Сергей Фургал обратил пристальное внимание на сельское хозяйство. Фото: Вячеслав Реутов.
Сергей Фургал обратил пристальное внимание на сельское хозяйство. Фото: Вячеслав Реутов.
До 18 сентября 2018 года в России был только один губернатор, сумевший избраться вопреки решению администрации президента. Им был Сергей Левченко в Иркутской области. И казалось, что иркутское исключение лишь подтверждает общее правило: управлять регионами могут только те, кому это дело поручит Кремль.
Прошедшие региональные выборы показали, что ситуация меняется.
 
На фронте перемен
 
Представители ЛДПР и КПРФ победили в Хабаровском крае, Хакасии и Владимирской области. И не нужно быть пророком, чтобы предсказать, что это лишь начало перемен, назревших на всех уровнях власти и управления. Однако то, как будет развиваться политический процесс в следующем году, в значительной степени зависит от того, как пойдут дела в регионах, уже переживающих перемены сейчас. И в первую очередь в самом крупном и значительном из них - Хабаровском крае. Политические ставки здесь по своему значению выходят далеко за региональные рамки, превращая Хабаровск в одну из точек, где - нравится это кому-то или нет - творится федеральная политика.
 
Для избранного губернатора Сергея Фургала это не обязательно такая уж хорошая новость. Мало того, что к нему будет повышенное внимание, он, волей судеб, оказывается вынужден доказывать перспективность самой идеи перемен. Для жителей края важно, чтобы новый руководитель добился успеха в решении накопившихся проблем. В то же время противники позитивных перемен кровно заинтересованы в обратном.
 
Не рано ли критиковать?
 
Неудивительно, что критика губернатора начинается буквально с первых дней его пребывания у руля региона. Причем атака ведется по самым разным направлениям, начиная от кадровой политики, заканчивая отсутствием немедленных решений для больных вопросов, которые до него никто не только не решил, но и годами не хотел признавать. На сей раз эти проблемы вдруг признаны и обозначены, зачастую, теми самыми людьми, что ранее их отрицали.
 
Вполне естественно, что нового губернатора Хабаровского края критикуют и те, кто оказался осенью в числе проигравших, и те, кто ожидает чуда и надеялся на мгновенные изменения. Чудес, как известно, не бывает. Чудно и то, что почти все проблемные точки, о которых судачат критики, достались Фургалу в наследство от Вячеслава Шпорта. Где, спрашивается, были эти критики еще два месяца назад? Видимо некоторые из них - под крылом проигравшего губернатора.
 
Однако, защищая нового главу региона от несправедливых нападок, нужно признать и объективные проблемы. Жители края прекрасно видят рост цен на товары и услуги, знают проблемы в жилищно-коммунальном хозяйстве, страдают от низкого уровня зарплат и пособий. Именно по тому, как новое руководство края будет эти проблемы решать, оно и будет оцениваться. При этом все понимают, что региональная власть не всесильна, что социально-экономическая ситуация ухудшается по всей стране, и добиться успеха в одном конкретном регионе будет очень непростой задачей.
 
Диалог с «центром» налажен
 
Но оставим эту тему. Критика полезна для губернаторов - бодрит и не дает расслабиться. Что же касается реальной политики, во многом сегодняшняя ситуация в Хабаровском крае напоминает то, что происходило в Иркутской области два с половиной года назад. Глав районных администраций, принадлежавших к «Единой России», подговаривали объединиться против губернатора, мэры областной столицы и Братска публично выступали против руководителя области. Вот и на сей раз мы видели те же угрозы. Благо многие из них так и остались виртуальными угрозами, не перейдя в формат реальных проблем.
 
Вполне вероятно, что часть федерального начальства настроена «проучить» непокорный регион, наглядно показав его жителям, что они выбрали не того, кого им велели. Но население края вполне способно делать собственные выводы из происходящего. К тому же мы не зря сказали лишь про «часть» федеральных чиновников. С другой частью - очевидно более влиятельной и авторитетной - избранный губернатор, судя по всему, уже наладил рабочий контакт. Об этом мы можем судить по недавнему рейтингу влияния губернаторов, где Сергей Фургал занял место в середине списка. Это нельзя расценивать иначе как признание успешного старта губернаторства со стороны Москвы. Обычно новички вынуждены первое время болтаться в хвосте подобных рейтингов.
 
Главный ресурс губернатора
 
Вопреки надеждам оппонентов, население края не испытывает разочарования в итогах выборов. 61,3% опрошенных жителей региона доверяют новому губернатору (для сравнения, поддержка крепкого, без кавычек, хозяйственника В.И. Шпорта в лучшие времена держалась на уровне 40%). Число тех, кто, по данным социологов, «удовлетворен» или «скорее удовлетворен» деятельностью нового руководства в разы превышает число недовольных.
 
Поддержка населения сейчас главный «капитал» новой региональной власти. Конечно, этот капитал, как и любой другой, может быть неэффективно использован и растрачен. Но если подобное произойдет, то не из-за интриг оппонентов губернатора.
 
Для того, чтобы сформировать новую команду, наладить ее работу и выработать - с учетом запросов и потребностей населения - новую стратегию развития, нужно время. Как показал опыт Иркутской области, любые позитивные перемены люди все равно смогут почувствовать всерьез не ранее, чем через год-полтора. Примерно столько же времени будет работать и их кредит доверия. Так что время у нового губернатора есть. Пока есть.
 
Значит ли это, что у Сергея Фургала все в порядке? Отнюдь нет. Он может потерпеть неудачу точно так же, как может и добиться успеха. Но исход дела будет зависеть вовсе не от мелочей, на которые, за неимением лучших поводов, сейчас бросаются критики губернатора.
 
Да, нужно ездить по районам, вникая в проблемы на местах. Но ездить не просто для того, чтобы красоваться перед телекамерами и раздавать неоправданные обещания. Анализируя ситуацию надо четко понимать, что может и должно быть сделано при имеющихся реальных ресурсах, а чего сделать пока не удается (и об этом тоже надо честно говорить, не создавая завышенных ожиданий).
 
Если низовая поддержка - важнейший козырь новой администрации, значит надо превратить ее в практическую энергию перемен, дать людям стимул и возможность самим конструктивно действовать на местах, формулировать предложения, искать ресурсы для решения проблем, проявлять инициативу.
 
Новая реальность
 
Готовой стратегии для региона и в самом деле нет. И это неудивительно. То, что случилось в сентябре во Владимире, Хабаровске и Хакасии, с точки зрения российской политической повседневности, было невозможным. А потому теперь, когда новая реальность наступает, начинать надо, в известном смысле, с чистого листа. Однако это создает не только трудности и проблемы, но и огромные возможности.
 
Кадры надо заменять, но лишь по мере того, как появляются достойные кандидатуры (в том числе и на районном уровне). Региональная власть должна искать ответы на существующие проблемы вместе с жителями и профессиональными сообществами края, с экспертами с представителями общественности. Новая команда должна не просто формироваться на основе профессионализма, но и сам профессионализм будет проверяться не по прошлым достижениям, а по текущей работе в новых, меняющихся обстоятельствах.
 
Логично предположить, что и ошибок, и неудач будет изрядное количество. Но и для страны, и для края поиск ответов и решений все равно окажется куда лучшим вариантом, чем стремление закрыться от проблем и отчаянные попытки предотвратить перемены любым доступным способом.
 
Алексей Мак.