Петр Решетников
Петр Решетников
Сегодня в правительстве Хабаровского края состоялось расширенное заседание, на котором обсуждались два актуальных вопроса: «О реализации на территории Хабаровского края мероприятий по профилактике правонарушений и противодействию преступности», «Об итогах реализации концепции «Основные направления развития системы защиты прав детей, оставшихся без попечения родителей, в Хабаровском крае на 2013-2017 годы».
 
Сотрудники следственного управления организовали в здании правительства края фотовыставку, на кадрах которой отображена работа криминалистов на местах происшествий, экспертов в лабораториях, работа с молодежью: кадетский класс, школа будущего следователя, взаимодействие с подшефными детскими домами.
 
Помимо этого, сотрудники экспертно-криминалистического центра провели презентацию современной криминалистической техники.
 
Все участники заседания до его начала, а также во время перерыва могли не только ознакомиться с новейшими образцами специального оборудования, но и посмотреть его в действии.
 
Одним из первых на расширенном заседании с докладом выступил руководитель Следственного управления СКР по Хабаровскому краю Петр Решетников.
 
Поднявшись на трибуну, учитывая важность обсуждаемых тем, он сразу попросил у председательствующего сделать ему исключение и дать больше времени для выступления, установленного регламентом.
 
Получив согласие, Петр Решетников не только доложил о деятельности следственного управления по противодействию и профилактике преступности, которая осуществляется в соответствии с поставленными руководством Следственного комитета России задачами, но и поднял вопросы, требующие немедленного решения.
 
В том числе предложил незамедлительно провести внеочередное заседание комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при правительстве Хабаровского края, на котором рассмотреть вопрос об усилении контроля за работой органов опеки и попечительства, недопущения халатности в их работе.
* * *
 
Вот выдержки из стенограммы выступления:
 
- В результате укрепляющейся социальной и экономической стабильности в крае, системного комплекса профилактических мер, третий год подряд сохраняется позитивная тенденция к сокращению преступности.
 
По итогам работы за 2015-2016 годы общий массив преступлений уменьшился на 12,7%, в том числе число умышленных убийств на 25%; фактов умышленного причинения тяжкого вреда здоровью на 17,3%. За 5 месяцев этого года уровень зарегистрированных преступлений снизился еще на 15,2 %.
 
Вместе с тем, общее количество возбужденных и расследованных следственным управлением уголовных дел в эти годы примерно одинаково.
 
Так, по результатам рассмотрения сообщений о преступлениях в 2016 году нами возбуждено 1551 уголовное дело, окончено более 1300 дел, направлено в суд 1064. Остальные прекращены либо расследуются.
 
По уголовным делам расследовано почти на 20% преступлений больше, чем в 2015 году, всего почти 2000, из них тяжких и особо тяжких более 60%.
 
Мы эффективно работали по делам об экстремизме и терроризме, по биоресурсам, фактам невыплаты заработной платы, по преступлениям коррупционной и налоговой направленности, совершенным несовершеннолетними и в отношении несовершеннолетних.
 
Раскрытие преступлений, обеспечение принципа неотвратимости наказания - самый эффективный путь профилактики преступлений.
 
Особую роль в раскрытии преступлений играет применение высокотехнологичного оборудования и криминалистической техники. Для этого у нас есть свой экспертный центр.
 
Каждое второе тяжкое и особо тяжкое преступление раскрывается благодаря эффективному применению криминалистической техники.
 
В 2016 году раскрываемость убийств составила более 94%; умышленного причинения тяжкого вреда здоровью, повлекших по неосторожности смерть потерпевшего - 97,5%; преступлений против половой неприкосновенности - 98,5%. За пять месяцев этого года показатели еще выше.
 
Названные показатели раскрываемости указанных преступлений стабильны на протяжении последних трех лет и являются одними из самых высоких в Российской Федерации. Так, за 1 квартал 2017 года из 58 зарегистрированных убийств, пока не раскрыты только три.
 
Полагаю, что высокая раскрываемость указанных преступлений достигнута, в том числе благодаря принятым совместно с УМВД края мерам по созданию двух постоянно действующих следственно-оперативных групп по раскрытию и расследованию тяжких и особо тяжких преступлений на территории края и города Хабаровска.
 
