Прокуратура (Кристина Шишкова, помощник прокурора города Биробиджана) не может ответить на вопрос депутатов |
|
Новость об отставке мэра Биробиджана Евгения Коростелева, вопреки надеждам инициаторов этой отставки, не вызвала бурной радостной реакции у жителей города, кроме, конечно, небольшой группы недальновидных людей.
А все потому, что в городе нашем живут адекватные и далеко не глупые люди, которые понимают: как правило, чиновник такого уровня уходит в отставку по собственному желанию, но не своему, а чиновников более высокого уровня. И в основе этого собственного желания зачастую лежат интересы не населения, а их личные.
Изначально выдвижение кандидатуры Коростелева на пост мэра административного центра области не вызывало у подавляющего числа горожан положительной реакции. Но господин Левинталь тогда проигнорировал мнение биробиджанцев.
Многочисленные жалобы на работу мэрии в первые два года оставались без внимания и большей частью даже без ответов.
Но время шло, и постепенно люди стали замечать, что на фоне полной разрухи в области, к которой привела деятельность губернатора Левинталя, город еще хоть как-то выживает. Микрорайоны Биробиджана, в которых дома отапливает не Биробиджанская ТЭЦ, а муниципальные котельные, в отопительные периоды 2017-2018 г. и 2018-2019 г. особых проблем с углем не испытывали. В 2015 и 2016 годах были отремонтированы семь дворов за счет городского бюджета, а в 2017 году - одиннадцать городских дворов по программе «Комфортная городская среда». В зимние периоды управляющие компании стали, наконец, очищать от снега и наледи дворовые территории.
Мало, конечно, этого мало для того, чтобы изменить кардинально отношение к себе жителей Биробиджана. Но Коростелев и сам прекрасно понимал, что не обладает лидерскими качествами и безусловным талантом хозяйственника. Левинталь его водрузил в кресло мэра, и он старался работать в меру своих сил и способностей. Его рейтинг был не высоким, но, как ни странно, выше рейтинга Левинталя.
А в 2018 году он нас всех удивил: во-первых, муниципалитет за счет своего бюджета подготовил проект капитального ремонта старого моста. Была проведена экспертиза проектной документации, затем Коростелеву и его команде удалось защитить этот проект и смету в соответствующих министерствах РФ, которые приняли решение выделить на капитальный ремонт нашего старого моста порядка пятисот миллионов рублей из федерального бюджета. Часть этих денег - около трехсот миллионов рублей - должна поступить уже в этом году.
Во-вторых, Евгению Коростелеву удалось добиться в высоких московских кабинетах включения города Биробиджана в федеральную программу реконструкции и ремонта городских дорог. Федерация выделила Биробиджану на реализацию этой программы девятьсот миллионов рублей, которые должны в течение шести лет поступать равными долями - по сто пятьдесят миллионов рублей в год.
Получается, что в общей сложности в этом году город должен получить порядка четырехсот пятидесяти миллионов федеральных рублей.
Это большие деньги, но не только: это единственный и абсолютно реальный шанс постепенно отремонтировать старый мост и почти все городские дороги, но, как мы понимаем, при условии, что эти деньги будут расходоваться эффективно.
В апреле 2019 года первые сто пятьдесят миллионов рублей на ремонт дорог поступят в казну области, а область обязана без проволочек перечислить их муниципальному образованию «Город Биробиджан».
Муниципалитет, получив деньги, обязан объявить аукцион, или конкурс на определение подрядной организации, которая будет выполнять ремонт дорог.
Кстати, кроме всего прочего, это обеспечит работой одну или несколько местных профильных предприятий, а налоги от деятельности этих предприятий пополнят областную и городскую казну. В общем, выгодно всем: и городу, и области, и простым биробиджанцам, которые уже устали мечтать о хороших дорогах.
Но за месяц до поступления первых ста пятидесяти миллионов губернатор Левинталь приглашает на разговор Коростелева и предлагает ему написать заявление об уходе в отставку по собственному желанию. Почему? Оказывается, потому что у Коростелева низкий рейтинг.
