Фото: АО «Авиакомпания "Аврора"»
Фото: АО «Авиакомпания "Аврора"»
Как выяснил “Ъ”, в капитал дальневосточной авиакомпании «Аэрофлота» «Аврора» может войти Хабаровский край. Регион при этом передаст ей в управление местные «Хабаровские авиалинии». Исходно именно участие дальневосточных регионов было основным условием создания «Авроры», но пока 49% акций перевозчика принадлежит Сахалину.
 
Как стало известно “Ъ”, «Аврора» (входит в группу «Аэрофлот») ведет переговоры о вхождении в ее уставный капитал Хабаровского края. Размер доли обсуждается, поясняют источники “Ъ”, знакомые с ситуацией. В обмен под управление «Авроры» могут быть переданы «Хабаровские авиалинии», говорит один из собеседников “Ъ”.
 
Возможно и сотрудничество без вхождения края в капитал, но на условиях передачи «Авроре» местной компании в качестве фидерного перевозчика. Речь идет о том, чтобы она летала под коммерческим управлением «Авроры», но под флагом «Хабаровских авиалиний», которые будут получать комиссию за кресло-километр.
 
В результате «Хабаровские авиалинии» получат доход, а «Аврора» расширит маршрутную сеть и сможет рассчитывать на субсидии «в размере нескольких сотен миллионов рублей, поскольку речь идет в первую очередь о социальных перевозках», говорит источник “Ъ”.
 
Министр промышленности и транспорта Хабаровского края Сергей Ивашкин подтвердил “Ъ” факт переговоров с «Авророй» о выходе ее на региональный рынок авиаперевозок, где ключевые позиции занимают «Хабаровские авиалинии».
 
Но министр не раскрыл детали, отметив, что пока проводятся расчеты, анализируется стоимость и логистика перевозок, которые могла бы выполнять «Аврора». «Регион заинтересован в сотрудничестве, но окончательное решение не принято»,- отметил он.
 
Источник “Ъ” говорит, что «Аврора» заинтересована в сотрудничестве с «Хабаровскими авиалиниями», поскольку идея отвечает концепции создания «Авроры» как единой авиакомпании ДФО. Перевозчик планирует летать по всей маршрутной сети «Хабаровских авиалиний», но «задачей-максимум остается восстановление карты полетов времен СССР». До 1990 года на Дальнем Востоке работало около 470 аэродромов и посадочных площадок, а сейчас их около ста.
 
«Аврора» создана в 2013 году на базе авиакомпаний «Сахалинские авиатрассы» и «Владивосток Авиа». Условием создания являлось участие регионов, которые должны поделить 49% акций пропорционально вкладам (сейчас этот пакет принадлежит Сахалинской области, 51% - «Аэрофлоту»). За десять месяцев 2017 года «Аврора» перевезла 1,3 млн человек. Выручка в 2016 году - 16,6 млрд руб., чистая прибыль - 317 млн. Объем субсидий в 2016 году (в том числе из бюджета Сахалина и Приморского края) - 1,1 млрд руб.
 
«Хабаровские авиалинии» - краевое ГУП, учреждено в 2004 году и обслуживает маршруты между Николаевском-на-Амуре, Охотском, Комсомольском-на-Амуре, Советской Гаванью и Хабаровском. За десять месяцев перевезла 57,3 тыс. человек. Флот состоит из четырех L-410, трех Ан-24 и двух Ан-26.
 
В Минтрансе и «Аэрофлоте» от комментариев отказались. Источник “Ъ” в группе «Аэрофлот» говорит, что если другой регион захочет войти в капитал «Авроры», то «на тех же условиях, что и Сахалин». Заметно упростить ситуацию, добавляет он, мог бы вариант, используемый властями Приморья: в 2014-2015 годах регион закупил три самолета DHC 6 TwinOtter 400 на 20 мест для внутрикраевых рейсов и передал «Авроре». При этом край, как и Сахалин, дотирует полеты.
 
В ноябре губернатор Сахалина Олег Кожемяко предложил создать на базе «Авроры» авиакомпанию, которая бы летала между населенными пунктами области, для чего «ее нужно обеспечить соответствующими самолетами». Идею поддержал Дмитрий Медведев, заявляла местная администрация.
 
Сейчас ведется докапитализация «Авроры» для покупки самолетов под полеты на Курилы, сообщил господин Кожемяко. Об интересе к дальневосточным перевозкам в четверг заявил Минтранс, который вместе с Государственной транспортной лизинговой компанией (ГТЛК) задумался над созданием новой региональной авиакомпании на базе L-410, Bombardier и TwinOtter. В ГТЛК “Ъ” не ответили.
 
Однако глава Infomost Борис Рыбак говорит, что основная проблема ДФО не в отсутствии авиакомпании или самолетов, а в нехватке пассажиров. Работа в этом регионе экономически целесообразна лишь при поддержке местных властей. Исполнительный директор агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев добавляет, что расширение поставок L-410 на внутренний рынок - в интересах российских властей, поддержавших локализацию их производства в РФ, «но “Аврору”, уже сделавшую ставку на TwinOtter, будет тяготить разнотипный парк».
 
Елизавета Кузнецова; Марина Ильющенко, Хабаровск,
Газета "Коммерсантъ" №230 от 11.12.2017, стр. 9
https://www.kommersant.ru/doc/3493408