Вместе с тем, каждое третье преступление в крае совершено в состоянии алкогольного опьянения, их удельный вес выше среднероссийского и составляет 37,3%.
 
При этом более 80% убийств совершено в состоянии опьянения. Алкоголизм - прогрессирующее заболевание и явление, которое затрагивает не только взрослых, но и детей. Масштабы распространения наркомании и алкоголизма в современной России по-прежнему представляют угрозу национальной безопасности.
 
В стране и крае принято много нормативно-правовых актов об ограничении продажи спиртного, строго следят за возрастом покупателей алкогольных напитков. Однако этого недостаточно.
 
Для ликвидации этой угрозы необходимо правомерно использовать все средства, в том числе и радикальные - в виде принудительного лечения.
 
Необходимо рассмотреть вопрос о подготовке и принятии закона, направленного на  применение принудительных мер медицинского характера вне уголовного судопроизводства к лицам, страдающих алкоголизмом и наркоманией, не желающих самостоятельно лечиться от этих недугов.
 
Профилактическую работу мы проводим в рамках процессуальной деятельности, но еще в большей мере непроцессуальными формами и методами.
 
Так, в прошлом году нами большое внимание уделено устранению причин и условий, которые способствовали совершению преступлений. На стадии расследования внесено 1379 представлений - практически по каждому уголовному делу.
 
В 62 случаях должностные лица, допустившие нарушения, в совокупности приведшие к совершению преступлений, привлечены к дисциплинарной ответственности. Представления вносились в территориальные отделы полиции, ПДН, ГИБДД, подразделения ФСИН, органы опеки и попечительства, иные организации.
 
Следует понимать, что для нас привлечение по представлению к ответственности не принципиально. Главное, чтобы были предприняты шаги к осуществлению организационных и иных мер направленных на устранение конкретных либо системных нарушений и причин, способствовавших преступлениям.
 
В каждом случае совершения умышленных преступлений сотрудники территориальных следственных отделов ориентированы на необходимость установления всех обстоятельств, предшествующих совершению преступления, даче оценки эффективности деятельности ответственного должностного лица на обозначенной территории, наличие возможности качественно и эффективно выполнять возложенные на него обязанности.
 
В ряде случаев выявить такие причины мы можем только в ходе отдельной процессуальной проверки, а то и расследования уголовного дела, когда необходимо дать оценку деятельности должностных лиц подразделений, осуществляющих индивидуальную профилактическую работу, в обязанности которых входит осуществление контроля (надзора) за той или иной категорией лиц (несовершеннолетних, сирот и оставшихся без попечения родителей, малоимущих и льготников, осужденных условно и ранее судимых и помещенных под административный надзор).
 
Хабаровский край по итогам 12 месяцев 2016 года находился на седьмом месте среди субъектов РФ с наибольшим удельным весом преступлений, совершенных лицами, ранее совершавшими преступления.
 
Данный вопрос по инициативе следственного управления выносился на обсуждение экспертного Совета при постоянном комитете Законодательной думы Хабаровского края по законности, правопорядку и общественной безопасности, в соответствии с решением которого подготовлены предложения по проекту закона Хабаровского края, регулирующего вопросы ресоциализации лиц, отбывающих наказание. Необходимо ускорить принятие этого закона.
 
Осознавая тот факт, что доля рецидивной преступности в крае из года в год остается значительной, по инициативе следственного управления губернатором края создана межведомственная комиссия по оказанию содействия учреждениям уголовно-исполнительной системы и обеспечению ресоциализации лиц, освобожденных из мест лишения свободы.
 
Ежегодно совершается около 500 преступлений в отношении несовершеннолетних. От преступных посягательств в 2016 году только нашими следователями признаны потерпевшими 277 несовершеннолетних. 76% из них пострадали от сексуального насилия.
 