Я думаю, если бы низкий рейтинг был на самом деле основным аргументом для отставки чиновников по собственному желанию, то первыми должны были бы подать в отставку господин Левинталь и его команда, а Коростелев был бы последним в этой очереди.
Замечу, что он в данной ситуации сдался не сразу. После разговора с Левинталем ушел на больничный, а через неделю вышел на работу, решив никакого заявления не писать. Но у губернатора в руках достаточно рычагов для того, чтобы претворять свои цели в жизнь. Один из них - прокуратура, которая, если верить некоторым местным СМИ, готова возбудить уголовное дело в отношении Коростелева, якобы, за неисполнение решений судов.
Ну, не смешно ли?
Если бы прокуратура, действительно, контролировала исполнение чиновниками решений судов, принятых в интересах населения области, то она давно бы в отношении губернатора Левинталя обеспечила возбуждение целого ряда уголовных дел. Перечислю малую толику оснований:
1. Неисполнение решений Верховного Суда РФ по приведению в соответствие нормативов потребления коммунальных услуг на территории ЕАО. (2015 год).
2. Неисполнение решений суда ЕАО о приведении в соответствие нормативов предоставления медицинских услуг населению ЕАО по программе государственных гарантий. (2016 и 2017 годы).
3. Неисполнение решений судов об обеспечении жильем детей-сирот в ЕАО. А таких решений, если я не ошибаюсь, больше двухсот!
Я могу продолжить этот перечень и, поверьте мне, он будет очень длинным. Но, думаю, достаточно и этих трех пунктов, поскольку только от перечисленных мной неисполненных решений судов страдают не десятки и не сотни, а тысячи, десятки тысяч жителей Еврейской автономной области.
Однако я не помню случая, когда наша прокуратура возбуждалась бы по статье 315 УК РФ (неисполнение решения суда) в отношении господина Левинталя.
Видимо, понимая, что после возбуждения такого уголовного дела в отношении Коростелева доверие горожан к прокуратуре испарится окончательно, «око государево» подключило местных антимонопольщиков, уже давно, на мой взгляд, потерявших это доверие.
И на основании выводов УФАС по ЕАО прокуратура, якобы, собирается возбудить уголовное дело по фактам нарушений, имевших место при проведении аукциона на постройку дополнительного корпуса для детсада № 50. На это строительство были выделены федеральные деньги.
Но вот незадача: Коростелев вплоть до своей отставки так и не подписал распоряжение о перечислении этих денег строительной фирме, поскольку претензии у прокуратуры к построенному корпусу возникли сразу, после окончания строительства. Почему претензий не было в начале этой истории, когда объявлялся аукцион, или когда начиналось строительство? Потому что такой задачи никто не ставил? А тут вдруг поставили?
Коростелев по натуре своей не боец. Сражаться с прокуратурой он не будет. Да это и невозможно. Наша прокуратура очевидного не замечает, а именно, того, что позволяет себе региональная власть. Даже если вы озвучите неоспоримые факты «отмывания» бюджетных денег, она на это, может, и отреагирует, но, скорей всего, представлениями или административными штрафами. Зато к волеизъявлению губернатора Левинталя, она, как выясняется, готова прислушиваться.
А он изволил, во-первых, освободить кресло мэра для своего человека в то самое время, когда в город вот-вот должны прийти первые сто пятьдесят миллионов рублей на ремонт дорог и триста миллионов рублей на ремонт моста. Дальше - этот человек, я думаю, будет делать все, что ему скажут.
Например, в конкурсе или аукционе по выбору подрядной организации обязательно победит какая-нибудь иногородняя фирма. Она будет ремонтировать наши городские дороги, обязательно будет, но стоить ее работа, я думаю, будет очень дорого, и, скажем так, вместо ста километров дорог денег хватит только на пятьдесят.
Местным дорожникам работать и зарабатывать не дадут. Налоги эта иногородняя фирма будет платить не здесь, не в Биробиджане, а в том городе, где она зарегистрирована, так что казна Биробиджана лишится значительной суммы денег, которую можно было бы направить, например, на ремонт дворовых территорий и въездов во дворы. А со старым мостом, скорей всего, будет та же история, что и с мостом в Нижнеленинском: денег будет не хватать, потому что «сваи как-то не так вобьют».
