское «крышевание» преступного бизнеса одного из хабаровских «авторитетов». Ан Бен Кук по кличке «Анчик» не скрывает и даже гордится тем, что находится под опекой бывшего полпреда. По имеющимся сведениям именно через корейскую преступную группировку Сафонов получил один миллион долларов США за «курирование» уголовного дела, зацепившего сразу трех дальневосточных «воров в законе». Люди Сафонова честно отрабатывают «бабки».
Главного свидетеля со стороны обвинения некого Масленникова загадочным образом срочно задержали в Москве и теперь склоняют к отказу от показаний, которые он ранее давал суду. Всеми правдами и неправдами воров стремятся вызволить из-под стражи, а затем и вовсе развалить всю доказательную базу. В успешном исходе дела «сафоновцы» не сомневаются. Не впервой им тягаться с законом, которому они якобы усердно служат.
Через верных людей в следственном управлении СК при прокуратуре РФ по Хабаровскому краю Сафонову неоднократно доставались сливки от сделок по развалу уголовных дел в отношении членов «общака».
В СМИ была информация о том, что руководитель следственного управления СК при прокуратуре РФ по Хабаровскому краю Фатеев и два его молодых сотрудника Лысенко и Коновод за определенную мзду решают вопросы прекращения или возбуждения уголовных дел.
Так за попытку развала судебного процесса над «ворами в законе» Лысенко получил крупную сумму деньг через оставшихся на свободе лидеров организованной преступной группировки. Все руководители следственного управления СК при прокуратуре РФ по Хабаровскому краю находятся под покровительством группы Сафонова.
Почему люди, наделенные чинами и властью, продолжают служить «сафоновцам»? Ответ прост - они «отрабатывают» Сафонову свое назначение на высокий пост и готовятся к дальнейшей головокружительной карьере.
Дальневосточный проект Сафонова продолжает развиваться. Криминальный Спрут крепко и глубоко запустил свои щупальца во все сферы жизни отдаленного региона. Сафонов, чтобы укрепить боевой настрой в рядах соратников, убеждает их в скорой смене руководства страны, правда, не уточняя на каких уровнях.
Сафонов свято верит, что он очень скоро удобно усядется в кресло Министра внутренних дел РФ. Верит, что былое влияние вернется и к высокому покровителю, заместителем которого он работает в настоящее время. И тогда все, кто задействован в дальневосточной схеме, получат по заслугам.
Президент Медведев объявил бескомпромиссную войну коррупции в России. Страну впереди ждет тяжелая и долгая дорога выхода из кризиса. И не должно быть на этом пути «винтиков» и «шпунтиков» удачно вкрученных в машину власти для извлечения личной выгоды. В статье «Россия, вперед» Президент недвусмысленно дал понять, что осилить кризис в компании с продажными чиновниками будет невозможно. А значит, пора и на Дальнем Востоке поставить заслон всем, кто служит хроническим шкурным интересам зарвавшегося Спрута.
Семен Правдоруб,
The Moscow Post, 16.11.09
Антикомпромат