В ходе процессуальной деятельности в 2016 году выявлены факты нахождения 37 детей в социально-опасном положении, бездействия со стороны родителей, опекунов. По результатам рассмотрения обращений следователей 13 детей изъяты из семей и опасных условий, переданы под опеку иным лицам, либо в государственные социально-реабилитационные учреждения.
 
К сожалению, семейное насилие уже давно переросло в системное явление, в том числе в так называемых приемных, опекунских семьях. Побои и истязания несовершеннолетних со стороны близких зачастую не воспринимаются как преступления. А тягчайшие сексуальные преступления в таких семьях крайне латентны. В крае остро необходима система предупреждения семейного насилия.
 
В этой связи, представляется необходимым разработать комплекс мер, направленных на повышение роли сотрудников комиссий по делам несовершеннолетних, органов опеки и попечительства, педагогов и психологов системы образования, участковых уполномоченных и инспекторов по делам несовершеннолетних органов внутренних дел, направленных на выявление детей, находящихся в социально опасном положении, повышение эффективности профилактических мероприятий в этих семьях.
 
Четко регламентировать и усилить персональную ответственность должностных лиц органов, входящих в систему профилактики безнадзорности несовершеннолетних за ненадлежащее осуществление функций по выявлению и защите детей от насилия в семьях.
 
21.12.2016 г. Законодательной думой Хабаровского края принят Закон №232 «О регулировании отдельных вопросов профилактики правонарушений», статьей 6 которого предусмотрено осуществление правительством края полномочий по утверждению программ края в сфере профилактики правонарушений и контроль за их реализацией.
 
Распоряжением правительства Российской Федерации от 22 марта 2017 г. №520-р утверждены Концепция развития системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на период до 2020 года и соответствующий План мероприятий, согласно которым разработка и актуализация региональных (муниципальных) программ и планов мероприятий по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних возложена на органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и установлен срок реализации данного мероприятия - IV квартал 2017 года.
 
Представляется необходимым безотлагательное обсуждение в порядке межведомственного взаимодействия и принятие в соответствии с Распоряжением правительства Российской Федерации Программы по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в крае.
 
Кроме того, предлагаю срочно собрать внеочередное заседание комиссии по делам несовершеннолетних при правительстве Хабаровского края, для принятия неотложных мер по контролю за опекунскими семьями.
 
В 2013 году, совместно с Уполномоченным по правам ребенка, благодаря конструктивной позиции правительства края был решен серьезнейший, и, казалось бы, трудноразрешимый вопрос создания Мониторингового центра помощи пропавшим и пострадавшим детям на базе «Краевого центра психолого-медико-социального сопровождения». Кстати, одного из первых в России.
 
С сентября 2013 г. филиал центра действует в Комсомольске-на-Амуре с охватом территории Амурского, Комсомольского и Солнечного районов.
 
Краевым центром психолого-медико-социального сопровождения ведется эффективная работа по психологической реабилитации несовершеннолетних - жертв преступлений, в том числе склонных к совершению суицидов.
 
С учетом эффективности работы психологов центра по указанной проблеме, а также значительным ростом преступлений в отношении несовершеннолетних, представляется необходимым создание филиалов центра в городах Бикин и Советская Гавань.
 
С указанной инициативой следственное управление уже обращалось к губернатору края, однако вопрос до настоящего времени не решен.
 
Проблемным остается вопрос самовольных уходов несовершеннолетних из детских учреждений, а также из семей, в том числе неблагополучных. Число уходов не сокращается.
 
Изначально Региональный мониторинговый центр помощи пропавшим и пострадавшим детям вел работу по организации и созданию базы данных о пропавших детях, включающую в себя сведения о поступившем заявлении, лице, пропавшем без вести, обстоятельствах ухода, состоянии здоровья несовершеннолетнего, уходил ли ранее, обнаружено местонахождение либо нет.
 
Анализируя имеющиеся сведения о лицах, ушедших из домов и детских учреждений, сотрудники центра, как задумывалось при создании мониторингового центра, выявляли наиболее неблагополучные  детские дома, дома-интернаты, социальные приюты, в которых проводилась профилактическая работа.
 
Учитывая причины уходов детей, проводилась психологическая экспертиза образовательных учреждений на выявление случаев жестокого обращения с обучающимися, воспитанниками.
 