Это все - во-первых.
Теперь - во-вторых: получение федеральных денег на ремонт городских дорог и старого моста губернатор объявит своей заслугой, и весь год будет нам про это рассказывать. А через год - в 2020-м - выборы главы региона.
Предполагаю, что у Левинталя нет сомнений в том, кто будет новым губернатором ЕАО.
Какие тут сомнения, если и в 2020-м году, и в последующие четыре года в город будут поступать по сто пятьдесят миллионов рублей, я уж не говорю о второй части денег на ремонт моста - о двухстах миллионах, которые должны быть выделены городу также в 2020 году.
Есть еще и «в-третьих». В сентябре этого года будут выборы в Городскую думу. Господину Левинталю нужен мэр, который сможет на полную катушку подключить административный ресурс для того, чтобы провести в городскую думу своих кандидатов, которые, в свою очередь, став депутатами, будут принимать нужные ему решения.
В общем, на мой взгляд, сегодня здесь, на нашей с вами родине, происходит попытка узурпировать власть в Биробиджане.
Видимо, муниципальные районы области уже не могут удовлетворить растущие потребности господина Левинталя, уже просто нечем удовлетворять? Ему нужен город, у которого, в связи с вливанием в него довольно больших федеральных денег, появились, наконец, вполне реальные перспективы развития?
Должны ли мы этому противостоять? Конечно, должны. Это ведь наш с вами дом, и нам с вами решать, кто в нем хозяин. Даже в отсутствии прямых общенародных выборов мэра у нас есть и право, и возможности влиять на выборы главы муниципалитета. Тем более, что опыт таких выборов, благодаря господину Левинталю, мы уже приобрели.
Левинталь и его команда это понимают и спешат, очень спешат. Они сделали все для того, чтобы на внеочередном заседании городской думы четвертого марта было принято решение о создании конкурсной комиссии по выборам нового мэра и проведении выборов чуть ли не через месяц - уже в апреле. Вот такой план: быстро-быстро «воткнуть» в кресло мэра своего ставленника, так, чтобы город не успел опомниться. Но все пошло не по их плану.
Председатель городской думы Павел Ворожбит огласил повестку дня. Первый вопрос: отставка мэра Коростелева.
Депутаты единогласно проголосовали за то, чтобы принять отставку.
Дальше - второй, третий и последующие пункты - о выборах нового мэра: о внесении изменений в положение о конкурсе, о создании конкурсной комиссии.
Когда Павел Ворожбит предложил рассмотреть вопрос о составе конкурсной комиссии, слово взял главный редактор еженедельника «Газета на Дом», депутат Городской думы Сергей Бурындин:
- Можем ли мы принимать решение об избрании главы муниципального образования? В соответствии со ст. 36 частью 8.1-1 Закона № 131, у нас должно быть не менее шести месяцев до окончания депутатских полномочий. То есть на момент избрания нового мэра у нас должно оставаться не менее полугода до окончания депутатского срока. Процесс избрания мэра разделен на две части: сначала работает конкурсная комиссия, затем депутаты принимают решение. И тот день, когда мы будем принимать решение, будет уже за пределами этого полугодичного срока. Поэтому может получиться так, что, если мы сегодня решение примем, то «заложим мину замедленного действия» и человек, которого мы изберем, впоследствии, скажем так, по мнению той же прокуратуры, может оказаться нелегитимен, итоги конкурса будут аннулированы, а следующему созыву депутатов придется опять выбирать мэра. Я предлагаю письменно обратиться в прокуратуру с тем, чтобы она дала нам также письменные разъяснения данных норм Федерального Закона, так как считаю, что в противном случае мы можем принять незаконное решение.
Павел Ворожбит:
- Я просил прокуратуру сделать официальное заключение по этому проекту. Что вы поясните, Кристина Сергеевна?
Кристина Шишкова, помощник прокурора города Биробиджана:
- Давайте говорить о том, что шестимесячный срок начинается с даты досрочного прекращения полномочий главы муниципального образования… Если мы говорим, что выборы в Городскую думу назначены на восьмое сентября, а день прекращения полномочий мэра, если я не ошибаюсь, двадцать восьмого февраля, то шестимесячный срок здесь еще не истекает.
Сергей Бурындин:
- Кристина Сергеевна! Норма Закона как звучит:
«8.1-1. В случае досрочного прекращения полномочий главы муниципального образования избрание главы муниципального образования, избираемого представительным органом муниципального образования из своего состава или из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса, осуществляется не позднее чем через шесть месяцев со дня такого прекращения полномочий.
При этом если до истечения срока полномочий представительного органа муниципального образования осталось менее шести месяцев, избрание главы муниципального образования из состава представительного органа муниципального образования осуществляется на первом заседании вновь избранного представительного органа муниципального образования, а избрание главы муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса, - в течение трех месяцев со дня избрания представительного органа муниципального образования в правомочном составе».
Иными словами, если мы продолжим сегодня рассматривать эту повестку дня и примем те документы, которые в повестке имеют место (создание комиссии, проведение конкурса), мы в любом случае вернемся к этому вопросу в апреле, когда тех самых шести месяцев у нас уже не будет. Поэтому я просил бы вас, если вы считаете, что это - наши полномочия, а не следующего созыва депутатов, дать нам официальное заключение прокуратуры по этому поводу.
Кристина Шишкова:
- Смотря что считать днем окончания полномочий Городской думы. Это избрание нового созыва и его первое заседание. Правильно? На сегодняшний день мы же не говорим об окончании ваших полномочий к моменту принятия решения о конкурсе.
Сергей Бурындин:
- Нет. Мы говорим об избрании. На момент избрания мэра у нас должно оставаться до окончания полномочий не менее шести месяцев. Но у нас на момент избрания этих шести месяцев не будет в любом случае.
Кристина Шишкова:
- (после длительной паузы) Ну хорошо. Мы свое заключение по этому поводу дадим.
Павел Ворожбит:
- Кристина Сергеевна, я вас прошу, чтобы вы сделали официальное заключение.
Сергей Бурындин:
- Я считаю, что мы, конечно, можем и дальше сегодняшнюю повестку заседания рассматривать, но если в результате будет дано прокуратурой заключение о том, что избрание нового мэра не является нашими полномочиями, то дальнейшая работа по повестке в настоящий момент смысла не имеет…
Павел Ворожбит:
- Я хотел бы, чтобы прокуратура сегодня дала заключение. Я просил, чтобы заключение нам представили сегодня перед заседанием думы.
Кристина Шишкова:
- Ну, к слову, у прокуратуры даже нет такой обязанности представлять такое заключение на соответствие Федеральному законодательству… Здесь надо все-таки понимать: мы назначаем в течение шести месяцев со дня прекращения полномочий главы муниципалитета. Но не сказано в Федеральном законодательстве, что истечение этих шести месяцев должно быть на момент избрания все-таки главы. Где это написано?.. У нас же существует процедура назначения проведения конкурса. Решение мы принимаем о проведении конкурса, если я правильно понимаю, сегодня. Правильно? Седьмого числа оно будет опубликовано. Правильно? Восьмого оно вступит в законную силу. Шесть месяцев мы соблюдаем. В Федеральном Законе не сказано: со дня голосования, или со дня проведения конкурса, или со дня принятия решения о проведении конкурса.
Сергей Бурындин:
- Кристина Сергеевна! Речь идет именно об избрании. О дате избрания мэра. А на момент избрания у нас шести месяцев не будет. Поэтому хотелось бы увидеть официальную позицию прокуратуры по этому поводу. В проекте решения думы есть пункт шестой, в котором говорится: провести четвертого апреля в десять часов утра заседание конкурсной комиссии. А по итогам заседания этой комиссии будут, естественно, определены кандидатуры на пост главы муниципалитета. Если это все будет за пределами наших полномочий, то какой смысл принимать сегодня такой проект решения?..