В отношении неблагополучных семей составлялась программа реабилитации, включающая в себя социальную, психологическую, а при необходимости, и медицинскую помощь.
 
Однако в настоящее время данное направление деятельности центра в Уставе не закреплено. Изменилось и название центра, из которого исчезли «пропавшие» дети.
 
Представляется необходимым возобновление деятельности по осуществлению мониторинга ситуации с самовольными уходами детей, а при установлении фактов систематического ухода несовершеннолетних из одного и того же детского учреждения требуется жесткая оценка действиям должностных лиц.
 
Необходим детальный анализ причин уходов несовершеннолетних из домов, образовательных и социальных учреждений, реализация мер по профилактике уходов несовершеннолетних.
 
Особого внимания заслуживает проблема суицидов несовершеннолетних,обострившаяся с конца прошлого года, в частности связанная с деятельностью так называемых «групп смерти».                  
 
В 2016 году в следственном управлении зарегистрировано 6 сообщений о завершенных суицидах шести несовершеннолетних и 10 покушений на самоубийство. По всем фактам смерти возбуждены уголовные дела.
 
По результатам расследования пяти уголовных дел приняты решения о прекращении уголовного дела в связи с отсутствием события преступления, предусмотренного ст.110 УК РФ. По одному уголовному делу расследование продолжается.
 
Установлено, что все факты не связаны с деятельностью «групп смерти». Однако уже в этом году к нам поступило 11 сообщений о склонении несовершеннолетних к суициду посредством социальных сетей, возбуждено два уголовных дела.
 
Изучение обстоятельств, способствовавших совершению ряда самоубийств, показало, что все потерпевшие обучались в образовательных учреждениях края, при этом психологи в ряде школ отсутствовали.
 
В этой связи в адрес министра образования и науки внесено представление, в котором, кроме прочего, предложено провести организационно-штатные мероприятия, ввести в штатное расписание всех общеобразовательных школ должности педагогов-психологов, заполнить имеющиеся вакансии психологов.
 
Предложено внести изменения в должностные инструкции педагогов и педагогов-психологов, реализовать систему психолого-педагогического сопровождения обучающихся образовательных организаций системы начального образования.
 
Указанное представление рассмотрено с участием представителя следственного управления на проведенном министерством образования и науки при заместителе председателя правительства края совещании, по итогам которого разработан комплекс мер по профилактике суицидов в детской и подростковой среде.
 
Аналогичный вопрос обсуждался на координационном совещании по обеспечению правопорядка при губернаторе края.
 
По результатам обсуждения издано распоряжение, в котором даны конкретные поручения министерству социальной защиты населения, министерству образования и науки края, касающиеся реализации мероприятий по профилактике суицидального поведения детей и подростков.
 
Одобрена и инициатива следственного управления о разработке и принятии краевой программы информационной безопасности. Такую работу предложено проводить в рамках государственной программы Хабаровского края «Обеспечение общественной безопасности и противодействие преступности.
 
В свою очередь, в январе этого года мы создали при следственном управлении постоянно действующую следственно-оперативную группу по противодействию преступлениям в отношении несовершеннолетних через сеть Интернет. Уже есть результаты. О них мы отдельно проинформируем.
 
Кроме того, следственным управлением заключены Соглашения о взаимодействии и направлены обращения в территориальные подразделения Роскомнадзора и Роспотребнадзора для проведения мониторинга в сети Интернет в целях своевременного выявления информации, представляющей угрозу для нормального физического и нравственного здоровья несовершеннолетних, и обращение в министерство образования и науки края о проведении профилактической работы с учащимися и их родителями в целях контроля за пользованием социальными сетями.
 
Следователи ориентированы на необходимость исполнения требований Указаний председателя Следственного комитета Российской Федерации от 17.06.2016 г. «О дополнительных мерах в сфере защиты несовершеннолетних от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, побуждающей к самоубийству» в части направления копий материалов, подтверждающих размещение в сети Интернет информации, способствовавшей совершению самоубийства, в территориальный орган Роскомнадзора для решения вопроса о привлечении виновных лиц к ответственности в рамках административного законодательства.
 