Людмила Копенкина:
- Просто, если мы сейчас не примем решение, то девять месяцев город будет без главы…
Сергей Бурындин:
-… Перед своим избранием, губернатор полгода был исполняющим обязанности. Так что ничего страшного нет. Есть заместители мэра, они работают. Насколько мне известно, вопросов к ним не возникает...
Павел Ворожбит:
- Что скажет наш юрист?
Александр Федосеев, юрист Городской думы:
- Уважаемые депутаты! В соответствии с нормами Федерального Закона, конкурсные процедуры запускать вы вправе сегодня, то есть вносить изменения в положение, назначать конкурс, но просто само избрание главы муниципального образования должно быть осуществлено Городской думой не позднее шести месяцев до окончания срока ее полномочий. Все! Если этот срок будет меньше, то избрание мэра должно осуществляться Городской думой нового созыва.
Павел Ворожбит:
- Процедуры мы можем сегодня запускать?
Александр Федосеев:
- Процедуры - да! А избирать - нет, если у вас останется меньше полугода до сложения полномочий на день избрания мэра.
Павел Ворожбит:
- А смысл тогда в чем?
Сергей Бурындин:
- Поэтому я и предлагаю получить сначала заключение прокуратуры, а после этого вернуться к рассмотрению повестки дня. Сегодня рассматривать эту повестку нет никакого смысла.
Борис Косвинцев, депутат:
- Я думаю, Сергей Бурындин прав.
Григорий Волохов, депутат:
- Все правильно: наш официальный запрос в прокуратуру - ее официальный ответ…
Дальше на заседании думы происходило следующее: Павел Ворожбит объявил перерыв на пятнадцать минут. После перерыва представители прокуратуры должны были озвучить свое заключение. Но перерыв затянулся. Ждали тридцать минут. Наконец, Павел Васильевич занял место председательствующего и объявил, что представители прокуратуры просят дать им время до завтрашнего утра.
Заседание было перенесено на двенадцать часов пятого марта… Быстро-быстро решить вопрос с выборами нового мэра, так, чтобы город не успел опомниться, четвертого марта не получилось.
Все пошло не по плану Левинталя и его команды. Думаю, он рассчитывал на прокуратуру, а та не рискнула взять на себя ответственность за такую, я бы сказала, странную трактовку Федерального законодательства. Четвертого марта не рискнула, а пятого марта заставила депутатов взять эту ответственность на себя.
За час до начала заседания думы прошло собрание депутатской фракции единороссов, на котором, как я понимаю, депутатам от «Единой России» было разъяснено, как они должны голосовать.
В двенадцать часов, когда они вошли в зал заседаний, было уже понятно, что произойдет дальше. А дальше встал представитель прокуратуры Ярослав Новосельцев, который заявил, что никаких письменных заключений прокуратура не обязана давать депутатам, а депутаты обязаны проголосовать за начало процедуры выборов мэра, за начало работы конкурсной комиссии и за выборы мэра, и это - не вопреки нормам Федерального законодательства. Просто что депутаты неправильно понимают эти нормы. Они должны понимать их так же, как наша местная прокуратура, и верить ей на слово. И они поверили. Они проголосовали, практически, все «ЗА». Практически, все, кроме депутата-самовыдвиженца Сергея Бурындина.
Итак, я считаю, что мы имеем сегодня решение городской думы, нарушающее Федеральный закон. А уже в апреле, я думаю, будем иметь нелегитимного мэра города Биробиджана. А если вспомнить о тех самых больших деньгах, которые в ближайшее время поступят в город, то где-то в октябре-ноябре, наверное, прокуратура начнет предъявлять претензии к этому новому мэру и вообще выскажет свое возмущение по поводу его так называемого избрания. И объясняться в правоохранительных органах придется депутатам этого - пятого созыва. Но это будет позже, а сегодня они должны, вернее, обязаны объясниться со своими избирателями! Надеюсь, избиратели их об этом настоятельно попросят.
Елена Голубь,
«Газета на Дом» № 8