За три месяца 2017 года в Роскомнадзор направлено 18 сообщений о ресурсах, содержащих запрещенную информацию. 10 из них заблокированы за размещение материалов, оправдывающих совершение суицида.
 
Проанализировав причины гибели и травмирования несовершеннолетних детей на бесхозных объектах, следственное управление на заседании комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций правительства Хабаровского края предложило комплекс мер по наведению порядка, обеспечивающего безопасность граждан.
 
По инициативе следственного управления губернатором края издано распоряжение об организации работы в городских округах и муниципальных районах края по выявлению находящихся на территориях муниципальных образований заброшенных, бесхозяйных, недостроенных объектов промышленности, коммунальной и строительной инфраструктуры, а также о создании межведомственной рабочей группы.
 
В последнее время остро стоит вопрос о нарушении прав и законных интересов несовершеннолетних в сфере организации детского отдыха и оздоровления.
 
В 2015-2017 г.г. следственными органами проводились процессуальные проверки и расследовались уголовные дела, связанные с выявленными нарушениями закона в этой сфере.
 
Так, расследованы уголовные дела, связанные с организацией экскурсии в зоосад «Приамурский» на автобусе, водитель которого не имел права перевозить организованную группу детей, кроме того, управляемый им автобус не прошел технический осмотр и в связи с неисправностью в пути вышел из строя.
 
В результате опрокидывания транспортного средства пострадали 26 детей. К счастью, обошлось без серьезных телесных травм.
 
Летом 2016 года проводились процессуальные проверки по фактам заражения детей инфекционными заболеваниями в оздоровительных лагерях «Энергетик» и «Олимп».
 
В Комсомольск-на-Амуре индивидуальный предприниматель решил оказывать населению услугу по предоставлению аттракциона «батут», купил его по объявлению на одном из сайтов сети Интернет без документов, установил возле магазина и предоставлял в пользование детям за плату до тех пор, пока не произошел несчастный случай - четырехлетняя девочка получила тяжкий вред здоровью в виде ушиба головного мозга и перелома лобной кости.
 
В прошлом месяце средствами массовой информации активно обсуждалась тема массового травмирования детей в одном из батутных центров Хабаровск.
 
По данному факту возбуждено и в настоящее время расследуется уголовное дело по признакам ст. 238 УК РФ (предоставление услуг, не отвечающих требованиям безопасности).
 
В ходе следствия установлено, что в данном центре травмировано 57 детей, при этом четверо из них получили компрессионный перелом позвоночника.
 
До 2017 года расследование подобных фактов осложнялось наличием пробелов в законодательстве или необязательный (добровольный, рекомендательный) характер имеющихся положений государственных и межгосударственных стандартов, технических условий и т.д.
 
Возможность детально нормативно урегулировать деятельность учреждений и организаций в сфере детского отдыха и оздоровления появилась с вступлением в действие в 01.01.2017 г. Федерального закона от 28.12.2016 г. №465-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования государственного регулирования организации отдыха и оздоровления детей».
 
При этом новым законодательством органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления, наряду с федеральными органами исполнительной власти, предписано принимать меры по принятию нормативных правовых актов, регулирующих деятельность организаций отдыха детей и оздоровления, созданию безопасных условий пребывания в этих организациях, а также по контролю за исполнением законодательства в этой сфере.
 
С учетом изложенного, нами были внесены предложения в адрес губернатора края о разработке на уровне субъекта Федерации правовых актов по вопросам обеспечения безопасности в сфере предоставления детям досуговых услуг, а также в сфере детского туризма, отдыха и оздоровления, регламентирующих деятельность организаций, оказывающих услуги в этой сфере, устанавливающих требования к организации пребывания в них детей и к работающему с ними персоналу, предусматривающие порядок регистрации, надзора за техническим состоянием и безопасной эксплуатацией аттракционов и бассейнов с закреплением соответствующих контрольных полномочий за конкретным органом в правительстве Хабаровского края.
 
Петр Решетников,
руководитель Следственного управления СКР по Хабаровскому краю.